г. Вологда |
|
17 декабря 2014 г. |
Дело N А66-13596/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 декабря 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Вышневолоцкое пассажирское автотранспортное предприятие - 3" Малышева М.И. по доверенности от 27.05.2014, от Министерства финансов Тверской области Носкова Д.А. по доверенности от 03.03.2014 N 5,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Тверской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 08 августа 2014 года по делу N А66-13596/2013 (судья Истомина О.Л.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вышневолоцкое пассажирское автотранспортное предприятие - 3" (171166, Тверская обл., Вышневолоцкий р-н, г. Вышний Волочек, Казанский пр-т, д. 18а; ОГРН 1066908000939, ИНН 6908009390; далее - Общество, ООО "Вышневолоцкое ПАТП-3") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области (170000, г. Тверь, ул. Советская, д. 23; ОГРН 1026900508557, ИНН 6901001459; далее - Минфин ТО) о взыскании убытков в размере 7 742 275 руб. 21 коп., связанных с реализацией в 2010 году законов и иных нормативных актов о предоставлении льгот отдельным категориям граждан при перевозках по городским маршрутам и в пригородном сообщении.
Определением суда от 16.01.2014 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (103097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9; ОГРН 1026900508557, ИНН 6901001459; далее - Минфин РФ) и администрация Вышневолоцкого района Тверской области.
Определением суда от 17.02.2014 в отношении администрации Вышневолоцкого района Тверской области производство по делу прекращено и к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты населения Тверской области (170028, г. Тверь, наб. реки Лазури, д. 20; ОГРН 1026900521230, ИНН 6903005931; далее - Министерство соцзащиты).
Определением суда от 26.06.2014 удовлетворено ходатайство истца об уточнении размера исковых требований к каждому из ответчиков. Согласно уточнению истца он просит взыскать с:
- Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации убытки за перевозку федеральных льготников в 2010 году в размере 1 546 646 руб. 83 коп.;
- Тверской области в лице Минфина ТО за счет казны Тверской области убытки за перевозку региональных льготников в 2010 году в размере 1 227 781 руб. 06 коп.
Уточнение иска принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Тем же определением суда уточнено наименование одного из ответчиков: Тверская область в лице Министерства социальной соцзащиты и к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Минфин ТО.
Решением суда от 08.08.2014исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 1 546 646 руб. 83 коп. убытков. С субъекта Российской Федерации - Тверская область в лице Министерства соцзащиты за счет казны субъекта Российской Федерации - Тверская область в пользу Общества взыскано 1 227 781 руб. 06 коп. убытков.
Минфин РФ не согласился с решением суда в части взыскания с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации убытков в размере 1 546 646 руб. 83 коп., в апелляционной жалоб, ссылаясь на нарушение судом норм действующего законодательства, просит решение в указанной части отменить и принять в этой части новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска к Российской Федерации в лице Минфина РФ. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий населения не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а возложено полностью на субъекты Российской Федерации. Предоставление финансовой помощи в форме субсидий не сопряжено с переходом расходного обязательства от субъекта Российской Федерации или муниципального образования к Российской Федерации. Российская Федерация в полном объеме выполнила свои обязательства по финансированию бюджета Тверской области по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта. Доказательства того, что субъекту Российской Федерации было недостаточно дотаций и субъект Российской Федерации обращался с заявлением в Минфин РФ за выделением дополнительных средств, отсутствует.
Минфин ТО также не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований к казне Тверской области отказать. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Апеллянт полагает, что истцом не представлено доказательств совершения Минфином ТО виновных действий либо бездействия, в результате которых у Общества возникли убытки. Предъявленные исковые требования охватывают весь 2010 год, но исковое заявление принято к производству арбитражным судом 27.11.2013, соответственно период с 01.01.2010 по 27.11.2010 не может быть включен для начисления суммы предполагаемых убытков в общую сумму убытков в порядке статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Все обязательства, установленные постановлением администрацией Тверской области от 01.09.2008 N 262-па, Тверская область выполнила в полном объеме. Расчет задолженности Общества основан не на документальных показателях количества поездок граждан, а на показателях среднемесячного количества поездок граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, что является неправильным. Правовая позиция Минфина ТО подтверждается многочисленной судебной практикой, указанной в жалобе.
Министерство соцзащиты также обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить и отказать Обществу в удовлетворении исковых требований относительно к Тверской области. Доводы жалобы сводятся к тому, что истцом не доказан факт наличия убытков. Расчет размера убытков не соответствует нормам права. Средства федерального бюджета на обеспечение льготного проезда бюджетам субъектов Российской Федерации в 2010 году не предоставлялись. Сведения о проведении натурных обследований пассажиропотока истцом в материалы дела не представлены. Возмещение расходов истцу в соответствии с условиями договора и законодательством Тверской области, регулирующим вопросы компенсации расходов транспортным предприятиям в связи с предоставлением льготного проезда, произведено в полном объеме, что подтверждено материалами дела и не оспаривалось истцом в ходе судебного разбирательства.
Третье лицо в отзывах на апелляционные жалобы ответчиков и представитель в судебном заседании просят решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать ООО "Вышневолоцкое ПАТП-3" в удовлетворении исковых требований.
Представитель Минфина ТО в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы и доводы жалоб ответчиков.
Общество в отзыве на апелляционные жалобы и представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Ответчики о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, заслушав представителей истца и третьего лица, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Как следует из материалов дела, в 2010 году ООО "Вышневолоцкое ПАТП-3" в соответствии с определенной в учредительных документах уставной деятельностью осуществляло перевозки граждан автобусным транспортом общего пользования в г. Вышний Волочек и Вышневолоцком районе.
Приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области от 26.12.2008 N 455-нп установлена предельная цена (тариф) на перевозки пассажиров городскими маршрутными автобусами ООО "Вышневолоцкое ПАТП-3" в размере 10 руб. на одну поездку.
Приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области от 13.05.2010 N 128-нп установлена единая предельная цена (тариф) на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в городском сообщении в муниципальном образовании городской округ город Вышний Волочек в размере 10 руб. за одну поездку.
Приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области от 13.05.2010 N 129-нп установлена единая предельная цена (тариф) на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в пригородном сообщении в муниципальном образовании "Вышневолоцкий район" в размере 1,50 руб. за 1 км пути.
В соответствии с постановлением администрации Тверской области от 16.02.2005 N 32-па "О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета" (далее - Постановление N 32-па) ООО "Вышневолоцкое ПАТП-3" осуществляло в 2010 году перевозку пассажиров, относящихся к льготным категориям граждан при предъявлении ими единого социального проездного билета (ЕСПБ) в г. Вышний Волочек и Вышневолоцком районе.
Аналогичные перевозки в г. Вышний Волочек и Вышневолоцком районе осуществляли в 2010 годах муниципальное унитарное предприятие "Вышневолоцкое ПАТП", общество с ограниченной ответвенностью "Вышневолоцкое ПАТП-2", муниципальное унитарное предприятие Вышневолоцкого района "Автокомбинат".
Между Территориальным отделом социальной защиты населения Вышневолоцкого района, Территориальным отделом социальной защиты населения города Вышний Волочек и ООО "Вышневолоцкое ПАТП-3" 11.01.2010 заключены соответствующие договоры по предоставлению на территории Тверской области льготного проезда отдельным категориям граждан на основании единого социального проездного билета и компенсации расходов транспортным предприятиям (т. 1, л.д. 18-33).
Согласно указанным договорам Обществу возмещались средства от реализации ЕСПБ населению - в размере суммарной стоимости ЕСПБ, реализованных населению за отчетный период на территории муниципальных образований и средства, составляющие разницу между стоимостью проездного билета для данных муниципальных образований и стоимостью реализованных ЕСПБ населению в 2010 году.
По данным Министерство соцзащиты из областного бюджета истцу выплачено 3 834 592 руб. 03 коп. компенсаций для возмещения расходов, связанных с перевозкой льготников в 2010 году. Данное обстоятельство истцом не оспаривается.
Истец, ссылаясь на то, что полученные на основании указанных договоров и Постановления N 32-па выплаты только частично компенсировали понесенные Обществом расходы, связанные с перевозкой льготников, обратился в Арбитражный суд Тверской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными по праву и размеру.
Апелляционная коллегия считает принятое решение законным и обоснованным.
Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно пунктам 16, 18, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), учитываются положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с пунктом 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 N 56-О в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера, в частности в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов.
Федеральным законом от 23.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" были предусмотрены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, в общей сумме 2 472 925,6 тыс. руб. с распределением между субъектами Российской Федерации согласно приложению 19 к закону о бюджете в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления межбюджетных трансфертов на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которые относятся к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802.
Пунктом 1 указанных Правил определено, что межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации при условии принятия в установленном порядке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих расходные обязательства субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта.
Администрацией Тверской области 16.02.2005 принято постановление N 32-па "О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета".
Постановлением администрации Тверской области от 01.09.2008 N 262-па "Об утверждении Долгосрочной целевой программы Тверской области "Социальная поддержка населения Тверской области на 2009 - 2012 годы" действие льготы в виде единого социального проездного билета было продлено до 2012 года.
Постановлением N 32-па утвержден статус единого социального проездного билета (ЕСПБ) как документа, предоставляющего право льготного проезда в городском и пригородном общественном транспорте на территории Тверской области категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Тверской области, включенным в федеральный и региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (пункт 2 постановления).
Пунктом 4 Постановления N 32-па утверждено Положение о порядке приобретения единого социального проездного билета для проезда в наземном городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме железнодорожного и такси) и компенсации расходов транспортным предприятиям по обеспечению равных условий предоставления транспортных услуг для отдельных категорий граждан.
Пунктом 1.1 Положения установлено, что ЕСПБ является социальным проездным документом на всех видах, на всех маршрутах наземного городского и пригородного транспорта общего пользования (кроме маршрутного такси), включенных в установленное расписание движения транспорта.
Раздел 2 Положения регулирует порядок приобретения ЕСПБ.
Продажу ЕСПБ населению производят территориальные отделы социальной защиты населения через отделения связи федерального государственного унитарного предприятия "Почта России". Согласно пунктам 1.2-1.3 раздела 1 "Общие положения" данного Положения правом приобретения ЕСПБ по цене 64 руб. обладают граждане, включенные в федеральный и региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Льготники регионального регистра покупают ЕСПБ за счет ежемесячной денежной выплаты из бюджета Тверской области (статья 1 Закона Тверской области от 29.12.2004 N 80-30 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", статьи 1, 2 Закона Тверской области от 29.12.2004 N 84-30 "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу...").
Льготники федерального регистра покупают ЕСПБ за счет ежемесячной денежной выплаты, предоставляемой из федерального бюджета (статья 6.4 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", федеральные законы "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и др.).
Раздел 3 Положения представляет собой регламент перечисления компенсации транспортным предприятиям.
Компенсация за каждый ЕСПБ определяется как разница между "полной стоимостью льготного проезда" и стоимостью ЕСПБ, оплаченной гражданином (пункт 3.3).
Функцию по перечислению компенсации транспортным предприятиям администрация Тверской области возложила на территориальные отделы социальной защиты населения в муниципальных образованиях (пункт 3.7 Положения). Пунктом 3.1 Положения территориальным отделам социальной защиты населения предписывается выявить предприятия общественного транспорта, на которые распространяется действие ЕСПБ, в конкретном муниципальном образовании, и заключить с ними договоры на перечисление компенсации, предусмотренной Постановлением N 32-па.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" был сформирован федеральный регистр получателей государственной социальной помощи, в который вошли все категории льготников, льгота по оплате проезда для вторых была заменена в федеральном законодательстве на денежные выплаты из федерального бюджета.
К исключительным полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены меры социальной поддержки репрессированных лиц, тружеников тыла и ветеранов труда, а также семей, имеющих детей (статья 16 Закона от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", статьи 20, 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", статья 16 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"). В Тверской области это также ветераны труда Тверской области (Закон Тверской области от 11.12.2007 N 154-30 "О ветеранах труда Тверской области") и дети-сироты (постановление администрации Тверской области от 03.07.2006 N 164-па "Об утверждении Порядка обеспечения платным проездом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных областных и муниципальных образовательных учреждениях".
Указанные категории льготников вошли в областной регистр.
Согласно пунктам 1.2-1.3 раздела 1 "Общие положения" Положения, утвержденного Постановлением N 32-па правом приобретения ЕСПБ по цене 64 руб. обладают граждане, включенные в федеральный и региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Возмещение расходов транспортных организаций по перевозке льготников областного регистра является расходным обязательством Тверской области.
При этом на истца как на коммерческую организацию не возложено бремя реализации установленных федеральным законодательством льгот за счет собственных средств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, денежных средств, выделенных из бюджета, оказалось недостаточно для компенсации истцу льгот, предоставленных путем продажи социальных проездных документов лицам, включенным в федеральный и региональный регистры, в сумме 1 546 646 руб. 83 коп. и 1 227 781 руб. 06 коп. соответственно.
Вместе с тем, пунктом 2 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В случае недостаточного выделения денежных средств из федерального бюджета субъекту Российской Федерации на эти цели соответствующие расходы транспортных организаций подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета. В связи с этим требование истца о взыскании 1 546 646 руб. 83 коп. убытков правомерно удовлетворено судом первой инстанции за счет казны Российской Федерации.
Судом также установлено, что при формировании бюджета Тверской области в областном бюджете были предусмотрены денежные средства Тверской области для финансирования мер по обеспечению равной транспортной доступности категориям граждан, включенным в областной регистр лиц, имеющих право на получение социальной поддержки. Таким образом, требование истца о взыскании 1 227 781 руб. 06 коп. убытков правомерно удовлетворено судом за счет казны Тверской области.
Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривается сторонами, компенсация льгот, предоставленных лицам, включенным в федеральный регистр льготников, осуществлялась за счет средств федерального бюджета, выделенных Тверской области на обеспечение равной транспортной доступности, компенсация льгот, предоставленных лицам, включенным в областной регистр льготников, осуществлялась за счет средств областного бюджета.
Исходя из конкретных материалов дела, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований за счет средств бюджета Российской Федерации и за счет средств бюджета Тверской области.
Размер заявленных требований проверен судом и признан обоснованным.
Апелляционная коллегия не находит правовых оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Доводу Минфина ТО о применении сроков исковой давности судом перовой инстанции дана надлежащая правовая оценка и сомнений у апелляционной коллегии не вызывает.
Позиция ответчиков относительно недоказанности размера убытков не основана на нормах права.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 08 августа 2014 года по делу N А66-13596/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства финансов Тверской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-13596/2013
Истец: ООО "Вышневолоцкое пассажирское автотранспортное предприятие - 3"
Ответчик: Администрация Вышневолоцкого района тверской области, Министерство финансов Тверской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Министерство социальной защиты населения Тверской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ