20 февраля 2015 г. |
Дело N А05-6830/2014 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 16.02.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.08.2014 (судья Филипьева А.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2014 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Докшина А.Ю.) по делу N А05-6830/2014,
установил:
Индивидуальный предприниматель Бабкин Андрей Николаевич (ОГРНИП 304291830300012, ИНН 291100041598) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее - Министерство), о взыскании 732 042 руб. 10 коп. неосновательного обогащения по договору аренды лесного участка от 05.12.2007 N 129.
Решением от 05.08.2014 суд взыскал с Министерства в пользу Предпринимателя 732 042 руб. 10 коп. неосновательного обогащения.
Определением от 05.08.2014 суд исправил опечатку, допущенную в резолютивной части решения, и обязал Министерство принять меры по возврату на расчетный счет Предпринимателя 732 042 руб. 10 коп. неосновательного обогащения.
Определением от 20.08.2014 суд разъяснил Министерству, что решением от 05.08.2014 арбитражный суд обязал Министерство принять меры по возврату на расчетный счет в банке Предпринимателю 732 042 руб. арендной платы, излишне уплаченной в 2011-2013 годах по договору от 05.12.2007 N 129 аренды лесного участка, в том числе 430 613 руб. в части минимальных ставок, перечисленных в федеральный бюджет, 301 429 руб. 10 коп. в части превышающей минимальные ставки, перечисленных в областной бюджет.
Постановлением от 07.11.2014 апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение. Податель жалобы считает, что поскольку на момент заключения договора аренды в соответствии с материалами лесоустройства 1989 года передаваемые лесные участки относились к 1-му и 2-му разряду такс, то применять иные разряды такс без соответствующей лесоустроительной документации Министерство не имело возможности.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 05.12.2007 между Департаментом лесного комплекса Архангельской области - правопредшественником Министерства (Арендодателем) и предпринимателем (Арендатором) заключен договор аренды N 129 лесного участка без проведения аукциона, по условиям которого Арендодатель принял на себя обязательство предоставить Арендатору лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, определенный в пункте 2.1 данного договора.
Согласно пункту 1.1 договора аренды срок аренды определен сторонами до 26.12.2018.
В соответствии с пунктом 3.4.2 договора аренды предприниматель обязался вносить арендную плату в размере и сроки, которые установлены ежегодно подписанным сторонами договора протоколом согласования арендной платы.
Годовой размер арендной платы устанавливается не ниже минимального размера арендной платы, определенного в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Конкретный годовой размер арендной платы устанавливается с учетом коэффициента превышений по договоренности сторон - 1,7 (пункты 2.2, 2.3 договора).
Пунктом 2.4 договора стороны условились, что размер арендной платы определяется исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины на лесном участке, переданном в аренду, и не зависит от фактического использования лесных ресурсов.
В силу пункта 2.5 договора аренды годовая арендная плата на новый календарный год рассчитывается Арендодателем до 31 декабря текущего года в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации ставок платы, пунктами 2.2, 2.3, 2.4 настоящего договора и фиксируется в протоколе согласования размера арендной платы и порядке ее внесения по форме приложения 4, подписываемого обеими сторонами. Арендная плата вносится в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%. При этом размеры подлежащих внесению платежей определяются в виде процента от суммы арендной платы за год.
Пунктом 2.6 договора аренды предусмотрено, что при изменении ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение календарного года, годовой размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений. Новый размер арендной платы в одностороннем порядке рассчитывается Арендодателем и доводится до сведения Арендатора не позднее даты внесения очередного платежа после введения ставок.
Согласно подписанному сторонами протоколу согласования размера арендной платы и порядку ее внесения на 2011 год размер арендной платы по договору аренды составил 508 963 руб., в том числе 299 390 руб. - минимальный размер платы, подлежащей уплате в федеральный бюджет, 209 573 руб. - превышающий минимальный размер платы, подлежащей уплате в бюджет Архангельской области.
В соответствии с подписанным сторонами протоколом согласования размера арендной платы и порядком ее внесения на 2012 год размер арендной платы по договору аренды составил 508 963 руб., в том числе 299 390 руб. - минимальный размер платы, подлежащей уплате в федеральный бюджет, 209 573 руб. - превышающий минимальный размер платы, подлежащей уплате в бюджет Архангельской области.
Согласно подписанному сторонами протоколу согласования размера арендной платы и порядку ее внесения на 2013 год размер арендной платы по договору аренды составил 508 963 руб., в том числе 299 390 руб. - минимальный размер платы, подлежащей уплате в федеральный бюджет, 209 573 руб. - превышающий минимальный размер платы, подлежащей уплате в бюджет Архангельской области.
По акту приема-передачи от 05.12.2007 лесной участок принят Арендатором в пользование.
Предпринимателем арендная плата по договору аренды за 2011 - 2013 годы внесена в полном объеме.
В иске Предприниматель указал, что расчет размера арендной платы по договору аренды за 2011 - 2013 годы неправомерно произведен Министерством исходя из 1-го и 2-го разряда такс, тогда как следовало применить 3-й и 4-й разряды такс, в связи с чем Предприниматель уплатил Министерству излишнюю сумму в размере 732 042 руб. 10 коп.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Министерства 732 042 руб. 10 коп. неосновательного обогащения.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования, указав на правомерность заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Как установлено статьей 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
Согласно части 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан своевременно и полностью выплачивать арендодателю арендную плату в размере и порядке, определяемом договором и последующими изменениями и дополнениями к нему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу части 3 статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 названного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Согласно пункту 3 примечания к таблице N 1 Постановления N 310 ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс).
Для Архангельско-Вологодского лесотаксового района предусмотрено 7 разрядов такс платы за древесину в зависимости от расстояния ее вывозки к пунктам погрузки.
В соответствии с пунктом 4 примечания к таблице N 1 Постановления N 310 выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (далее - погрузочный пункт). При расположении погрузочного пункта на расстоянии свыше 100 километров при выборе разряда такс учитывается расстояние от центра лесного квартала до автомобильной дороги с твердым покрытием, а ставки платы понижаются на один разряд такс.
В силу подпункта "б" пункта 5 примечания к таблице N 1 Постановления N 310 изменение распределения лесов по разрядам такс возможно в случае изменения местонахождения погрузочных пунктов.
В рассматриваемом случае из материалов дела усматривается, что на момент заключения договора аренды разряды такс лесного участка были определены на основании имевшихся и действовавших материалов лесоустройства 1989 года, согласно которым арендуемые лесные участки относились к 1-му и 2-му разрядам такс.
Согласно сведениям, предоставленным федеральным государственным унитарным предприятием "Рослесинфорг" от 24.02.2014 N 02/328-7.3 по запросу предпринимателя, арендуемые истцом по договору аренды лесные участки относятся к 3-му и 4-му разряду такс (том 1, листы 156, 157).
Судами установлено, что арендуемые Предпринимателем кварталы расположены в радиусе от 25,1 км до 60 км от железнодорожной станции Няндома, других пунктов, откуда возможна погрузка и перевозка древесины на расстоянии в радиусе до 25 км от арендуемых кварталов не имеется, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В данном случае суды исходят из того, что с момента изменения разряда такс на арендованном участке размер арендной платы должен определяться исходя из измененного разряда такс.
Учитывая изложенное суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что правовых оснований для применения при расчете арендной платы 1-го и 2-го разряда такс на 2011 - 2013 годы у Министерства не имелось. Как правильно указали суды, при определении размера арендной платы по договору N 129 на 2011 - 2013 годы Министерству следовало исходить из 3-го и 4-го разряда такс.
Иных доводов кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили требования Предпринимателя о взыскании 732 042 руб. 10 коп. неосновательного обогащения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.08.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2014 по делу N А05-6830/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.