06 апреля 2015 г. |
Дело N А66-15736/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Гафиатуллиной Т.С., Кадулина А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЛаккиТрейд" Ларионовой Е.А. (доверенность от 01.10.2014), от администрации города Твери Репиной О.Ю. (доверенность от 03.12.2014 N 78), Ковалевой И.И. (доверенность от 02.12.2014 N 60), от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Артюковой О.А. (доверенность от 12.01.2015 N 01-04),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛаккиТрейд" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 по делу N А66-15736/2013 (судьи Докшина А.Ю., Ралько О.Б., Тарасова О.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛаккиТрейд", место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, бульвар Радищева, д. 31а, ОГРН 1076952034312, ИНН 6950073270 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным и отмене распоряжения администрации города Твери, место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920 (далее - Администрация), от 29.08.2013 N 767 "Об отмене распоряжения администрации города Твери от 22.10.2012 N 899 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в Заволжском районе, кадастровый квартал 69:40:0100620" (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Смоленский пер., д. 29, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320 (далее - Министерство).
Решением от 28.07.2014 (судья Перкина В.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 данное решение отменено; в удовлетворении заявления Общества отказано.
Общество в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 11.12.2014 и оставить в силе решение от 28.07.2014. По мнению подателя жалобы, оспариваемое распоряжение является незаконным, поскольку не содержит ссылки на конкретную норму закона, которая нарушена при издании распоряжения Администрации от 22.10.2012 N 899; строительство на испрашиваемых земельных участках торгового центра не противоречит градостроительной документации, а частичное расположение участков в зоне зеленых насаждений общего пользования, отнесенной к рекреационным зонам, надлежащим образом не подтверждено; выбор под строительство произведен в отношении земельных участков площадью 24 611 кв. м и 59 459 кв. м, не сформированных и не прошедших кадастровый учет, а не в отношении ранее учтенных земельных участков площадью 167 158 кв. м и 90 824 кв. м с кадастровыми номерами 69:40:0100620:9 и 69:40:0100620:11 соответственно; оспариваемым распоряжением нарушаются права Общества, поскольку отмена распоряжения об утверждении схемы расположения земельных участков препятствует Обществу получить земельные участки под строительство; при рассмотрении дела в апелляционной инстанции необоснованно произведена замена одного из судей в составе суда; апелляционный суд не принял без указания мотивов дополнительно представленные Обществом документы; довод о наличии ранее сформированных земельных участков не заявлялся ни одной из сторон и не являлся предметом исследования суда первой инстанции.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что оспариваемое распоряжение соответствует нормам действующего законодательства, принято уполномоченным должностным лицом, не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку схема расположения земельных участков не относится к правоустанавливающим документам, а лишь содержит техническое описание объекта; утвержденная схема расположения земельных участков не соответствовала градостроительной документации, не предусматривавшей размещение на данной территории торгового объекта; процессуальных нарушений апелляционным судом не допущено.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представители Администрации против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзыве. Представитель Министерства также просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения, поддержав позицию Администрации.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Министерство по управлению имуществом Тверской области с заявлением от 21.12.2009 о предоставлении земельного участка площадью 8,4 га с кадастровым номером 69:40:0100620, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Маяковского, д. 12, под размещение торгового центра.
Согласно протоколу от 07.05.2010 N 1 на заседании Межведомственной комиссии администрации Тверской области по размещению производительных сил на территории области признано целесообразным предоставление испрашиваемого Обществом земельного участка под размещение торгового центра с предварительным согласованием места размещения объекта при выполнении определенных условий, в частности внесения изменений в Правила землепользования и застройки, разработки проекта планировки территории в установленном законом порядке согласно разрешенному использованию.
На основании заявления Комитета по управлению имуществом Тверской области главой Администрации принято постановление от 18.01.2010 N 76 "О подготовке документации по планировке территории по улице Маяковского в границах кадастровых кварталов: 69:40:01 00 603, 69:40:01 00 620 в Заволжском районе города Твери".
Комиссией произведены выбор и обследование площадки для проектирования и строительства Обществом торгового центра. По результатам выбора составлен акт от 03.09.2010, утвержденный заместителем главы Администрации 10.09.2012. Приложением к акту является выкопировка с плана земель г. Твери с местоположением испрашиваемого земельного участка.
На основании заявки Общества индивидуальным предпринимателем Алексеевой Н.Е. выполнена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 69:40:0100620 с установлением границ проектируемого земельного участка в соответствии с графическим приложением к акту выбора.
Распоряжением Администрации от 22.10.2012 N 899 утверждена схема расположения земельных участков площадью 24 611 кв. м и 59 459 кв. м на кадастровом плане территории в Заволжском районе, кадастровый квартал 69:40:0100620, образовавшихся из земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0100620:9, 69:40:0100620:11 с сохранением исходных земельных участков в измененных границах, под проектирование и строительство торгового центра по улице Маяковского.
Распоряжением Министерства от 09.07.2013 N 1616 со ссылкой на заявление Общества и распоряжение Администрации от 22.10.2012 N 899 Обществу предварительно согласовано место размещения торгового комплекса на земельных участках площадью 24 611 кв. м и 59 459 кв. м в кадастровом квартале 69:40:0100620; утвержден акт о выборе земельного участка под строительство торгового центра.
Распоряжением Министерства от 18.07.2013 N 1742 указанное распоряжение отменено.
Распоряжением Администрации от 29.08.2013 N 767 отменено как не учитывающее особенностей земельных участков в кадастровом квартале 69:40:0100620 распоряжение от 22.10.2012 N 899 об утверждении схемы расположения земельных участков.
Общество, ссылаясь на то, что распоряжение от 29.08.2013 N 767 не соответствует действующему законодательству, нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются одновременно несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае оспаривания в судебном порядке ненормативного акта, отменяющего ранее принятый тем же органом ненормативный акт, действительность оспариваемого акта зависит от того, является ли законным отмененный ненормативный акт. В случае несоответствия законодательству отмененного ненормативного акта отменяющий его акт не может быть признан нарушающим права и обязанности оспаривающего его лица.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение арбитражного суда первой инстанции от 28.07.2014 и отказывая в удовлетворении требований Общества, правомерно посчитал, что распоряжение Администрации от 22.10.2012 N 899 изначально не соответствовало положениям статей 23, 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, а также действовавшим на момент утверждения схемы расположения земельных участков Временным правилам землепользования и застройки г. Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 N 71 (далее - Временные правила), в связи с чем отменой данного распоряжения права и законные интересы заявителя не нарушаются.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) земельные участки для строительства из земель, находящихся в публичной собственности, предоставляются с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов. Согласно пункту 5 названной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица либо по обращению органа, уполномоченного на принятие решения о предоставлении земельного участка, обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в необходимых случаях с соответствующими органами и организациями. Таким образом, вариант размещения объекта на территории должен соответствовать в том числе документам территориального планирования, определяющим назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, публичных образований.
С целью последующего формирования земельного участка выполняется схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала.
Как установлено апелляционным судом, земельные участки площадью 24 611 кв. м и 59 459 кв. м в соответствии с Временными правилами, действовавшими на момент утверждения распоряжением Администрации от 22.10.2012 N 899 схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, полностью относились к зоне открытых пространств (Р-1), охватывающей городские парки, скверы, бульвары, набережные, активно используемые населением для отдыха, и не предполагающей размещение торгового центра. Согласно Генеральному плану города Твери, утвержденному решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 N 193 и действовавшему на момент принятия оспариваемого распоряжения, земельные участки находятся частично - в общественно-деловой зоне, частично - в зоне зеленых насаждений общего пользования, отнесенной к рекреационным зонам, которые согласно пункту 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации могут использоваться только для отдыха граждан и туризма.
Утверждение подателя жалобы об обратном не основано на документах дела, а довод о недоказанности расположения земельных участков частично в зоне зеленых насаждений противоречит приобщенному к делу фрагменту Генерального плана города Твери, документально вывод апелляционного суда об указанном обстоятельстве Обществом не опровергнут. Кассационная инстанция не видит причин считать этот вывод не соответствующим имеющимся в деле доказательствам.
Кроме того, к моменту вынесения Администрацией оспариваемого распоряжения распоряжением Министерства от 18.07.2013 N 1742 уже было отменено распоряжение от 09.07.2013 N 1616 о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса и об утверждении акта о выборе земельного участка, в соответствии с графическим приложением к которому была выполнена схема расположения земельных участков.
При таких обстоятельствах апелляционный суд, установив, что отмененное распоряжение Администрации от 22.10.2012 N 899 не соответствовало положениям земельного и градостроительного законодательства, в связи с чем отменяющее его оспариваемое распоряжение не может нарушать прав и законных интересов Общества, правомерно отказал ему в удовлетворении заявленных требований.
Что касается вывода апелляционного суда о возможности предоставления испрашиваемых земельных участков заинтересованным лицам для строительства в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации только с торгов, то следует отметить, что в данном случае вопрос о предоставлении под строительство разрешался в отношении не ранее учтенных земельных участков площадью 167 158 кв. м и 90 824 кв. м с кадастровыми номерами 69:40:0100620:9 и 69:40:0100620:11, а двух иных участков площадью 24 611 кв. м и 59 459 кв. м, сформированных в границах ранее учтенных участков, обладающих иными уникальными характеристиками и являющихся в связи с этим самостоятельными объектами. Однако указанный вывод суда апелляционной инстанции не повлиял на правильность вывода по существу спора.
Нарушений норм процессуального права, указанных в частях третьей, четвертой статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не допущено. Замена судьи в составе суда произведена в соответствии со статьей 18 названного Кодекса и надлежащим образом оформлена.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемое постановление правильным и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данного судебного акта.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ) и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 03.02.2015 N 1.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 по делу N А66-15736/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛаккиТрейд" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЛаккиТрейд", место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, бульвар Радищева, д. 31а, ОГРН 1076952034312, ИНН 6950073270, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.