10 апреля 2015 г. |
Дело N А26-10822/2014 |
Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 10 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Мунтян Л.Б. и Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мильгевской Н.А.,
рассмотрев 06.04.2015 в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "РЭС" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по делу N А26-11049/2005-111,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РЭС" (место нахождения: 185013, Республика Карелия, город Петрозаводск, Новосулажгорская улица, дом 22, ОГРН 1131001016959, ИНН 1001278931; далее - Общество) на основании Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон N 68-ФЗ) обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с заявлением о присуждении 100 000 руб. компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Карелия от 13.02.2006 по делу N А26-11049/2005-111.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что названным решением с администрации муниципального образования Вепсской национальной волости за счет средств казны муниципального образования Вепсской национальной волости в пользу государственного унитарного предприятия Республики Карелия по производству, материально-техническому обеспечению жилищно-коммунального хозяйства и электроснабжению взыскано 189 490 руб. 56 коп. задолженности и 5 289 руб. 81 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
На основании решения от 13.02.2006 по делу N А26-11049/2005-111 Арбитражный суд Республики Карелия 23.03.2006 выдал исполнительный лист N 085495.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 03.11.2006 по делу N А26-11089/2005-111, оставленным без изменения постановлениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2007 и Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.06.2007, произведена замена должника по исполнительному листу N 085495 с администрации муниципального образования Вепсской национальной волости на администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия (место нахождения: 185506, Республика Карелия, Прионежский район, поселок Новая Вилга, Центральная улица, дом 5, ОГРН 1051002321787, ИНН 1020011676; далее - Администрация).
Арбитражный суд Республики Карелия определением от 17.06.2008 по делу N А26-11089/2005-111 произвел замену взыскателя по исполнительному листу N 085495 с государственного унитарного предприятия Республики Карелия по производству, материально-техническому обеспечению жилищно-коммунального хозяйства и электроснабжению на открытое акционерное общество "РЭС", а впоследствии определением от 04.03.2014 - замену взыскателя с открытого акционерного общества "РЭС" на Общество.
Исполнительный лист N 085495 направлялся заявителем в адрес должника 25.02.2009, 10.07.2011 и 16.11.2013, однако до настоящего времени выплата денежных средств по исполнительному листу не произведена.
Общество, полагая, что Администрацией нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, обратилось в арбитражный суд с вышеназванным заявлением, которое рассматривается судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 27.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (часть 1 статьи 222.8 АПК РФ).
Арбитражный суд Северо-Западного округа определением от 19.03.2015 в порядке части 6 статьи 46 АПК РФ привлек в участию в деле в качестве заинтересованного лица Финансовое управление Прионежского муниципального района (место нахождения: 185506, Республика Карелия, Прионежский район, поселок Новая Вилга, Центральная улица, дом 5, ОГРН 1061038000165, ИНН 1020011718; далее - Управление), которое согласно пункту 1.2 Положения об Управлении, утвержденного решением Совета Прионежского муниципального района от 15.03.2011 N 15, является структурным подразделением Администрации и одновременно самостоятельным юридическим лицом.
Кроме того, названным определением Арбитражный суд Северо-Западного округа применительно к части 5 статьи 158 АПК РФ отложил судебное разбирательство по заявлению Общества о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок на 06.04.2015.
На основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ в связи с нахождением судьи в отпуске в составе суда произведена замена судьи Асмыковича А.В., ранее участвовавшего в рассмотрении заявления Общества, на судью Савицкую И.Г. (определение от 06.04.2015). В связи с заменой судьи судебное разбирательство по рассмотрению заявления Общества о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок начато с самого начала (часть 5 статьи 18 АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд своих представителей не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие согласно нормам части 3 статьи 284 АПК РФ.
Администрация и Управление представили в суд отзывы от 12.03.2015, 03.04.2015 и 06.04.2015, в которых заявленные требования считают не подлежащими удовлетворению по доводам и обстоятельствам, приведенным в названных отзывах.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, Арбитражный суд Северо-Западного округа считает заявленное требование подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 222.1 АПК РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок или право на исполнение судебного акта в разумный срок, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации.
Из пункта 1 статьи 1 Закона N 68-ФЗ следует, что неисполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, служит основанием для возникновения у лица, являющегося в судебном процессе стороной, права на обращение с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии со статьей 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и согласно статье 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2010 N 4-П указано, что согласно статьям 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 2), 18, 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 52, 53, 55 и 118 Конституции Российской Федерации гарантированная ею и являющаяся обязанностью государства защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе судебная защита, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, не может быть признана действенной, если вынесенный в целях восстановления нарушенных прав судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.
Согласно части 1 статьи 6.1 АПК РФ судопроизводство в арбитражных судах и исполнение судебного акта осуществляются в разумные сроки.
Вопрос о том, нарушено ли право заявителя на исполнение судебного акта в разумные сроки, должен разрешаться с учетом оценки конкретных обстоятельств дела, в том числе с учетом действий, направленных на исполнение, взыскателя и должника.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, который предусматривает трехмесячный срок исполнения названных актов.
В данном случае установленный бюджетным законодательством Российской Федерации трехмесячный срок для исполнения Администрацией исполнительного документа, выданного судом первой инстанции по делу N А26-11049/2005-111, истек в мае 2009 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона N 68-ФЗ компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации; за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
В силу пункта 39 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 30/64 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление N 30/64) при оценке общей продолжительности исполнения судебного акта судом учитывается своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, а также направления такого документа судом в орган, уполномоченный исполнять соответствующий судебный акт. Превышение разумного срока исполнения судебного акта не оправдывают обстоятельства, связанные в том числе с организацией процедуры исполнения судебных актов, отсутствием необходимых для исполнения судебного акта денежных средств.
Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации, представляющей собой денежное возмещение вреда, причиненного вследствие нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, выплачиваемое независимо от вины органа или должностного лица, причинивших этот вред (пункты 33 и 47 Постановления N 30/64).
Из материалов настоящего дела следует, что неисполнение судебного акта произошло по причинам, не зависящим от взыскателя.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 43 Постановления N 30/64, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления надлежаще оформленного исполнительного документа на исполнение до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
Как видно из представленных в дело материалов, продолжительность неисполнения судебного акта на день рассмотрения настоящего заявления составляет более пяти лет, в то время как законодательством Российской Федерации предусмотрен трехмесячный срок исполнения. Ввиду изложенных обстоятельств Арбитражный суд Северо-Западного округа приходит к выводу о превышении Администрацией разумных сроков исполнения судебного акта.
Таким образом, оценив в совокупности представленные доказательства, Арбитражный суд Северо-Западного округа считает факт нарушения права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок установленным, а обращение Общества с заявлением о присуждении компенсации - правомерным и обоснованным.
Согласно части 3 статьи 4 Закона N 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона N 68-ФЗ исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета в разумный срок, производится соответствующим финансовым органом.
Как разъяснено в пункте 55 Постановления N 30/64, под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Закона N 68-ФЗ, понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований). В данном случае таким органом является Управление.
В силу пунктов 47-49 Постановления N 30/64 суд определяет размер компенсации исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости.
Общество заявило требование о взыскании компенсации в размере 100 000 руб.
В силу статьи 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая срок, в течение которого не исполнялся судебный акт, а также поведение сторон по делу, ограниченные возможности бюджета муниципального образования "Прионежский муниципальный район", Арбитражный суд Северо-Западного округа считает возможным, основываясь на принципах разумности и справедливости, определить размер компенсации в сумме 50 000 руб.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления Общества о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 4000 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся на должника в лице Администрации.
Руководствуясь статьями 110, 167 и 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
решил:
присудить обществу с ограниченной ответственностью "РЭС" компенсацию за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Карелия от 13.02.2006 по делу N А26-11049/2005-111.
Взыскать с администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (место нахождения: 185506, Республика Карелия, Прионежский район, поселок Новая Вилга, Центральная улица, дом 5, ОГРН 1051002321787, ИНН 1020011676) за счет средств бюджета муниципального образования "Прионежский муниципальный район" в пользу общества с ограниченной ответственностью "РЭС" (место нахождения: 185013, Республика Карелия, город Петрозаводск, Новосулажгорская улица, дом 22, ОГРН 1131001016959, ИНН 1001278931) компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 50 000 руб. и 4000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Выплату произвести на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью "РЭС" N 40702810100000001951 в ОАО Банк "ОНЕГО" город Петрозаводск, БИК 048602746, кор/счет 30101810100000000746.
Исполнительный лист выдать и направить с копией настоящего решения в Финансовое управление Прионежского муниципального района (место нахождения: 185506, Республика Карелия, Прионежский район, поселок Новая Вилга, Центральная улица, дом 5, ОГРН 1061038000165, ИНН 1020011718).
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона N 68-ФЗ исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета в разумный срок, производится соответствующим финансовым органом.
Как разъяснено в пункте 55 Постановления N 30/64, под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Закона N 68-ФЗ, понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований). В данном случае таким органом является Управление.
В силу пунктов 47-49 Постановления N 30/64 суд определяет размер компенсации исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости."
Решение Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 апреля 2015 г. N Ф07-368/15 по делу N А26-10822/2014