3 марта 2015 г. |
Дело N А56-13379/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Марьянковой Н.В.,
судей Матлиной Е.О., Серовой В.К.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Покровской Л.Ю. (доверенность от 03.10.2014 N 01-30-575/14), от открытого акционерного общества "Гостиница Москва" Волгина А.П. (доверенность от 02.02.2015), Кокунова Ю.А. (доверенность от 22.04.2014 N 14),
рассмотрев 02.03.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Гостиница Москва" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2014 (судья Томпакова Г.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 (судьи Мельникова Н.А., Слобожанина В.Б., Черемошкина В.В.) по делу N А56-13379/2014,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Гостиница Москва", место нахождения: 193167, Санкт-Петербург, пл. Александра Невского, д. 2, ОГРН 1027809260038, ИНН 7830002913 (далее - Общество), о взыскании 860 197 руб. 63 коп. задолженности по договору от 10.07.2012 N 31-576362-О-ВО на прием сточных вод и загрязняющих веществ и 8943 руб. 70 коп. пеней за период с 24.11.2013 по 09.01.2014.
Решением от 31.07.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014, иск удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении иска.
Податель жалобы считает, что Предприятие, отобрав пробы в сточных водах Общества, неправомерно произвело расчет платы за превышение предельно допустимого сброса по качеству на основании положений Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), поскольку их действие не распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенного спорного договора, с учетом того, что раздел 7 Правил N 644 вступил в силу с 01.01.2014, тогда как отбор проб в сточных водах Общества Предприятие произвело 08.10.2013.
Общество указывает, что к спорным правоотношениям применимы исключительно Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), условия спорного договора, Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1677 (далее - Порядок N 1677) и установленные распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2012 N 148 (далее - Распоряжение N 148) нормативы водоотведения по составу сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что при разрешении настоящего спора необходимо руководствоваться положениями Закона N 416 и Правилами N 644, которые действовали на момент отбора проб в сточных водах ответчика.
По мнению Предприятия, Порядок N 1677, а также Распоряжение N 148 являются действующими, в части не противоречащей Закону N 416 и Правилам N 644.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Предприятия с ними не согласился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие и Общество (абонент) 10.07.2012 заключили договор N 31-576362-О-ВО на прием сточных вод и загрязняющих веществ.
В разделе 2 договора установлен учет количества принятых (сброшенных) сточных вод.
Разделом 3 договора предусмотрено нормирование и контроль приема сточных вод.
Согласно пункту 3.1.1 договора абонент обязуется соблюдать условия и режимы приема (сброса) сточных вод, лимиты водоотведения, нормативы водоотведения, установленные Правилами Российской Федерации, Правила Санкт-Петербурга и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 3.1.2 договора абонент обязуется осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Предприятия сточных вод (включая сточные воды субабонентов), за соблюдением лимитов водоотведения, нормативов водоотведения. Не допускать сброса веществ, запрещенных (не разрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации Правилами Российской Федерации, Правилами Санкт-Петербурга, иными нормативным актами. Не допускать увеличения количества и концентрации загрязняющих веществ в отводимых сточных водах сверх установленных нормативов водоотведения.
Согласно пункту 4.4 договора расчеты по договору производятся в следующем порядке: Предприятие выставляет расчетный документ (платежное требование) в банк, обслуживающий Предприятие (банк получателя средств), и поручает ему получить от абонента платеж и зачислить денежные средства на расчетный счет Предприятия. Денежные средства списываются со счета абонента в безакцептном порядке.
По условиям пункта 4.6 договора в случае неоплаты абонентом расчетного документа (платежного требования) по истечении десяти календарных дней с момента его выставления в банк, обслуживающий Предприятие (банк получателя средств), Предприятие начисляет пени за каждый день просрочки платежа, исходя из размера процентной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день оплаты абонентом расчетного документа (платежного требования) или его соответствующей части.
Предприятие оказало Обществу услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ и выставило счета-фактуры и платежные требования, которые Общество не оплатило, что послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали иск обоснованным по праву и размеру.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Разногласия сторон касаются расчета части удельной платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, влияющих на режим работы сетей и сооружений канализации Общества.
По мнению Общества, расчет Предприятия удельной величины платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, влияющих на режим работы сетей и сооружений канализации, с применением нормативов, установленных Правилами N 644, привел к незаконному возложению на Общество обязанности по оплате за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, влияющих на режим работы сетей и сооружений канализации, за следующие загрязняющие вещества: СПАВ (анионы), железо общее и ХПК.
Общество считает, что в соответствии с пунктом 2.1 нормативов водоотведения, установленных Распоряжением N 148, СПАВ (анионы) и железо не влияют на режим работы сетей и канализации, а такой показатель общих свойств сточных вод как ХПК отсутствует в перечне загрязняющих веществ.
Общество считает, что к отношениям сторон в спорный период нельзя применить положения Приложения N 3 к Правилам N 644, в то время как Предприятие настаивает на том, что расчет должен быть произведен с учетом данного Приложения, поскольку нормативы водоотведения, установленные Распоряжением N 148, и Порядок N 1677, хотя и являются действующими, но только в части не противоречащей Закону N 416 и Правилам N 644.
Суд кассационной инстанции находит возражения Общества обоснованными.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (абонентов), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В целях регулирования отношений между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов Правительством Российской Федерации 12.02.1999 постановлением N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167), пунктом 61 которых предусматривалось, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
- соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
- обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
- техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;
- защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Во исполнение пункта 61 Правил N 167 такие нормативы на территории Санкт-Петербурга установлены Распоряжением N 148, а порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации - Порядком N 1677.
В пункте 19.4 Порядка N 1677 предусмотрена формула расчета платы при сбросе абонентом в систему коммунальной канализации Санкт-Петербурга загрязняющих веществ, влияющих на режим работы сетей и канализации, в концентрациях, превышающих установленные нормативы допустимых концентраций и (или) нормативные показатели общих свойств сточных вод.
Предприятие при исчислении платы при сбросе абонентом в систему коммунальной канализации Санкт-Петербурга загрязняющих веществ, влияющих на режим работы сетей и канализации, применило формулу, предусмотренную пунктом 19.4 Порядка N 1677, а нормативы использовала те, которые предусмотрены не Распоряжением N 148, а Приложением N 3 к Правилам N 644.
Данный порядок расчета платы нельзя признать правильным, поскольку Приложение N 3 к Правилам N 644 (которое использовало Предприятие) касается нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, необходимость соблюдения которых предусмотрена статьей 114 Правил N 644.
В свою очередь в пункте 123 Правил N 644 указана формула исчисления размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в случае, если абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением требований, установленных статьей 114 настоящих Правил.
Однако раздел VII "Порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения" Правил N 644 вступает в силу с 01.01.2014 согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
При этом этим же постановлением предусмотрено, что с 14.08.2013 утратили силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72 - 94 Правил N 167; остальные пункты силу не утратили.
К числу таких пунктов относится пункт 61, согласно которому нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления.
Таким образом, законодатель до момента вступления в силу раздела VII Правил N 644 допустил применение Правил N 167, а они, в свою очередь, - нормативы, которые устанавливаются абоненту органами местного самоуправления. На территории Санкт-Петербурга такие нормативы установлены Распоряжением N 148.
Применение новых нормативов, указанных в приложением N 3 к Правилам N 644, с использованием формулы, действующей для нормативов, указанных в Распоряжение N 148, для проб воды, взятых 08.10.2013, противоречит положением Правил N 644.
В силу пункта 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правилами N 644 предусмотрена другая формула расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в случае, если абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением требований, установленных пунктом 114 названных Правил, но применить ее можно только с 01.01.2014.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций неправомерно признали расчет Предприятия правильным.
Общество, не оспаривая факт сброса сточных вод с нарушением установленных требований, произвело свой расчет платы с использованием разрешенных Правилами N 644 нормативных документов, действующих на территории Санкт-Петербурга: Распоряжения N 148 и Порядка N 1677.
Размер платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ составил по расчетам ответчика 314 674,93 руб., в то время как им платежным поручением от 27.11.20013 оплачено 430 098,82 руб.
В ходе судебного разбирательства Предприятие не представило возражений по данному расчету.
Таким образом, задолженность Общества перед Предприятием отсутствует, и поэтому исковые требования Предприятия подлежат отклонению, а обжалуемые судебные акты - отмене.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по делу N А56-13379/2014 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426, в пользу открытого акционерного общества "Гостиница Москва" место нахождения: 193167, Санкт-Петербург, пл. Александра Невского, д. 2, ОГРН 1027809260038, ИНН 7830002913, 5000 руб. государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.