10 апреля 2015 г. |
Дело N А66-3519/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Грачевой И.Л., Сергеевой И.В.,
при участии от Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Марченко И.Е. (доверенность от 21.01.2015), от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тверской области Кубли Н.А. (доверенность от 25.06.2014),
рассмотрев 06.04.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 06.10.2014 (судья Балакин Ю.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2014 (судьи Докшина А.Ю., Ралько О.Б., Тарасова О.А.) по делу N А66-3519/2014
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Свободный пер., д. 2, ОГРН 1046900099828, ИНН 6901067121 (далее - Управление Росреестра), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150 (далее - ТУ ФАУГИ), от 22.10.2013 N 317 "О внесении изменений в распоряжение ТУ ФАУГИ от 27.04.2010 N 133 "О закреплении федерального имущества" (далее - распоряжение N 317).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Тверской области, место нахождения: 170000, г. Тверь, Свободный пер., д. 2, ОГРН 1046900099740, ИНН 6901067146 (далее - УФССП по Тверской области).
Решением от 06.10.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.12.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает неверным вывод судов о том, что оспариваемое распоряжение не затрагивает прав и обязанностей Управления Росреестра, поскольку здание необходимо ему для осуществления функций органа государственной власти, а использование помещений иным лицом, нежели тем, которому они переданы на праве оперативного управления, не означает, что данные помещения являются излишними. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что распоряжение спорными помещениями, образованными в результате раздела административного здания, осуществлено в отсутствие постановки их на государственный кадастровый учет, а также неверно применили положения части 2 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу УФССП по Тверской области просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители УФССП по Тверской области и ТУ ФАУГИ просили жалобу отклонить.
Управление Росреестра о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет по управлению имуществом Тверской области (арендодатель) и УФССП по Тверской области (арендатор) 10.09.2007 заключили договор N 4556-к аренды нежилых помещений площадью 319,8 кв. м в административном здании, расположенном по адресу: г. Тверь, Свободный пер., д. 2.
Распоряжением ТУ ФАУГИ от 02.04.2010 N 102 (далее - распоряжение N 102) указанное административное здание передано из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность, а на основании акта приема-передачи от 14.04.2010 - ТУ ФАУГИ. Спорный объект недвижимости 15.04.2010 внесен в реестр федерального имущества.
Распоряжением ТУ ФАУГИ от 27.04.2010 N 133 (далее - распоряжение N 133) здание закреплено на праве оперативного управления за Управлением Росреестра. Право оперативного управления 13.05.2010 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно составленному Управлением Росреестра и УФССП по Тверской области акту сверки от 17.10.2012 последнее занимает в указанном здании помещения площадью 409,5 кв. м.
УФССП по Тверской области 20.09.2013 обратилось к ТУ ФАУГИ с письменной просьбой о внесении изменений в распоряжение N 133 и о передаче ему на праве оперативного управления 19/100 долей в спорном здании.
Распоряжением N 317 административное здание разделено на помещения N 1 и N 2 площадью 408,1 кв. м и 1807,6 кв. м, которые на праве оперативного управления закреплены соответственно за УФССП по Тверской области и Управлением Росреестра.
Управление Росреестра, не согласившись с указанным распоряжением, обратилось в арбитражный с заявлением о признании его недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, указав, что оспариваемое распоряжение не нарушает права и законные интересы Управления Росреестра, поскольку заявитель не пользовался помещением N 1 и не представил доказательств, подтверждающих необходимость его использования для осуществления своих функций как органа власти.
Кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом положений названной статьи, а также статьи 201 упомянутого Кодекса основанием для признания ненормативного акта недействительным является одновременно несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Управление Росреестра как на момент издания распоряжения N 133, так и в настоящее время занимает только часть административного здания, а помещения площадью 408,1 кв. м в этом здании с 1998 года занимает УФССП по Тверской области.
Спорное административное здание передано из собственности субъекта Российской Федерации - Тверской области в федеральную собственность на основании части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так как находилось в пользовании федеральных органов государственной власти, в том числе УФССП по Тверской области.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое распоряжение о разделе административного здания между УФССП по Тверской области и Управлением Росреестра права и законные интересы последнего не нарушает, поскольку помещение N 1 ему в пользование фактически не передавалось, а процедура передачи этого помещения УФССП по Тверской области началась с момента принятия распоряжения N 102.
Суд кассационной инстанции полагает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в обжалуемых решении и постановлении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы нет.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 06.10.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2014 по делу N А66-3519/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.