15 апреля 2015 г. |
Дело N А56-35568/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.04.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.04.2015.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Стрелова И.М., судей Гафиатуллиной Т.С., Троховой М.В.,
при участии от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге Янгировой А.А. (доверенность от 22.12.2014), от общества с ограниченной ответственностью "Комплекс" Катаргина В.А. (доверенность от 16.05.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2014 (судья Балакир М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Кашина Т.А.) по делу N А56-35568/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Комплекс", место нахождения: 194018, Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, д. 53, лит. Б, ОГРН 1077847079265, ИНН 7814367184 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге (далее - ТУ Росимущества) заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 78:10:0520101:28 (78:10:5201А:28) общей площадью 7110 кв.м, расположенного по адресу:
Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, д. 53, лит. Б, на условиях приложенного к исковому заявлению проекта договора по цене 3 011 796 руб.
Решением от 01.09.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.12.2014, исковое требование удовлетворено.
В кассационное жалобе ТУ Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 01.09.2014 и постановление от 16.12.2014.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исходя из доводов, содержащихся в жалобе.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником объекта недвижимости - нежилого здания гаража с кадастровым номером 78:10:5201А:5:40 общей площадью 2611,4 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, д. 53, лит. Б. Право собственности Общества на указанный объект недвижимости зарегистрировано в установленном порядке (т.д. 1, л. 16).
Здание расположено на находящемся в федеральной собственности земельном участке с кадастровым номером 78:10:0520101:28 (78:10:5201А:28) общей площадью 7110 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, д. 53, лит. Б. Разрешенное использование земельного участка согласно кадастровому паспорту - "для размещения складских объектов" (т.д. 1, л. 22).
По договору от 08.08.2011 N 04/ЗД-0090 ТУ Росимущества предоставило данный земельный участок Обществу в аренду на срок до 06.08.2060 для размещения складских объектов (т.д. 1, л. 17-27).
На основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Общество 18.05.2012 обратилось в ТУ Росимущества с заявлением о передаче в собственность за плату арендуемого земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему здание (т.д. 1, л. 31).
К заявлению в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития) от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (далее - Приказ Минэкономразвития N 475) приложен комплект необходимых для рассмотрения документов.
Заявление принято ТУ Росимущества 21.05.2012 (входящий N 7491-0).
Не получив письменного ответа от ТУ Росимущества, Общество 25.06.2013 обратилось в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) с просьбой рассмотреть возможность заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 78:10:5201А:28 общей площадью 7110 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, д. 53, лит. Б, и дать поручение ТУ Росимущества заключить названный договор. К обращению повторно приложены документы, перечень которых установлен Приказом Минэкономразвития N 475 (т.д. 1, л. 37-38).
Обращение Общества от 25.06.2013 направлено Росимуществом в ТУ Росимущества для рассмотрения.
В ответ на обращение от 25.06.2013 ТУ Росимущества 13.01.2014 сообщило Обществу, что не усматривает препятствий для передачи испрашиваемого земельного участка в его собственность. Вместе с тем, по мнению ТУ Росимущества, для заключения договора купли-продажи участка Общество должно представить соответствующее заявление и документы, перечень которых установлен Приказом Минэкономразвития N 475 (т.д. 1, л. 72-74).
Общество 28.02.2014 направило обращение руководителю ТУ Росимущества, указав на поступление в ТУ Росимущества 21.05.2012 всех необходимых документов для рассмотрения вопроса о возможности заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 78:10:0520101:28 (78:10:5201А:28) общей площадью 7110 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, д. 53, лит. Б, и на незаконность уклонения от заключения договора купли-продажи (т.д. 1, л. 77-78).
В ответ на обращение от 28.02.2014 ТУ Росимущества 05.03.2014 сообщило Обществу, что его заявление с комплектом необходимых документов в уполномоченный орган не поступало (т.д. 1, л. 75-76).
В письме от 18.04.2014 Общество со ссылкой на неоднократные обращения о заключении договора-купли продажи земельного участка в порядке, установленном пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, просило ТУ Росимущества повторно рассмотреть этот вопрос, поскольку все необходимые документы поступили в уполномоченный орган дважды (вместе с заявлением Общества от 18.05.2012 и вместе с его обращением от 25.06.2013); кроме того, как указало Общество, специалист-эксперт ТУ Росимущества Измайлов В.Р. устно пояснял, что представленных документов достаточно для рассмотрения вопроса о заключении договора купли-продажи, поэтому установленный законом порядок обращения за его заключением Обществом полностью соблюден (т.д. 1, л. 70-71).
Ссылаясь на уклонение ТУ Росимущества от заключения договора купли-продажи земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требование истца, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями статей 29, 33, 36 ЗК РФ, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ), а также учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 4, 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований ее для удовлетворения.
Как установлено пунктом 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридически лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Как предусмотрено пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Материалами дела подтверждается, что в ТУ Росимущества 21.05.2012 поступило заявление Общества о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 78:10:5201А:28 общей площадью 7110 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, д. 53, лит. Б, находящегося под принадлежащим Обществу на праве собственности зданием, и комплект документов, перечень которых установлен Приказом Минэкономразвития N 475.
Названный перечень полностью совпадает с составом документов, определенным в пункте 2.8 Административного регламента по предоставлению Росимуществом государственной услуги по продаже земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости (утвержден приказом Минэкономразвития от 07.11.2011 N 622).
В кассационной жалобе, равно как и в отзыве на иск, и в апелляционной жалобе ТУ Росимущества со ссылкой на нарушение Обществом пункта 2.8 указанного Административного регламента не пояснило, какие именно документы, необходимые для предоставления соответствующей государственной услуги, не представил истец.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, ответчик, направляя Обществу 13.01.2014 ответ на обращение от 25.06.2013, указал следующее (т.д. 1, л. 72-74).
Согласно сведениям, представленным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга и Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, испрашиваемый земельный участок в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" находится в границах территориальной зоны ПД.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" участок расположен в территориальной зоне ТТПД 1-1; вид разрешенного использования земельного участка - "для размещения складских объектов".
Земельный участок находится в границах внутриквартальной территории и не подпадает в красные линии территории общего пользования, не зарезервирован для государственных нужд. Согласно сведениям, предоставленным Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, земельный участок расположен за пределами зон охраны объектов культурного наследия.
По итогам осмотра земельного участка ТУ Росимущества установило, что названный участок используется Обществом в соответствии с условиями договора аренды от 08.08.2011 N 04/ЗД-0090 - для размещения складских объектов.
Возражений относительно площади испрашиваемого земельного участка ответчиком не заявлено ни при рассмотрении обращений Общества в 2012, 2013, 2014 годах, ни в рамках разрешения спора по настоящему делу.
Сведений о нахождении в границах спорного участка иных объектов недвижимости в материалах дела не имеется.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно сослались на отсутствие препятствий для заключения договора купли-продажи земельного участка спорного участка и незаконное уклонение ТУ Росимущества от его заключения.
Как следует из содержания пунктов 5, 6 и 7 статьи 36 ЗК РФ, правоотношение по предоставлению земельного участка под зданием в собственность лица возникает в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления, поэтому суды обоснованно признали, что выкупная цена земельного участка подлежит определению на день подачи Обществом заявления с приложенными к нему необходимыми документами.
В заявлении, принятом ТУ Росимущества 21.05.2012, Общество сослалось на приобретение им на конкурсе (аукционе) нежилого здания, под которым расположен испрашиваемый земельный участок (т.д. 1, л. 32). В исковом заявлении Общество также указало, что выкупная цена земельного участка должна определяться с учетом приобретения им нежилого здания на этом участке в результате отчуждения из государственной собственности (т.д. 1, л. 4). Названные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие ЗК РФ до 01.07.2012 предусмотрена продажа земельных участков из государственной собственности коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий (если право собственности указанных лиц на эти здания возникло в результате их отчуждения из государственной или муниципальной собственности) по льготной цене: для земельных участков, расположенных в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, - в пределах 20 процентов кадастровой стоимости приобретаемого земельного участка.
Поскольку заявление Общества с просьбой о передаче земельного участка в собственность и комплект документов, перечень которых установлен Приказом Минэкономразвития N 475, поступили в ТУ Росимущества до 01.07.2012, суды первой и апелляционной инстанций, правильно применив нормы материального и процессуального права, пришли к обоснованному выводу о необходимости понуждения ответчика к заключению договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка по цене, равной 20 процентам его кадастровой стоимости, установленной на день подачи заявления.
Основания для иной оценки установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 по делу N А56-35568/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Стрелов |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.