16 января 2015 г. |
Дело N А56-21060/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Никитушкиной Л.Л., Старченковой В.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Ленинградская областная управляющая электросетевая компания" Сусорова И.Е. (доверенность от 07.04.2014 N 126), от администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области Александрова А.В. (доверенность от 29.12.2014 N 96-ЛС),
рассмотрев 15.01.2015 в открытом судебном заседании поступившую в электронном виде кассационную жалобу администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по делу N А56-21060/2014 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Полубехина Н.С.),
установил:
Открытое акционерное общество "Ленинградская областная управляющая электросетевая компания", место нахождения: 187326, Ленинградская область, Кировский район, поселок городского типа Приладожский, дом 23А, ОГРН 1044700565172, ИНН 4703074613 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, место нахождения: 187000, Ленинградская область, город Тосно, проспект Ленина, дом 32, ОГРН 1054700604518, ИНН 4716024480 (далее - Администрация), об обязании внести изменения в договор от 15.06.2010 N 21-691/005-ПС-10 об оказании услуг по технологическому присоединению к электрической сети путем подписания дополнительного соглашения к договору, устанавливающего окончательную стоимость услуги по договору в сумме 7 920 760 руб. 09 коп., а также о взыскании с Администрации 4 220 760 руб. 09 коп. задолженности, составляющей разницу между окончательной стоимостью услуги, установленной в дополнительном соглашении, и суммой, уплаченной Администрацией по договору.
Решением от 11.06.2014 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 30.09.2014 решение от 11.06.2014 изменено: с Администрации в пользу Компании взыскано 4 220 760 руб. 09 коп. задолженности, в остальной части иска отказано; распределены расходы по государственной пошлине.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение им норм материального права, просит отменить постановление от 30.09.2014 и оставить в силе решение от 11.06.2014. Как полагает податель жалобы, апелляционным судом не учтено, что нарушение срока обращения Компании в уполномоченный орган для установления размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту обусловило невозможность выполнения Администрацией своих обязательств по внесению платы за технологическое присоединение. По мнению Администрации, является верным вывод суда первой инстанции о том, что расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту возможны только при их согласовании на стадии заключения договора.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Компании возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Компания (сетевая организация) и Администрация заключили договор от 15.06.2010 N 21-691/005-ПС-10, по условиям которого сетевая организация обязалась оказать Администрации услугу по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) Администрации к электрической сети, а Администрация обязалась оплатить услугу в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
Объектом электроснабжения является детский дом, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, город Никольское.
Стороны определили ориентировочную цену договора - 3 700 000 руб. и установили, что окончательная стоимость услуг Компании определяется сторонами на основании утвержденной Комитетом по тарифам и ценовой политике правительства Ленинградской области (далее - ЛенРТК), индивидуальной платы за технологическое присоединение объекта заявителя к электросетям сетевой организации путем заключения дополнительного соглашения (пункт 4.1 договора).
Во исполнение принятых обязательств Администрация перечислила Компании 3 700 000 руб., что подтверждается платежными поручениями от 30.06.2010 N 62 и от 10.04.2012 N 85.
Акт технологического присоединения N 839 подписан сторонами 08.10.2010.
Впоследствии Компания письмом от 01.12.2010 N 02/459 обратилась в уполномоченный орган (ЛенРТК) с заявлением об установлении индивидуального тарифа на присоединение к электрическим сетям Компании с соответствующим предложением, рассчитав размер платы в размере 17 637 786 руб. 72 коп.
Письмом от 16.12.2010 N 2-5-1079/10-0 уполномоченный орган отказал в утверждении индивидуального тарифа на присоединение к электрическим сетям в связи с целесообразностью применения при расчетах платы за технологическое присоединение по договору тарифа, установленного приказом ЛенРТК от 31.08.2007 N 71-П, что составило 7 920 760 руб. 09 коп.
Поскольку направленное Компанией дополнительное соглашение к договору с условием об окончательной стоимости услуги по договору в сумме 7 920 760 руб. 09 коп. (письмо от 21.04.2011 N 02/162) Администрация не подписала и разницу между окончательной и ориентировочной стоимостью услуг не доплатила, Компания обратилась в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Суд апелляционной инстанции не согласился с решением суда и изменил его.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, пришла к следующим выводам.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики определяются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике). Согласно пункту 1 статьи 25 этого Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Согласно абзацу второму пункта 30 Правил N 861, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если не поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 данных Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Технологическое присоединение во всех случаях заканчивается составлением акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон (пункты 7 и 19 Правил N 861).
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по цене, устанавливаемой уполномоченными на то государственными органами. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию подлежит плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций.
В случаях и на условиях, предусмотренных договором, допускается изменение цены после заключения договора (пункт 2 статьи 424 ГК РФ).
В пункте 4.2 спорного договора стороны согласовали порядок определения окончательной цены договора (на основании утвержденного индивидуального тарифа), изначально согласованной ориентировочно. Истец полностью исполнил свои обязательства по договору, а ответчик принял результат оказанной услуги.
В указанном пункте договора стороны предусмотрели изменение цены договора путем заключения дополнительного соглашения, направленного в течение пяти дней после утверждения уполномоченным государственным органом размера платы (тарифа) за технологическое присоединение энергопринимающих устройств Администрации к электрическим сетям Компании по индивидуальному проекту.
Поскольку цена услуги по технологическому присоединению является регулируемой, указанная в пункте 4.1 договора стоимость такой услуги является ориентировочной, а плата по индивидуальному проекту для Администрации не была установлена, то суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод, что в данном случае должны применяться ставки платы за технологическое присоединение к сетям Компании, установленные приказом ЛенРТК от 31.08.2007 N 71-П.
Дополнительным соглашением внесены изменения в спорный договор в части его окончательной цены. Согласно новой редакции пункта 4.1 договора стоимость технологического присоединения составила 7 920 760 руб. 09 коп.
Поскольку стороны в самом договоре предусмотрели изменение его цены, что не противоречит свободе договора и действующему законодательству, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что цена, установленная дополнительным соглашением, является правомерной, в связи с чем удовлетворил иск в заявленном размере.
Более того, пунктом 8.1 договора предусмотрено, что он действует до полного исполнения сторонами обязательств по договору.
Из представленных сторонами доказательств следует, что к моменту предложения ответчику заключить дополнительное соглашение 21.04.2011 Администрация свои обязательства по оплате услуг технологического присоединения по спорному договору исполнила не в полном объеме (общая сумма ориентировочной стоимости уплачена платежным поручением 10.04.2012 N 85), соответственно, у Администрации после получения дополнительного соглашения отсутствовали основания для отказа от его подписания и внесения доплаты.
Ссылка Администрации на нарушение срока обращения сетевой организации в уполномоченный орган для утверждения индивидуального тарифа не освобождает ее от оплаты окончательной стоимости услуги в полном объеме.
Основания для отмены обжалуемого судебного акта в связи с нарушением норм материального или процессуального права кассационной инстанцией не установлены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по делу N А56-21060/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.