23 декабря 2014 г. |
Дело N А56-66046/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Дмитриева В.В., Коробова К.Ю.,
рассмотрев 18.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "БалтТеплоСтрой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2014 (судья Радынов С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 (судьи Жукова Т.В., Попова Н.М., Смирнова Я.Г.) по делу N А56-66046/2013,
установил:
Закрытое акционерное общество "БалтТеплоСтрой", место нахождения: 199004, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 58, лит. А, ОГРН 1107847169451, ИНН 7801520815 (далее - ЗАО "БалтТеплоСтрой"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Негабаритная Логистическая Компания", место нахождения: 198095, Санкт-Петербург, Балтийская ул., д. 41, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1127847603894, ИНН 7805605682 (далее - ООО "НЛК"), о взыскании убытков, включающих в себя: 1 534 546 руб. стоимости трех поврежденных балок, 90 000 руб. расходов по раскредитации и раскреплению груза на железнодорожной станции, 80 000 руб. расходов на доставку и оплату работы двух автокранов, 315 000 руб. стоимости транспортных услуг по доставке балок взаимен поврежденных (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "БалтСервисТранс", место нахождения: 196158, Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 15А, оф. 60, ОГРН 1127847624860, ИНН 7810891238.
ООО "НЛК" предъявило встречный иск о взыскании с ЗАО "БалтТеплоСтрой" 557 000 руб. задолженности за перевозку, 500 000 руб. в возмещение расходов на перевозку, 9834 руб. 75 коп. пеней, 12 000 руб. затрат за составление сюрвейерского отчета.
Решением суда от 16.05.2014 в удовлетворении иска ЗАО "БалтТеплоСтрой" отказано, встречный иск удовлетворен в части взыскания в пользу ООО "НЛК" 557 500 руб. задолженности; в остальной части встречного иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ЗАО "БалтТеплоСтрой", указывая на неправильное применение судами норм материального права, просит принятые по делу судебные акты отменить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10.09.2013 между ЗАО "БалтТеплоСтрой" (заказчиком) и ООО "НЛК" (перевозчиком) заключен договор перевозки груза N 042.НЛК.13, которым определены взаимоотношения сторон по организации, планированию, осуществлению перевозок негабаритных и/или тяжеловесных грузов одним или несколькими видами транспорта, а также по экспедированию грузов и оказанию связанных с ним дополнительных услуг на территории Российской Федерации (внутригосударственная перевозка) и/или в международном сообщении (международная перевозка). Исполнитель обязался за вознаграждение и за счет заказчика выполнить эти работа, а заказчик - принять их и оплатить.
На основании заявки на перевозку грузов от 10.09.2013 N 2 ООО "НЛК" приняло к перевозке по маршруту Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д. 123 - Санкт-Петербург, Выборгский район, поселок Боровинка груз - балки БПД 165-М (АШ) и БП 165-М (АШ).
По условиям заявки исполнитель несет ответственность за правильное размещение и крепление груза в транспортном средстве в соответствии с требованиями законодательства и нормативными актами, регулирующими правила перевозки.
Пунктом 18 заявки установлено, что она имеет силу договора на разовую перевозку, и её факсимильная копия рассматривается как оригинал.
ООО "НЛК" 19.09.2013 на основании вышеуказанной заявки приняло груз - 3 балки пролетного строения по транспортным накладными N 007103, 007104, 007105. В отметках грузополучателя на указанных транспортных накладных указано, что при сдаче груза при осмотре балки обнаружены трещины. Груз не принимается.
На наличие повреждений указано также в акте осмотра балок мостовых БП 165-М (АШ) от 20.09.2013, составленном без участия представителя ООО "НЛК", сделаны отметки в транспортных накладных.
Грузополучатель отказался от приемки поврежденных балок.
Актом от 20.09.2013 N 1 поврежденные балки списаны.
По мнению ЗАО "БалтТеплоСтрой", ему причинены убытки, включающие стоимость поврежденных балок - 1 534 546 руб., расходы на оплату услуг по раскредитации и раскреплению груза на железнодорожной станции - 90 000 руб., расходы на доставку и оплату работы двух автокранов - 80 000 руб., стоимость транспортных услуг по доставке балок взамен поврежденных - 315 000 руб.
Поскольку претензия о возмещении убытков оставлена ООО "НЛК" без удовлетворения, ЗАО "БалтТеплоСтрой" обратилось в суд с иском.
ООО "НЛК" обратилось со встречным иском о взыскании с ЗАО "БалтТеплоСтрой" 557 000 руб. задолженности по оплате оказанных услуг, 500 000 руб. в возмещение понесенных расходов, 9834,75 руб. пеней, 12 000 руб. затрат на составление сюрвейерского отчета.
Согласно заявке от 10.09.2013 N 2 перевозчику было поручено доставить 8 железобетонных балок, стоимость услуг составила 840 000 руб., из которых уплачено только 420 000 руб.
Исследовав доказательства, оценив их в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суды признали заявленные ЗАО "БалтТеплоСтрой" требования необоснованными и частично удовлетворили встречные требования.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
По смыслу статей 784, 785 и 796 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также статей 15 и 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав) перевозчик несет ответственность независимо от наличия или отсутствия его вины в нарушении обязательства по перевозке. Основанием освобождения его от ответственности за повреждение груза является наличие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Приспособления, необходимые для погрузки, выгрузки и перевозки груза, должны предоставляться и устанавливаться на транспортном средстве грузоотправителем и сниматься с транспортного средства грузополучателем, если иное не установлено договором перевозки груза. Погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Погрузка грузов в транспортное средство, контейнер осуществляется таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозок грузов и их сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера (части 6, 8 и 9 статьи 11 Устава).
Аналогичные правила предусмотрены и условиями договора перевозки груза от 10.09.2013 N 042.НЛК.13.
Суды, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришли к выводу о том, что ЗАО "БалтТеплоСтрой" не представило достаточных и достоверных доказательств вины экспедитора, причинно-следственной связи между действиями ООО "НЛК" и причиненными убытками, указали, что акт от 20.09.2013 и транспортные накладные N 007103, 007104, 007105 не являются достоверными доказательствами ненадлежащего исполнения перевозчиком своих обязанностей по доставке груза.
Согласно пункту 5 статьи 34 Устава перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.
На основании пункта 1 статьи 38 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных Уставом.
Порядок составления актов и проставления отметок в документах устанавливается правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров.
Порядок составления акта и требования к нему установлены в главе 7 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 (далее - Правила).
В материалах дела отсутствует акт, составленный в порядке, установленном Правилами.
Судами установлено, что акт от 20.09.2013 составлен грузополучателем без участия экспедитора. В транспортных накладных N 007103, 007104, 007105 не содержится отметок о составлении этого акта.
Исходя из пункта 2.8 договора перевозчик обязан обеспечить принятие груза к перевозке по количеству и комплектности в соответствии с заявкой и оформленными надлежащим образом товарно-транспортными документами.
Пунктом 2.9 договора предусмотрена обязанность перевозчика обеспечить правильное размещение и крепление груза в транспортном средства в соответствии со свойствами груза, требованиями законодательства и нормативными актами, регулирующими правила перевозки.
Заказчик согласно пункту 3.6 обязан обеспечить исполнителя специальными инструкциями, схемами по погрузке/креплению/разгрузке отдельных видов грузов, требующих особых условий, или грузов, по которым не разработаны правила погрузки/ крепления/разгрузки.
Из пункта 4.1 следует, что, подавая письменную заявку, заказчик берет на себя обязательство представить к погрузке и перевозке груз, указанный в ней, погрузить его на предоставленные исполнителем транспортные средства, закрепить груз на транспортном средстве в соответствии с пунктом 3.7, при необходимости опломбировать груз, оформить необходимые для перевозки документы.
Согласно разделу 5 договора при погрузке водитель как представитель перевозчика принимает груз по количеству на основании товарно-транспортной накладной или иного документа, применимого при осуществлении соответствующего вида перевозки. Условие о соблюдении центра тяжести и недопущении его смешения должно соблюдаться при укладке и размещении груза на транспортном средстве (пункт 5.1). Представитель перевозчика несет ответственность за соответствие укладки груза на транспортном средстве требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности груза и транспортного средства, а также обязан сообщить заказчику о замеченных нарушениях в правилах укладки и крепления груза, угрожающих его сохранности (пункт 5.2.). При обнаружении в процессе разгрузки следов вскрытия, недостачи, повреждения складской упаковки сотрудниками грузополучателя совместно с водителем при участии независимой комиссии в составе трех человек, образуемой из числа лиц, не являющихся сотрудниками грузополучателя, грузоотправителя, заказчика или перевозчика, проводится осмотр и подсчет товара. По результатам осмотра и подсчета составляется акт об обнаружении несоответствий при приемке товара. Акт подписывается водителем как представителем исполнителя, уполномоченным представителем грузополучателя и членами независимой комиссии. Акт должен быть составлен в трех экземплярах в тот же день, когда несоответствие выявлено, и представлен исполнителю (пункт 5.6).
Из материалов дела следует, что ЗАО "БалтТеплоСтрой" не обеспечило перевозчика специальными инструкциями, схемами по погрузке/креплению/разгрузке спорного груза, требующего особых условий, или груза, по которым не разработаны правила погрузки/креплению/разгрузки. Истцом не указано, требования каких именно нормативных правовых актов были нарушены ООО "НЛК" при приемке груза.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для удовлетворения требований ЗАО "БалтТеплоСтрой".
Судами также правомерно частично удовлетворен встречный иск. Из текста кассационной жалобы не следует, что ЗАО "БалтТеплоСтрой" оспаривает судебные акты в этой части.
При таком положении оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 по делу N А56-66046/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "БалтТеплоСтрой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.