30 апреля 2015 г. |
Дело N А66-13596/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Кудина А.Г., Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Вышневолоцкое пассажирское автотранспортное предприятие - 3" Малышева М.И. (доверенность от 27.05.2014),
рассмотрев 27.04.2015 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области и Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 08.08.2014 (судья Истомина О.Л.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 (судьи Зорина Ю.В., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу N А66-13596/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вышневолоцкое пассажирское автотранспортное предприятие - 3", место нахождения: 171166, Тверская обл., Вышневолоцкий р-н, г. Вышний Волочек, Казанский пр-т, д. 18а, ОГРН 1066908000939, ИНН 6908009390 (далее - ООО "Вышневолоцкое ПАТП-3", Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области, место нахождения: 170000, г. Тверь, Советская ул., д. 23, ОГРН 1026900508557, ИНН 6901001459 (далее - Минфин ТО), о взыскании убытков в размере 7 742 275 руб. 21 коп., связанных с реализацией в 2010 году законов и иных нормативных актов о предоставлении льгот отдельным категориям граждан при перевозках по городским маршрутам и в пригородном сообщении.
Определением от 16.01.2014 суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков: Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, место нахождения: 103097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, ОГРН 1026900508557, ИНН 6901001459 (далее - Минфин РФ), и администрацию Вышневолоцкого района Тверской области.
Определением от 17.02.2014 суд прекратил производство по делу в отношении администрации Вышневолоцкого района Тверской области и к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Тверская область в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области, место нахождения: 170028, г. Тверь, наб. реки Лазури, д. 20, ОГРН 1026900521230, ИНН 6903005931 (далее - Министерство соцзащиты).
Определением суда от 26.06.2014 удовлетворено ходатайство ООО "Вышневолоцкое ПАТП-3" об уточнении размера исковых требований к каждому из ответчиков. Согласно уточнению Общества оно просит взыскать с:
- Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации убытки за перевозку федеральных льготников в 2010 году в размере 1 546 646 руб. 83 коп.;
- Тверской области в лице Минфина ТО за счет казны Тверской области убытки за перевозку региональных льготников в 2010 году в размере 1 227 781 руб. 06 коп.
Уточнение иска принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Тем же определением суда уточнено наименование одного из ответчиков: Тверская область в лице Министерства социальной соцзащиты и к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Минфин ТО.
Решением от 08.08.2014 суд удовлетворил исковые требования в полном объеме. С Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 1 546 646 руб. 83 коп. убытков. С субъекта Российской Федерации - Тверской области в лице Министерства соцзащиты за счет казны субъекта Российской Федерации - Тверской области в пользу Общества взыскано 1 227 781 руб. 06 коп. убытков.
Постановлением от 17.12.2014 апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении его исковых требований.
В своих кассационных жалобах Министерство соцзащиты, а также Минфин ТО ссылаясь на неправильное применение норм материального права и недоказанность размера убытков, просят отменить обжалуемые судебные акты и отказать заявителю в удовлетворении исковых требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые судебные акты без изменения.
В возражениях на отзыв истца по жалобе Минфин ТО считает требования истца не подлежащими удовлетворению.
Определением от 31.03.2015 суд кассационной инстанции отложил рассмотрение кассационной жалобы до 27.04.2015 до 15 час. 00 мин.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, в 2010 году ООО "Вышневолоцкое ПАТП-3" в соответствии с определенной в учредительных документах уставной деятельностью осуществляло перевозки граждан автобусным транспортом общего пользования в городе Вышний Волочек и Вышневолоцком районе.
Приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области от 26.12.2008 N 455-нп установлена предельная цена (тариф) на перевозки пассажиров городскими маршрутными автобусами ООО "Вышневолоцкое ПАТП-3" в размере 10 руб. на одну поездку.
Приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области от 13.05.2010 N 128-нп установлена единая предельная цена (тариф) на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в городском сообщении в муниципальном образовании городской округ город Вышний Волочек в размере 10 руб. за одну поездку.
Приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области от 13.05.2010 N 129-нп установлена единая предельная цена (тариф) на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в пригородном сообщении в муниципальном образовании "Вышневолоцкий район" в размере 1,50 руб. за 1 км пути.
В соответствии с постановлением администрации Тверской области от 16.02.2005 N 32-па "О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета" (далее - Постановление N 32-па) ООО "Вышневолоцкое ПАТП-3" осуществляло в 2010 году перевозку пассажиров, относящихся к льготным категориям граждан при предъявлении ими единого социального проездного билета (ЕСПБ) в городе Вышний Волочек и Вышневолоцком районе.
Аналогичные перевозки в городе Вышний Волочек и Вышневолоцком районе осуществляли в 2010 годах муниципальное унитарное предприятие "Вышневолоцкое ПАТП", общество с ограниченной ответственностью "Вышневолоцкое ПАТП-2", муниципальное унитарное предприятие Вышневолоцкого района "Автокомбинат".
Между Территориальным отделом социальной защиты населения Вышневолоцкого района, Территориальным отделом социальной защиты населения города Вышний Волочек и ООО "Вышневолоцкое ПАТП-3" 11.01.2010 заключены соответствующие договоры по предоставлению на территории Тверской области льготного проезда отдельным категориям граждан на основании единого социального проездного билета и компенсации расходов транспортным предприятиям (том 1, листы дела 18 - 33).
Согласно указанным договорам Обществу возмещались средства от реализации ЕСПБ населению - в размере суммарной стоимости ЕСПБ, реализованных населению за отчетный период на территории муниципальных образований и средства, составляющие разницу между стоимостью проездного билета для данных муниципальных образований и стоимостью реализованных ЕСПБ населению в 2010 году.
По данным Министерства соцзащиты из областного бюджета ООО "Вышневолоцкое ПАТП-3" выплачено 3 834 592 руб. 03 коп. компенсаций для возмещения расходов, связанных с перевозкой льготников в 2010 году.
ООО "Вышневолоцкое ПАТП-3", ссылаясь на то, что полученные на основании указанных договоров и Постановления N 32-па выплаты только частично компенсировали понесенные Обществом расходы, связанные с перевозкой льготников, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, посчитав заявленные требования обоснованными по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалоб, пришла к следующим выводам.
Суды, удовлетворяя заявленные Обществом требования, руководствовались положениями статей 790, 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
При этом суды признали представленный Обществом расчет недополученной провозной платы обоснованным, а указанные в расчете суммы убытков подлежащими возмещению.
Расчет заявленной к возмещению Обществом суммы основан на данных о количестве приобретенных льготными категориями граждан ЕСПБ, общей численности граждан льготных категорий федерального и областного регистров размере тарифа на одну поездку, длине средней поездки в пригородном сообщении, рассчитанном в соответствии с пунктом 54 Порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения N 1 "Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта, N 3 "Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта", N 65 "Сведения о продукции автомобильного транспорта", утвержденного постановлением Федеральной службы государственной статистики от 19.01.2007 N 9.
Суд кассационной инстанции считает, что приведенные расчеты не подтверждают факт причинения Обществу убытков, ни их размер.
Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Постановлением Администрации Тверской области от 16.02.2005 N 32-па "О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета" утверждено Положение о порядке приобретения единого социального проездного билета для проезда в наземном городском и пригородном пассажирском транспорте (кроме железнодорожного, водного и такси, включая маршрутные) и компенсации расходов транспортным предприятиям по обеспечению равных условий предоставления транспортных услуг для отдельных категорий граждан (далее - Положение N 32-па).
Названным постановлением утвержден Перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета (приложение N 2), убытки от перевозки которых предъявлены к взысканию в рамках настоящего дела.
Согласно Положению N 32-па проезд в наземном городском и пригородном общественном транспорте льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры, осуществляется на основании ЕСПБ, приобретаемых гражданами по льготным ценам, установленным данным положением. Данным положением установлена и полная стоимость проезда одного пассажира по ЕСПБ.
Разделом 3 Положения N 32-па установлен порядок расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан по каждому муниципальному образованию Тверской области. Данная методика учитывает общее число ЕСПБ, выданных на территории муниципального образования, предусматривает распределение компенсации между перевозчиками пропорционально выполненной ими работе на линии и исходит из того, что размер компенсации определяется как разница между полной месячной стоимостью проезда одного пассажира по ЕСПБ и стоимостью ЕСПБ, оплаченной гражданином.
Сведения о проведении натурных обследований пассажиропотока истцом в материалы дела не представлены.
Общество не оспаривает факт получения из бюджета компенсации в полном объеме на основании Положения N 32-а.
Положение N 32-а является нормативным правовым актом, установившим методику расчета и исходные данные, необходимые для исчисления расходов перевозчиков. Названное положение не оспорено и не признано недействующим.
Принимая во внимание неиспользование Обществом в спорный период механизмов, позволяющих определить реальные показатели, позволяющие определить величину среднего расстояния поездки пассажира в отсутствие натурных исследований пассажиропотока, величина полной стоимости ЕСПБ, определенная действующим нормативным актом субъекта Российской Федерации применительно к конкретным муниципальным образованиям, не может опровергаться обобщенными среднестатистическими показателями.
Следовательно, Общество в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не подтвердило ни факт причинения ему убытков, ни их размер, что, в свою очередь, исключает возможность удовлетворения иска.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты следует отменить на основании статьи 287 АПК РФ, в удовлетворении заявления - отказать.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Тверской области от 08.08.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по делу N А66-13596/2013 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.