07 мая 2015 г. |
Дело N А21-4225/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Любченко И.С., Савицкой И.Г.,
при участии от Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) Скорописенко К.О. (доверенность от 03.04.2015 N 01-26/0714), от Центральной акцизной таможни Скорописенко К.О. (доверенность от 19.09.2014 N 05-21/20846), от закрытого акционерного общества "РОСТЭК - Таможенный брокер" Симоновой Я.А. (доверенность от 20.05.2014 N РТБ-С/01),
рассмотрев 06.05.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.09.2014 (судья Иванов С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2014 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А21-4225/2014,
установил:
Закрытое акционерное общество "РОСТЭК - Таможенный брокер" место нахождения: 105082, Москва, Б. Почтовая ул., д. 36, стр. 6-7-8, ОГРН 1047796004673 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным требования Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица), место нахождения: 238420, Калининградская область, Багратионовский р-н, г. Багратионовск, ул. Дружбы, 16Б, ОГРН 1103925001740, ИНН 3915501985 (далее - Таможенный пост) от 21.04.2014 N 10009200/11Б об уплате таможенных платежей.
Определением от 26.06.2014 суд первой инстанции на основании статьи 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Центральную акцизную таможню, место нахождения: 109240, Москва, Яузская ул., 8, ОГРН 1027700552065, ИНН 7703166563 (далее - Таможня).
Решением суда от 15.09.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.12.2014, заявление Общества удовлетворено, оспариваемое требование Таможенного поста признано недействительным.
В кассационной жалобе Таможенный пост, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 15.09.2014 и постановление от 30.12.2014 и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении требований Общества. По мнению подателя жалобы, суды ошибочно сочли оспариваемое требование об уплате таможенных платежей недействительным.
От Общества в электронном виде поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором оно возражает против ее удовлетворения, просит оставить без изменения решение от 15.09.2014 и постановление от 30.12.2014.
В судебном заседании представитель таможенных органов поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в период с 23.01.2012 по 15.02.2012 на Таможенный пост Обществом как таможенным представителем от имени и по поручению декларанта - ООО "Спектр 400" поданы:
декларация на товары (далее - ДТ) N 10009200/230112/0001481 - грузовой тягач седельный, марка "MERCEDES-BENZ", модель "ACTROS 1846", новый, момент выпуска 04.03.2009, VIN WDB9340321L397634;
ДТ N 10009200/250112/0001725 - грузовой тягач седельный, марка "MERCEDES-BENZ", модель "ACTROS 1846", новый, момент выпуска 27.01.2009, VIN WDB9340321L406740;
ДТ N 10009200/040212/0002661 - грузовой тягач седельный, марка "MERCEDES-BENZ", модель "ACTROS 1844", новый, момент выпуска 06.02.2009, VIN WDB9340321L404688;
ДТ N 10009200/080212/0002986 - грузовой тягач седельный, марка "MERCEDES-BENZ", модель "ACTROS 1844", новый, момент выпуска 19.02.2009, VIN WDB9340321L363285;
ДТ N 10009200/150212/0003539 - грузовой тягач седельный, марка "MERCEDES-BENZ", модель "ACTROS 1844", новый, момент выпуска 03.03.2009, VIN WDB9340321L406482;
ДТ N 10009200/160212/0003646 - грузовой тягач седельный, марка "MERCEDES-BENZ", модель "ACTROS 1844", новый, момент выпуска 19.02.2009, VIN WDB9340321L401940.
Классификационный код вышеуказанных товаров определен декларантом в соответствии с ТН ВЭД ТС - 8701 20 101 3 - "тягачи седельные, новые, экологического класса 4 или выше". Ставка ввозной таможенной пошлины 5% от таможенной стоимости декларируемого товара.
Выпуск товаров по названным ДТ в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" Таможенным постом разрешен.
В дальнейшем Таможня провела камеральную таможенную проверку по вопросу достоверности заявленного при декларировании кода ТН ВЭД, результаты которой отражены в акте от 04.02.2014 N 10009000/400/040214/А0043.
В ходе проверки Таможня для подтверждения даты производства указанных выше транспортных средств направила в закрытому акционерному обществу "Мерседес-Бенц РУС" (предприятию в составе "Daimler AG", Германия), а в последующем и обществу с ограниченной ответственностью "Мерседес-Бенц Тракс Восток" (официальному дистрибьютору концерна "Daimler AG") соответствующие запросы о предоставлении сведений о дате выпуска указанных тягачей.
Данные организации сообщили таможенному органу, что согласно информации в электронной базе данных концерна "Daimler AG" седельные тягачи со следующими идентификационными номерами (VIN) были изготовлены:
WDB9340321L397634 - 17.10.2008;
WDB9340321L406740 - 24.11.2008;
WDB9340321L404688 - 13.11.2008;
WDB9340321L363285 - 28.07.2008;
WDB9340321L406482 - 20.11.2008;
WDB9340321L401940 - 30.10.2008.
В связи с изложенным Таможня, рассмотрев дополнительно представленные Обществом и ООО "Спектр 400" в ходе проверки сведения и документы, посчитала, что при таможенном декларировании Обществом заявлены недостоверные сведения о дате выпуска седельных тягачей, с учетом полученных в ходе проверки сведений; транспортным средствам надлежит присвоить код ТН ВЭД 8701 20 901 7: "тягачи седельные, бывшие в эксплуатации, прочие" (ставка ввозной таможенной пошлины - 30 %, но не менее 2,2 евро за 1 см3 объема двигателя).
Согласно решениям Таможни от 17.02.2014 N РКТ-10009000-14/000007, РКТ-10009000-14/000008, РКТ-10009000-14/000009, РКТ-10009000-14/000010, РКТ-10009000-14/000011, РКТ-10009000-14/000012 о классификации товаров в соответствии ТН ВЭД ТС ввезенные тягачи отнесены к товарной подсубпозиции 8701 20 901 7.
Поскольку изменение кода ТН ВЭД повлекло доначисление таможенных платежей, Таможенный пост 21.04.2014 выставил Обществу требование N 10009200/11Б об уплате 8 239 431 руб. 60 коп., в том числе 6 755 564 руб. 15 коп. таможенных платежей и 1 483 867 руб. 45 коп. пеней.
Общество, не согласившись с названным требованием таможенного органа, обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие в данном случае у таможенного органа правовых и фактических оснований для иной классификации ввезенных транспортных средств и, как следствие, для направления оспариваемого требования об уплате таможенных платежей.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
По правилам пункта 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД ТС.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (пункты 2 и 3 статьи 52 ТК ТС).
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850 утверждена Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и установлены ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза, которым установлены основные правила интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД ТС.
Классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется по ОПИ с 1 по 6.
При этом арбитражный суд при наличии спора проверяет правильность применения таможенным органом ОПИ ТН ВЭД ТС при оспаривании решения таможенного органа о классификации товара, учитывая, что решение о классификации товара при внешнеэкономической деятельности является прерогативой таможенных органов.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД). Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (пункт 1 статьи 51 ТК ТС).
Как видно из материалов дела и установлено судами, в данном случае в ДТ в отношении ввезенных товаров (седельных тягачей) Общество указало код 8701 20 101 3 ТН ВЭД ТС: "тракторы колесные для полуприцепов: новые: тягачи седельные: экологического класса 4 или выше"; ставка ввозной таможенной пошлины - 5%.
Таможенный орган избрал для ввезенных товаров код 8701 20 901 7 ТН ВЭД ТС: "тягачи седельные, бывшие в эксплуатации, прочие"; ставка ввозной таможенной пошлины - 30%, но не менее 2,2 евро за 1 см3 объема двигателя.
Согласно дополнительным примечаниям Таможенного союза к группе 87 ТН ВЭД ТС "Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности" в товарных позициях 8701, 8702, 8703, 8704, 8705 и 8716 термин "бывшие в эксплуатации" применяется к транспортным средствам, с момента выпуска которых прошло 3 года или более, независимо от величины пробега автотранспортного средства. При отсутствии документального подтверждения момента выпуска, то есть даты изготовления транспортного средства, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере транспортного средства, при этом полный год выпуска исчисляется с 1 июля года изготовления.
Вместе с тем в силу пункта 6 статьи 52 ТК ТС таможенные органы, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию. Такие решения или разъяснения являются обязательными при декларировании товаров на территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого они приняты.
В соответствии с частью 2 статьи 108 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, принимает решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров.
В связи с приведенными правовыми нормами, в целях повышения эффективности совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, издано относящееся к спорному периоду распоряжение Федеральной таможенной службы от 19.01.2011 N 6-р вместе со "Сборником решений и разъяснений по классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельных товаров".
Согласно пункту 130 названного Сборника при классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС бывших в эксплуатации транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8701, 8702, 8703, 8704, 8705 ТН ВЭД ТС, необходимо руководствоваться нижеследующим.
Моментом выпуска транспортного средства считается дата его изготовления, которая может быть указана на транспортном средстве и в регистрационных документах транспортного средства (например: технический паспорт, свидетельство о регистрации и аналогичные им регистрационные документы, выдаваемые уполномоченными органом страны-экспортера (продавца).
Если на транспортном средстве и в регистрационных документах указан только месяц изготовления, то таким днем считается 15 число этого месяца, если указан только год - 1 июля этого года.
При отсутствии в регистрационных документах даты изготовления транспортного средства год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в его идентификационном номере, при этом полный год выпуска исчисляется с 1 июля года изготовления транспортного средства. При этом в случае если в идентификационном номере отсутствует информация о годе выпуска, то моментом выпуска считается дата первой регистрации транспортного средства, отраженная в документе, выдаваемом уполномоченным органом страны-экспортера (продавца).
Если дата изготовления транспортного средства не указана на транспортном средстве и не представлены регистрационные документы, или сведения о дате изготовления указанной на транспортном средстве и в регистрационных документах расходятся, то может быть использована любая достоверная информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, позволяющая определить дату изготовления. В том числе и информация, полученная от официальных представительств заводов-изготовителей транспортного средства в Российской Федерации.
В случае невозможности определить дату изготовления (момент выпуска) транспортного средства, классифицируемого в группе 87 ТН ВЭД ТС, такой датой необходимо считать год официального начала производства данной марки (модели/модификации) транспортного средства. Причем, если неизвестен месяц начала производства, то месяцем начала производства считать июль этого года, а также если неизвестно число, то использовать 15 число месяца начала производства.
Таким образом, закреплен нормативный порядок последовательной оценки значимых сведений о дате изготовления транспортного средства. При этом приоритетное значение имеют указания на транспортном средстве и в регистрационных документах транспортного средства, технический паспорт, свидетельство о регистрации и аналогичные им регистрационные документы, выдаваемые уполномоченным органом страны-экспортера (продавца). Затем - код изготовления, далее - дата первой регистрации транспортного средства и лишь потом может быть использована любая достоверная информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, позволяющая определить дату изготовления.
В связи с этим, как правильно отметили суды, из буквального толкования вышеприведенных положений следует, что под датой выпуска транспортного средства понимается не дата его фактического производства, спуска с конвейера, выпуска с завода, а дата, указанная в определенных источниках информации. Такими источниками информации являются сопроводительные документы, в частности, паспорта транспортных средств, выданные в стране происхождения транспортного средства. Установление года выпуска по коду изготовления, указанному в идентификационном номере транспортного средства, а также на основании информации таможенного органа, допустимо лишь при наличии неустранимых пороков в сопроводительных документах.
Информация о дате производства транспортного средства, указанная в письмах заводов-изготовителей, согласно принципу последовательности применения документов, содержащих сведения о дате выпуска транспортного средства, может быть учтена лишь при невозможности использования иных источников информации (товаросопроводительных документов, идентификационного номера (VIN) транспортного средства).
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что дата изготовления транспортных средств была указана на самих транспортных средствах или в идентификационных номерах, то в этом случае моментом выпуска считается дата первой регистрации транспортного средства, отраженная в документе, выдаваемом уполномоченным органом страны-импортера (продавца).
Суды обоснованно констатировали, что в данном случае таможенным органом нарушен закрепленный нормативный порядок последовательной оценки значимых сведений о дате изготовления транспортного средства.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что при декларировании товаров Общество руководствовалось, помимо иных, иностранными техническими паспортами (брифами), в которых указаны соответствующие даты первой регистрации транспортных средств:
транспортное средство VIN WDB9340321L397634 (ввезено по ДТ N 10009200/230112/0001481) - 10.03.2009;
транспортное средство VIN WDB9340321L406740 (ввезено по ДТ N 10009200/250112/0001725) - 26.01.2009;
транспортное средство VIN WDB9340321L404688 (ввезено по ДТ N 10009200/040212/0002661) - 05.02.2009;
транспортное средство VIN WDB9340321L363285 (ввезено по ДТ N 10009200/080212/0002986) - 18.02.2009;
транспортное средство VIN WDB9340321L406482 (ввезено по ДТ N 10009200/150212/0003539) - 03.03.2009;
транспортное средство VIN WDB9340321L401940 (ввезено по ДТ N 10009200/160212/0003646) - 03.03.2009;
Эти документы не приняты во внимание Таможней при проведении камеральной таможенной проверки, им таможенным органом не дана оценка.
Оригиналы указанных документов обозревались в суде первой инстанции; доказательств недостоверности указанных сведений таможенным органом в материалы дела не представлено.
Таким образом, как обоснованно установили суды, на момент подачи рассматриваемых ДТ - 23.01.2012, 25.01.2012, 04.02.2012, 08.02.2012, 15.02.2012 и 16.02.2012 с момента выпуска указанных в них транспортных средств прошло менее 3 лет.
Следовательно, транспортные средства были правомерно классифицированы Обществом по коду ТН ВЭД 8701 20 101 3.
Этот вывод судебных инстанций обусловлен как необходимой последовательностью действий для определения момента выпуска транспортного средства, так и документальными данными, которыми таможенный орган располагал в рамках камеральной таможенной проверки.
Поскольку дата выпуска транспортных средств указана в представленных декларантом в рамках таможенного контроля технических паспортах и свидетельстве о регистрации (достоверность которых не опровергнута), у таможенных органов не имелось оснований для принятия решений о классификации товаров от 17.02.2014 и выставления на основании статьи 91 ТК ТС и статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" оспариваемого требования об уплате таможенных платежей.
Такое требование не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Доказательства обратного таможенным органом не представлены (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.09.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2014 по делу N А21-4225/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградского акцизного таможенного поста - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.