15 января 2015 г. |
Дело N А66-16143/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей, Кадулина А.В. и Ракчеевой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ВОЛГА-ТВЕРЬ" Решетникова Д.О. (доверенность от 12.02.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.05.2014 (судья Перкина В.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Зорина Ю.В.) по делу N А66-16143/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВОЛГА-ТВЕРЬ", место нахождения: 171251, Тверская обл., г. Конаково, ул. Строителей, д. 28, ОГРН 1036908002691, ИНН 6911021060 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 (далее - Кадастровая палата), в лице филиала по Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 44, об установлении кадастровой стоимости трех земельных участков, расположенных по адресу: Тверская обл., Конаковский р-н, с.п. Юрьево-Девичьевское, дер. Едимоновские Горки, в размере их рыночной стоимости, а именно: земельного участка общей площадью 27 000 кв.м с кадастровым номером 69:15:0090701:77 в размере 11 151 000 руб., земельного участка общей площадью 17 000 кв.м с кадастровым номером 69:15:0090701:80 в размере 14 263 000 руб., земельного участка общей площадью 39 000 кв.м с кадастровым номером 69:15:0000009:217 в размере 16 107 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 44, ОГРН 1026900587702, ИНН 690500054 (далее - Правительство), Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, место нахождения: 170000, г. Тверь, Новоторжская ул., д. 1, ОГРН 1036900087806, ИНН 6901043057 (далее - Департамент), и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Свободный переулок, д. 2, ОГРН 1046900099828, ИНН 6901067121.
Решением от 28.05.2014 иск удовлетворен.
Апелляционный суд постановлением от 13.10.2014 изменил решение от 28.05.2014, дополнив его резолютивную часть следующим абзацем: "Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ВОЛГА-ТВЕРЬ" в доход федерального бюджета 8000 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска".
В кассационной жалобе Правительство, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 28.05.2014 и постановление от 13.10.2014 и отказать в иске.
Податель жалобы указывает на следующее: Общество, являющееся арендатором двух из трех указанных в иске земельных участков не вправе обращаться за проведением оценки арендуемого им имущества, а следовательно, не вправе обращаться с настоящим иском в суд; эксперт при проведении оценки спорных участков в нарушение требований законодательства об оценочной деятельности использовал недостоверную и недостаточную информацию.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договоров от 16.04.2007 и от 10.12.2008 Общество является арендатором двух земельных участков, находящихся в государственной собственности: общей площадью 27 000 кв.м с кадастровым номером 69:15:0090701:77 и общей площадью 17 000 кв.м с кадастровым номером 69:15:0090701:80. Кроме того, в собственности Общества находится земельный участок общей площадью 39 000 кв.м с кадастровым номером 69:15:0000009:217 (свидетельство о государственной регистрации права от 17.07.2012 серии 69 АВ N 536667). Указанные участки расположены по адресу: Тверская обл., Конаковский р-н, с.п. Юрьево-Девичьевское, дер. Едимоновские Горки.
В 2008 году в Тверской области была проведена государственная кадастровая оценка земель, результаты которой утверждены постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" (далее - Постановление N 503-па).
Согласно Постановлению N 503-па кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 69:15:0090701:77, 69:15:0090701:80, 69:15:0000009:217 составляет 29 925 180 руб., 46 041 270 руб. и 21 026 850 руб. соответственно.
В соответствии с отчетом от 28.03.2014 N 14К-2803 об оценке рыночной стоимости указанных земельных участков, выполненным по заказу Общества независимым оценщиком - обществом с ограниченной ответственностью "Оценщик", рыночная стоимость указанных земельных участков по состоянию на дату вступления в законную силу Постановления N 508-па составляет соответственно 11 151 000 руб., 14 263 000 руб., 16 107 000 руб.
Согласно экспертному заключению от 08.04.2014 N 1131-3/2014, выполненному общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", отчет от 28.03.2014 N 14К-2803 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Общество обратилось с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость названных земельных участков, учитываемая при определении арендной платы и земельного налога, существенно превышает их рыночную стоимость и должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в размере рыночной стоимости.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, признав выводы суда первой инстанции, касающиеся предмета спора, законными и обоснованными, изменил решение суда первой инстанции в части взыскания государственной пошлины по иску. Апелляционный суд, установив, что Общество, заявившее о готовности принять на себя расходы по государственной пошлине по иску на себя, но уплатившее при подаче искового заявления государственную пошлину по иску не в полном размере, взыскал с него в доход федерального бюджета 8000 руб. государственной пошлины.
Кассационная инстанция считает, что суды обоснованно удовлетворили иск Общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, а также при определении выкупной цены в случае приватизации участка в порядке статьи 36 ЗК РФ.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент обращения Общества с настоящим иском и рассмотрения спора в суде первой инстанции, также было предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Общество в обоснование своих требований представило суду отчет от 28.03.2014 N 14К-2803 об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков. Соответствие данного отчета требованиям Закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением 08.04.2014 N 1131-3/2014, выполненным общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков".
При рассмотрении дела Кадастровая палата, Правительство, Департамент не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорных земельных участков является иной, не ходатайствовали о назначении экспертизы, в связи с чем у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости участков в размере их рыночной стоимости, определенной на основании заключения оценщика.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом от 28.03.2014 N 14К-2803.
Несостоятелен довод жалобы о том, что Общество, являющееся арендатором двух спорных участков, не вправе обращаться за проведением оценки рыночной стоимости арендуемого им имущества.
Согласно статье 6 Закона N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Принадлежность истцу на праве аренды двух из спорных земельных участков, размер арендной платы за пользование которыми определяется с учетом их кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующих объектов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что постановление апелляционного суда от 13.10.2014, которым правомерно изменено решение от 28.05.2014 в части взыскания государственной пошлины по иску, следует оставить в силе, а в удовлетворении жалобы Правительства - отказать.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 по делу N А66-16143/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.