04 июня 2015 г. |
Дело N А05-11737/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 04 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Марьянковой Н.В., Серовой В.К.,
при участии от Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области Дубровской М.Г. (доверенность от 13.02.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.12.2014 (судья Дмитревская А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 (судьи Смирнов В.И., Мурахина Н.В., Холминов А.А.) по делу N А05-11737/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: Москва, ул. Новая Басманная, д. 2; ИНН 7708503727; ОГРН 1037739877295, в лице Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала (место нахождения: г. Ярославль, ул. Б. Федоровская, д. 109а, (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, место нахождения: г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49; ИНН 2901127253; ОГРН 1042900022626, (далее - Министерство) об отказе принять тепловую энергию, поставленную ОАО "РЖД" в 1 квартале 2014 года потребителям (населению) муниципального образования "Кулойское" (далее - МО "Кулойское") в объеме 986,063 Гкал, о возложении на Министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем заключения дополнительного соглашения к договору от 01.04.2014 N 119-Т на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, изложенного в письме от 16.07.2014 N 203/06-04/3924.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство).
Решением от 18.12.2014 решение Министерства, изложенное в письме от 16.07.2014 N 203/06-04/3924, признано недействительным, на Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.03.2015 решение от 18.12.2014 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить решение от 18.12.2014 и постановление апелляционной инстанции от 05.03.2015, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить решение от 18.12.2014 и постановление апелляционной инстанции от 05.03.2015 без изменения, полагая их правомерными.
В судебном заседании представитель Министерства подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ОАО "РЖД" и Агентство о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ОАО "РЖД" в лице Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" оказывает услуги теплоснабжения населению пос. Кулой Вельского района Архангельской области.
Постановлением Агентства от 17.12.2013 N 81-т/24 установлены тарифы на поставляемую ОАО "РЖД" (Сольвычегодским территориальным участком Северной дирекции) потребителям, расположенным на территории МО "Кулойское" муниципального образования "Вельский муниципальный район" тепловую энергию. Однако тарифы для населения данным постановлением не определены.
Постановлением Агентства от 27.02.2014 N 9-т/4 в постановление от 17.12.2013 N 81-т/24 внесены изменения, согласно которым населению установлен одноставочный льготный тариф. Постановление вступило в силу с 15.03.2014.
Министерство и ОАО "РЖД" заключили договор от 01.04.2014 N 119-Т на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
Письмом N 344 заявитель (ОАО "РЖД") просил ответчика заключить дополнительное соглашение к договору на возмещение недополученных доходов, на нужды теплоснабжения на 2014 год для МО "Кулойское", сообщив плановый объем по отпуску тепловой энергии для соответствующих категорий потребителей, а 31.03.2014 выставил счета-фактуры на оплату оказанных в 1 квартале 2014 года услуг по теплоснабжению по тарифам для населения.
Министерство в ответе на письмо от 24.04.2014 указало ОАО "РЖД" на необходимость направления информации о плановом объеме тепловой энергии, подлежащей отпуску населению и приравненным к нему потребителям МО "Кулойское" в поквартальной разбивке, начиная с 15.03.2014.
ОАО "РЖД" в письме от 27.06.2014 направило Министерству соответствующую информацию.
Письмом от 16.07.2014 Министерство сообщило о непринятии им направленных данных, указав на необходимость представления сведений о фактическом объеме тепловой энергии, отпущенной населению и приравненным к нему потребителям МО "Кулойское" только за период с 15.03.2014 по 31.03.2014, пояснив, что период отсутствия межтарифной разницы не может использоваться теплоснабжающей организацией при расчете субсидии, связанной с государственным регулированием тарифов (цен).
ОАО "РЖД", не согласившись с позицией Министерства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд, посчитав доводы ОАО "РЖД" обоснованными, удовлетворил заявленные им требования.
В соответствии со статьей 10 Закона "О теплоснабжении" льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, а также порядок компенсации выпадающих доходов устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Законом Архангельской области от 02.07.2012 N 512-32-ОЗ предусмотрена компенсация выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель путем предоставления теплоснабжающим организациям субсидий за счет средств областного бюджета.
Субсидии предоставляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере топливно-энергетического комплекса (в том числе электроэнергетики, газоснабжения и теплоснабжения), энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с заключенными договорами на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области и теплоснабжающими организациями.
Предоставление субсидий теплоснабжающим организациям осуществляется Министерством в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования в рамках подпрограммы "Формирование и реализация региональной политики в сфере энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области" государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)".
Удовлетворяя заявленные ОАО "РЖД" требования, суд сослался на то, что срок действия тарифа на тепловую энергию, установленный постановлением Агентства от 17.12.2013 N 81-т/24 прочим потребителям (с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря 2014 года) постановлением агентства от 27.02.2014 N 9-т/4, которым установлен тариф населению 1624,20 руб./Гкал, не изменялся.
Вместе с тем, пунктом 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, регламентировано, что решение органа государственного регулирования об установлении тарифов не имеет обратной силы. Льготный тариф для населения установлен с 15.03.2014 года. Основания для выплат энергоснабжающей организации соответствующей компенсации из областного бюджета до указанной даты отсутствуют.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает вывод суда об удовлетворении заявленных ОАО "РЖД" требований неправомерным, а судебные акты - подлежащими отмене как принятые с неправильным применением норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.12.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по делу N А05-11737/2014 отменить.
В иске отказать.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Н.В. Марьянкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.