15 января 2015 г. |
Дело N А13-10886/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Марьянковой Н.В.,
судей Боголюбовой Е.В., Нефедовой О.Ю.,
при содействии в организации видеоконференц-связи судьи Арбитражного суда Вологодской области Лемешова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Северо-Западного округа помощником судьи Косенко Т.А., в Арбитражном суде Вологодской области секретарем судебного заседания Гороховой В.Е.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Чащиной О.А. (доверенность от 17.09.2012), от открытого акционерного общества "ФосАгро-Череповец" Яничевой Т.А. (доверенность от 03.07.2013), Строгановой Е.Ю. (доверенность от 26.12.2012),
рассмотрев 15.01.2015 в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Вологодской области, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.07.2014 (судья Кутузова И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 (судьи Зайцева А.Я., Зорина Ю.В., Шадрина А.Н.) по делу N А13-10886/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "ФосАгро-Череповец", место нахождения: Вологодская обл., г. Череповец, Северное шоссе, д. 75, ОГРН 1123528007173, ИНН 3528191736 (далее - ОАО "ФосАгро-Череповец"), о взыскании 4 273 479 руб. 50 коп. платы за нахождение на путях общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику, в "брошенных" поездах, в период с ноября 2012 года по январь 2013 года.
Решением от 07.07.2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014, в иске отказано.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД", ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение - об удовлетворении иска.
Податель жалобы считает, что в спорный период задержка вагонов на промежуточных станциях произошла в связи с неприемом их железнодорожной станцией назначения по причине нарушения ОАО "ФосАгро-Череповец" технологических сроков оборота вагонов, не представившего доказательства отсутствия вины.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ФосАгро-Череповец" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая, что основанием для начисления сбора, указанного в пункте 2.1.10 договора от 03.03.2012 N ОД22-1196/12 в редакции протокола согласования разногласий от 19.11.2012 является пользование железнодорожными путями общего пользование при нахождении на них подвижного состава по вине грузополучателя. По мнению ОАО "ФосАгро-Череповец", представленные истцом ведомости подачи и уборки вагонов содержат лишь информацию о нахождении собственных/арендованных вагонов на путях необщего пользования и не доказывают вину ответчика в невозможности приема прибывающих в его адрес вагонов в силу занятости путей.
ОАО "ФосАгро-Череповец" ссылается на то, что график исполненной поездной и грузовой работы свидетельствует о том, что на все даты "бросания" вагонов на промежуточных станциях, на станции Кошта были свободные пути, согласованные сторонами в договорах.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы кассационной жалобы, а представители ОАО "ФосАгро-Череповец" с ними не согласились.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" (перевозчик) и открытое акционерное общество "Аммофос" (правопредшественник ОАО "ФосАгро-Череповец"; владелец) 26.12.2006 заключили договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования на станции Кошта Северной железной дороги N 4-109.
Срок действия названного договора до 31.12.2012.
ОАО "РЖД" и ОАО "ФосАгро-Череповец" 13.07.2012 заключили договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования на станции Кошта Северной железной дороги N 4-109 со сроком действия с 01.01.2013 по 31.12.2017.
Стороны заключили договор на организацию расчетов от 03.07.2012 N ОД22-1196/12, на основании которого регулируются взаимоотношения сторон по организации расчетов и оплатой клиентом провозных платежей, сборов, плат, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозке грузов.
В соответствии с пунктом 2.1.10 договора от 03.07.2012 N ОД22-1196/12 в случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их промежуточной станцией назначения по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), ОАО "РЖД" взимается плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере, определенном в приложении 3 к настоящему договору.
В случае нарушения клиентом, являющимся грузополучателем, на железнодорожной станции назначения времени подачи, приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), с клиента взимается плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в приложении 3 к настоящему договору.
Размер платы согласно указанному пункту может быть изменен ОАО "РЖД" с уведомлением клиента.
ОАО "РЖД" ссылаясь на то, что в период с ноября 2012 года по январь 2013 года вагоны были задержаны на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причине невыполнения ОАО "ФосАгро-Череповец" технологического срока оборота вагонов, начислил плату за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования, в размере 4 273 479 руб. 50 коп.
Отказ ОАО "ФосАгро-Череповец" уплатить названную плату послужил основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, проанализировав телеграммы и графики исполненной поездной работы, представленные ОАО "РЖД", установил, что в момент "бросания" составов занята была часть выставочных путей, а на некоторых занятых железнодорожных путях находились составы, прибывшие не в адрес ОАО "ФосАгро-Череповец", либо составы собственного формирования ОАО "РЖД", в связи с чем сделал вывод о том, что истец не доказал невозможность подачи вагонов, прибывших в адрес ответчика, по причинам, зависящим от ОАО "ФосАгро-Череповец".
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Статьей 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Абзацем вторым пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - МПС России) от 18.06.2003 N 26, предусмотрено, что основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами в "брошенных" поездах, задержанных в пути следования, является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов и нарушение срока доставки (статья 39 Устава).
Пунктами 6.6 и 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27), предусмотрено, что о причинах задержки груза (в том числе по причине занятости фронтов выгрузки) и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о задержании груза на станции с указанием причин задержки и срока, на который увеличивается срок доставки. Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика. Срок доставки груза увеличивается в случаях задержки вагона на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя.
Порядок оформления задержки вагонов, в том числе в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 3.2.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), при составлении акта общей формы в пути следования перевозчиком составляется, как правило, два экземпляра: первый прикладывается к перевозочному документу, второй хранится в делах перевозчика. О составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе "Отметки перевозчика" делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика. При составлении акта общей формы в пути следования в случаях, указанных в Правилах N 27, аналогичная отметка делается на оборотной стороне дорожной ведомости с левой стороны свободного поля.
В подтверждение факта задержки вагонов в пути следования в "брошенных" поездах по причине независящим от перевозчика истец представил накопительные ведомости (карточка) и акты общей формы, которые являются документами, удостоверяющие факт и продолжительность простоя вагонов на промежуточных станциях.
В соответствии с параграфом 4 договора от 26.12.2012 N 4-109 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны выставляются локомотивом перевозчика на любой из свободных путей N 12-14 сортировочного парка станции Кошта, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца.
Согласно параграфу 4 договора от 13.07.2012 N 4-109 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны выставляются локомотивом перевозчика на любой из свободных путей N 12-14 и 35-38 сортировочно-отправочного парка, N 4, 9-16 парка приема, N 3, 5-8 приемо-отправочного парка станции Кошта, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца.
Суд первой инстанции установив, что в момент "бросания" составов заняты были лишь часть выставочных путей, согласованных в договорах, и на некоторых занятых железнодорожных путях находились составы, прибывшие не в адрес ответчика, либо составы собственного формирования ОАО "РЖД", признал отсутствие в материалах дела доказательств вины ответчика в задержке вагонов на путях общего пользования и факта занятости путей назначения на дату "бросания" вагонов.
ОАО "РЖД" считает, что для подтверждения нарушения ответчиком сроков уборки и технологических сроков оборота вагонов достаточно актов общей формы.
Между тем акты общей формы удостоверяют факт и продолжительность простоя вагонов на путях общего пользования, но в то же время не лишают права ответчика представлять доказательства того, что эта задержка была обусловлена не его действиями, а действиями ОАО "РЖД".
Довод подателя жалобы о том, что договором не согласовано освобождение ОАО "ФосАгро-Череповец" от уплаты сбора за пользование путями общего пользования, в том числе по причине наличия свободных путей на станции назначения, подлежит отклонению.
Согласно статье 39 Устава ответственность грузоотправителей, грузополучателей за задержку вагонов на промежуточной железнодорожной станции наступает если, эта задержка произошла по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей.
При отсутствии таких причин перевозчик не вправе требовать от грузоотправителей, грузополучателей платы за пользование вагонами.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали представленные сторонами доказательства, оценив которые пришли к выводу об отсутствии вины ответчика в задержке вагонов на путях общего пользования, и как следствие этого невозможность взимания платы, предусмотренной пунктом 2.1.10 договора от 03.03.2012 N ОД22-1196/12 в редакции протокола согласования разногласий от 19.11.2012.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.07.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по делу N А13-10886/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.