08 апреля 2015 г. |
Дело N А56-12698/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Ракчеевой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Стройкапитал" Мининой Н.В. (доверенность от 15.01.2015), от правительства Санкт-Петербурга Татариновой Н.Ю. (доверенность от 12.01.2015 N 07-125/28), Мануйловой О.П. (доверенность от 12.01.2015 N 07-125/34), от Комитета по строительству Мануйловой О.П. (доверенность от 12.01.2015 N 28/15),
рассмотрев 01.04.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройкапитал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2014 (судья Балакир М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Тимухина И.А.) по делу N А56-12698/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройкапитал", место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 115, ОГРН 1077847080585, ИНН 7838376117 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Комитета по строительству, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342 (далее - Комитет), по возврату заявления от 19.11.2013 о подготовке проекта постановления правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Просвещения, участок 1 (юго-восточнее пересечения с Госпитальной ул.) для строительства объекта страхования (административного центра); об обязании правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный, ОГРН 1027809257178, ИНН 7830002078 (далее - Правительство), устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о предоставлении Обществу названного земельного участка путем издания соответствующего постановления.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство и Комитет.
Решением от 19.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.10.2014, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, заявление удовлетворить.
По мнению Общества, им представлены все необходимые документы для принятия Правительством решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства; у Комитета не было оснований для возврата документов; ссылка на то, что Правительство лишено правовых оснований принять решение о предоставлении участка, расположенного в зоне охраны культурного наследия, в отсутствие градостроительных регламентов является несостоятельной ввиду того, что указанное обстоятельство не является предусмотренным действующим законодательством основанием для отказа в предоставлении земельного участка; Правительство и его структурные подразделения имеют возможность определить градостроительный регламент для испрашиваемого земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство и Комитет просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Правительства и Комитета против ее удовлетворения возражали.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства от 27.04.2010 N 461 "О проведении изыскательских работ на земельном участке, расположенном по адресу: г. Павловск, ул. Просвещения, участок 1 (юго-восточнее пересечения с Госпитальной ул.)" Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) 29.06.2010 заключили договор N 24/ЗКИ-02254 аренды земельного участка площадью 6192 кв.м с кадастровым номером 78:42:16238:9, расположенного в зоне N 7 по адресу: Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Просвещения, участок 1 (юго-восточнее пересечения с Госпитальной ул.), для проведения изыскательских работ в целях определения возможности размещения объекта страхования.
Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 22.04.2011 N 3077-рк утверждена схема расположения земельного участка площадью 3780 кв.м, расположенного по названному адресу; установлены ограничения в использовании земельного участка: охранные зоны объектов культурного наследия (3780 кв.м) и канализационных сетей (51 кв.м).
Распоряжением Комитета от 30.05.2011 N 152 утвержден акт о выборе названного земельного участка для строительства.
Земельный участок площадью 3780 кв. м с кадастровым номером 78:42:16238:10 и разрешенным использованием - для размещения объектов страхования, 01.07.2011 поставлен на кадастровый учет.
Общество 19.11.2013 обратилось в Комитет с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка площадью 3780 кв.м с кадастровым номером 78:42:16238:10 для строительства.
Комитет письмом от 21.11.2013 N 14-24554/13 возвратил Обществу представленный комплект документов на доработку на основании пункта 3.16.1 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденного постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение), указав, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 820-7) расположен в охранной зоне ОЗ 2-3 Пушкинского района Санкт-Петербурга; согласно решению Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/20 градостроительные регламенты в пределах зон охраны объектов культурного наследия признаны недействующими.
Общество, считая, что представило все необходимые документы для принятия Правительством решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства, однако в нарушение действующего законодательства Правительство его не приняло, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды пришли к выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Суды правильно применили статьи 30, 32, 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 1, 36, 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статью 3 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" и пункты 3.13 - 3.15, 3.16 и 3.16.1 Положения.
С учетом изложенных норм суды указали, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Следовательно, использование земельного участка, в том числе посредством осуществления на нем строительства объекта недвижимости, ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, составной частью которых являются градостроительные регламенты (статья 30 ГрК РФ).
Законом Санкт-Петербурга от 04.02.2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 29-10) в составе правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга утверждены градостроительные регламенты в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне ОЗ 2-3 Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Судами установлено, что на момент государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка и обращения Общества с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10 признаны недействующими и не подлежащими применению отдельные положения Закона N 820-7 и Закона N 29-10 в части установления градостроительных регламентов, в том числе видов разрешенного использования в зонах охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что Правительство не имело возможность определить вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, предельные параметры разрешенного строительства, а также ограничения использования земельного участка и планируемого к размещению объекта капитального строительства, в связи с чем заявление Общества было возвращено.
Доводы жалобы были предметом исследования апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку.
Позиция Общества основана на неверном толковании положений земельного и градостроительного законодательства.
При таком положении кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу N А56-12698/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройкапитал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.