16 апреля 2015 г. |
Дело N А66-6827/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 23.09.2014 (судья Пугачев А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 (судьи Шадрина А.Н., Зорина Ю.В., Романова А.В.) по делу N А66-6827/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Тверской вагоностроительный завод", место нахождения: 170100, г. Тверь, Петербургское ш., д. 45, лит. Б, ОГРН 1026900513914, ИНН 6902008908 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 (далее - Кадастровая палата), об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 21 214 кв.м с кадастровым номером 69:40:0100216:51, местоположение которого установлено относительно ориентира - здания склада, расположенного за пределами участка по адресу: г. Тверь, Петербургское ш., д. 45 б, в размере его рыночной стоимости, равной 34 834 000 руб. и определенной на основании отчета N 45/14 независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью "Капитал Оценка" (далее - ООО "Капитал Оценка") по состоянию на 01.01.2007.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Твери, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920 (далее - Администрация).
Решением от 23.09.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.01.2015, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 23.09.2014 и постановление от 21.01.2015 и отказать в иске.
Податель жалобы указывает на следующее: государственная кадастровая оценка земель в Тверской области утверждена постановлением Администрации от 30.12.2008 N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" (далее - Постановление N 503-па) по состоянию на 01.01.2007; суды обеих инстанций не дали надлежащей оценки доводу Администрации о том, что установление рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100216:51 по состоянию на 01.01.2007 неправомерно, поскольку данный участок был поставлен на государственный кадастровый учет только 02.06.2008; проведение оценки вновь образованного земельного участка в соответствии с пунктом 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания), должно осуществляться на дату внесения сведений о таком участке в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН); письмо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от 16.09.2014 N 13-09/40086-14 не может являться допустимым доказательством по настоящему делу.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 28.12.2009 купли-продажи Общество является собственником земельного участка общей площадью 24 470 кв.м с кадастровым номером 69:40:0100216:51, местоположение которого установлено относительно ориентира - здания склада, расположенного за пределами участка по адресу: г. Тверь, Петербургское ш., д. 45 б.
Право собственности Общества на данный участок зарегистрировано 19.04.2010 (свидетельство о государственной регистрации права от 19.04.2010 серии 69 АБ N 716007).
Названный участок был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100216:16. Согласно выписке из ГКН от 04.03.2010 спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 02.06.2008.
В 2008 году в Тверской области была проведена государственная кадастровая оценка земель, результаты которой утверждены Постановлением N 503-па. Согласно указанному постановлению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100216:16 составляет 257 422 555 руб. 84 коп. Кадастровая стоимость этого участка определена путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости (далее - УПКС) в размере 12 134,56 руб. на площадь земельного участка. Кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 69:40:0100216:51 определена путем умножения УПКС в размере 12 134,56 руб. на площадь участка.
В соответствии с отчетом от 28.02.2014 N 45/14 об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка, выполненным по заказу Общества независимым оценщиком - ООО "Капитал Оценка", рыночная стоимость такого участка по состоянию на 01.01.2007 (на дату, по состоянию на которую Постановлением N 508-па определены кадастровая стоимость и УПКС земельного участка, из которого образован спорный участок) составляет 34 834 000 руб.
Общество обратилось с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость названного земельного участка, учитываемая при определении земельного налога, существенно превышает его рыночную стоимость и должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в размере рыночной стоимости.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент обращения Общества в суд с настоящим иском, также было предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Такое же правило закреплено и в действующей в настоящее время статье 24.18 Закона N 135-ФЗ.
Общество в обоснование своих требований представило суду отчет от 28.02.2014 N 45/14 об определении рыночной стоимости спорного земельного участка. Соответствие данного отчета требованиям Закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением от 26.05.2014 N 002Н/ЗУ/2014/Тверь, выполненным экспертным советом общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
При рассмотрении дела Кадастровая палата и Администрация не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, не ходатайствовали о назначении экспертизы, в связи с чем у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения оценщика.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом от 28.02.2014 N 45/14 в размере 34 834 000 руб.
Суды признали несостоятельным, основанным на неверном толковании норм материального права довод Администрации о том, что рыночную стоимость спорного участка следовало определять на дату постановки его на кадастровый учет, а не по состоянию на 01.01.2007 - дату проведения кадастровой оценки земель в Тверской области.
Согласно пункту 2.1.17 Методических указаний в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на УПКС преобразуемого земельного участка.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 сформулирована следующая правовая позиция: поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка применяется УПКС преобразуемого земельного участка, который был рассчитан в соответствии с теми данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка, то датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка.
Суды обеих инстанций, руководствуясь Законом N 135-ФЗ, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, пунктом 2.1.17 Методических указаний, правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, пришли к выводу о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка, кадастровая стоимость которого определена путем умножения его площади на УПКС земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100216:51, из которого образован спорный, подлежит установлению на дату установления кадастровой стоимости преобразованного участка, то есть на 01.01.2007.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23.09.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу N А66-6827/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.