16 марта 2015 г. |
Дело N А05-6034/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Коробова К.Ю., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от открытого акционерного общества "Архангельский морской торговый порт" Алферова М.С. (доверенность от 14.01.2015 N 15-10/02) и Сычева А.Н. (доверенность от 02.03.2015 N 15-10/46),
рассмотрев 10.03.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архангельский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.08.2014 (судья Куницына Л.Л.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А05-6034/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к открытому акционерному обществу "Архангельский морской торговый порт", место нахождения: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 52, ОГРН 1022900515516, ИНН 2900000134 (далее - Порт), о взыскании 8563 руб. 63 коп., в том числе 4163 руб. 63 коп. платы за пользование вагоном N 21223177 и 4400 руб. штрафа за задержку вагона.
Решением от 21.08.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.11.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Порт просит указанные судебные акты отменить, считая их принятыми с нарушением статей 39, 62 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), пунктов 3.4.2, 3.4.3, 5.2, 7.3 узлового соглашения (договора) от 10.06.2013 N 1 об организации работы по обеспечению перевозок грузов по станции Соломбалка (далее - узловое соглашение), и отказать в иске. По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что задержка спорного вагона под выгрузкой произошла по вине истца, подавшего на путь необщего пользования N 18 в общей сложности 10 вагонов, что превышает установленное узловым соглашением количество вагонов, которое не может превышать вместимости места выгрузки. Подача вагонов не на место выгрузки создала препятствия для проведения выгрузки. Ответчик смог выгрузить вагоны только после произведенной Обществом перестановки, в ходе которой были поменяны местами находившиеся у рампы склада выгруженные вагоны и невыгруженные, находившиеся вне рампы склада.
В судебном заседании представители Порта поддержали доводы жалобы.
Представители Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество (перевозчик) и Порт 10.06.2013 заключили узловое соглашение, по условиям которого подача и уборка вагонов производится локомотивом перевозчика с расстановкой к местам погрузки и выгрузки грузов. Перевозчик через станцию Соломбалка сдает, а Порт через погрузочно-разгрузочный район "Экономия" принимает грузы в прямом и непрямом международном сообщении, в прямом и непрямом смешанном сообщении, следующие через Порт и поступающие в адрес юридических и физических лиц, имеющих договорные отношения с Портом, а также грузы, поступающие в адрес Порта, в соответствии с действующим законодательством, регулирующим отношения сторон.
В соответствии с пунктом 3.3.5 узлового соглашения факт передачи вагонов оформляется памяткой приемосдатчика за подписями представителей обеих сторон.
Согласно пункту 5.1.1 узлового соглашения Порт принял на себя обязательство уплачивать перевозчику плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику и железнодорожным администрациям государств - участников СНГ, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенных к перевозке по российским железным дорогам, за время нахождения вагонов на местах погрузки и выгрузки, либо за время ожидания подачи или приема на станции назначения, либо за время задержки в пути следования по причинам, зависящим от Порта, по ставкам, установленным Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденными постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12 (далее - Тарифное руководство N 2).
В адрес грузополучателя - Архангельского транспортного филиала открытого акционерного общества "ГМК "Норильский никель" (контрагент ответчика согласно перечню к узловому соглашению) по транспортной железнодорожной накладной N 09159424 из Республики Белоруссия на станцию Соломбалка 31.12.2013 прибыл вагон N 21223177 с грузом "шины и покрышки пневматические резиновые".
Согласно пункту 3.1 узлового соглашения Порт в течение 30 мин после получения информации о прибытии грузов на станцию передает по электронной почте с подтверждением о прочтении разметку на расстановку вагонов.
Вагон N 21223177 был подан ответчику на выгрузку 01.01.2014 в 06 ч 50 мин, что подтверждается составленной и подписанной представителями сторон памяткой приемосдатчика N 21785.
Уведомление о готовности вагонов к уборке направлено Портом 03.01.2014 в 17 ч 03 мин.
Соответственно, время нахождения вагона N 21223177 на пути необщего пользования под выгрузкой составило 58 ч.
В ведомости подачи и уборки вагонов N 000443 Общество рассчитало и начислило 4163 руб. 63 коп. платы за 36 ч нахождения вагона N 21223177 под выгрузкой и 4400 руб. штрафа за 22 ч (58 ч - 36 ч) нахождения вагона под выгрузкой.
Представитель Порта от подписания ведомости N 000443 отказался, в связи с чем с единого лицевого счета Порта, открытого Обществом для организации расчетов, списание произведено не было. Поскольку начисленная сумма уплачена не была, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили заявленные требования, обоснованно исходя из следующего.
В соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Размер платы за такое пользование определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие: обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; подачи перевозчиком вагонов, контейнеров в количестве, превышающем количество вагонов, контейнеров, установленное соответствующим договором.
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, содержащейся в постановлениях Президиума ВАС РФ от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10 и от 18.10.2012 N 6424/12, плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава, может быть взыскана в пользу Общества при условии принадлежности ему вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
В узловое соглашение (пункт 5.1.1) стороны включили условие о взимании платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику и железнодорожным администрациям государств - участников СНГ, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенных к перевозке по российским железным дорогам, за время нахождения вагонов на местах погрузки и выгрузки, либо за время ожидания подачи или приема на станции назначения, либо за время задержки в пути следования по причинам, зависящим от Порта, по ставкам, установленным Тарифным руководством N 2.
В соответствии с пунктом 1 Тарифного руководства N 2 за время нахождения вагонов, контейнеров федерального железнодорожного транспорта у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в данном Тарифном руководстве. Для расчета платы за пользование вагонами, контейнерами определяется базовая ставка и оплачиваемое время пользования.
В силу пункта 21 Тарифного руководства N 2 данные его положения применяются и к вагонам, контейнерам, принадлежащим железнодорожным администрациям государств - участников СНГ, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенных к перевозке по российским железным дорогам. При этом при исчислении платы за пользование вагонами, контейнерами применяется дополнительный коэффициент 1,3.
Согласно статьям 61, 62 Устава и пункту 4.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - МПС России) от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Факт нахождения вагона N 21223177 под выгрузкой в течение 58 ч установлен судами на основании памятки приемосдатчика N 21785, уведомления о готовности вагонов к уборке и ведомости подачи и уборки вагонов N 000443 и ответчиком не опровергнут. Поскольку Порт пользовался подвижным составом, принадлежащим перевозчику, сверх нормативного времени, оплата которого входит в провозную плату, Общество правомерно начислило ему 4163 руб. 63 коп. платы за пользование вагоном N 21223177.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с доводами Порта о нарушении Обществом пунктов 3.2, 3.4.3, 3.4.4 узлового соглашения и подаче вагонов без уведомления ответчика на занятый иными вагонами путь.
Согласно пунктам 3.4.2 и 3.4.3 узлового соглашения вместимость места погрузки-выгрузки, находящегося на железнодорожном пути необщего пользования N 18, составляет 6 выгонов, а вместимость железнодорожного пути необщего пользования N 18 - 8 вагонов.
Согласно пунктам 3.4.5 и 3.4.6 узлового соглашения Порт обязан производить разгрузку в соответствии с нормальной перерабатывающей способностью по выгрузке грузов на пути необщего пользования, установленной в размере 70 вагонов в сутки.
В силу пункта 1.7 Правил N 26 на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, требования которой являются обязательными для владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования, контрагентов, владельцев инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих работу на этом железнодорожном пути необщего пользования. В инструкции указывается характеристика путевого развития железнодорожного пути необщего пользования, весовая норма и длина состава (поезда), допускаемая к обращению на пути необщего пользования, максимально допустимая скорость движения, тип локомотива, порядок маневровых передвижений, положение стрелочных переводов, наличие и расположение устройств сигнализации, нормы закрепления вагонов и другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, приняв во внимание условия узлового соглашения, суды пришли к выводу, что единовременная подача 6 вагонов не превышала установленную пунктом 3.4.2 вместимость подъездного пути N 18 (8 вагонов). При этом ответчик не доказал со ссылкой на положения инструкции на данный подъездной путь невозможности выгрузки спорного вагона по причине частичной занятости пути и того, что задержка вагона под выгрузкой произошла из-за этого либо в связи с иными обстоятельствами, возникшими по вине истца. Утверждение Порта о подаче вагона N 21223177 вне рампы склада также документально не подтверждено. В отзыве от 07.10.2014 N 5-РНЮ-5/б/н на апелляционную жалобу ответчика Общество указывало, что выгрузка фактически не велась вследствие остановки работы самого Порта в новогодние праздники. Данное обстоятельство Порт также не опроверг.
Абзацем шестым статьи 62 Устава предусмотрено, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в порядке статьи 99 названного Устава.
Абзацем 2 статьи 99 Устава в качестве меры ответственности за задержку вагонов вследствие указанных выше обстоятельств установлена уплата грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования штрафов в десятикратном размере от штрафов, установленных в статьях 100 и 101 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. Статьей 100 Устава предусмотрен штраф в размере 0,2 минимального размера оплаты труда, который взыскивается перевозчиком за каждый час простоя отдельного вагона. При этом задержка вагонов менее чем на 15 мин в расчет не принимается, задержка вагонов от 15 мин до одного часа принимается за полный час.
В соответствии с пунктом 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 43, расчет указанных штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей на местах необщего пользования, составленным на основании памяток приемосдатчика, и ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузополучателей и грузоотправителей при передаче их на местах общего пользования, составленным на основании приемосдаточных актов с указанием времени начала и окончания грузовых операций с вагонами, контейнерами и размера штрафов.
Поскольку факт задержки Портом под выгрузкой свыше 36 ч принадлежащего истцу вагона подтвержден надлежащими доказательствами, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика 4400 руб. штрафа.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем у кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки. Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.08.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 по делу N А05-6034/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архангельский морской торговый порт" - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Архангельский морской торговый порт", место нахождения: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 52, ОГРН 1022900515516, ИНН 2900000134, в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
К.Ю. Коробов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.