05 июня 2015 г. |
Дело N А66-10501/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Тверской экскаватор" Каташовой С.Е. (доверенность от 10.03.2015),
рассмотрев 01.06.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 27.10.2014 (судья Пугачев А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу N А66-10501/2014,
установил:
Закрытое акционерное общество "Тверской экскаватор", место нахождения: 170000, г. Тверь, Индустриальная ул., д. 11, ОГРН 1116952057914, ИНН 6950140737 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 (далее - Кадастровая палата), в лице филиала по Тверской области об установлении в размере их рыночной стоимости кадастровой стоимости следующих земельных участков, расположенных по адресу: г. Тверь, Индустриальная ул., д. 11:
- площадью 26 097 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200008:43, - 12 471 000 руб.;
- площадью 265 170 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200008:44, - 103 975 000 руб.;
- площадью 1644 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200008:45, - 995 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Твери, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920 (далее - Администрация).
Решением от 27.10.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.02.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель жалобы, вопреки выводам судов датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН); истцом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора, установленный Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ); судами необоснованно отклонено ходатайство Администрации о назначении экспертизы в целях установления рыночной стоимости указанных земельных участков; приказом министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25.12.2014 N 13-нп утверждены новые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Кадастровая палата и Администрация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 69:40:0200008:43, 69:40:0200008:44, 69:40:0200008:45, образованные в результате раздела участка с кадастровым номером 69:40:0200008:24, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 22.08.2013 серии 69-АВ N 783067-783069.
Постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па утверждены результаты актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области по состоянию на 01.01.2007. В связи с тем, что принадлежащие Обществу земельные участки, образованные после 01.01.2007, не вошли в перечень объектов оценки, их кадастровая стоимость определена путем умножения их площади на удельный показатель кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта и установлена соответственно в размере 73 648 604 руб. 67 коп., 748 338 908 руб. 70 коп., 4 639 548 руб. 84 коп.
Общество, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость спорных участков, существенно превышающая их рыночную стоимость, должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) - в размере их рыночной стоимости, обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
При этом Общество представило подготовленный независимым оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Титан-Оценка" Мяндиной Ниной Сергеевной отчет от 23.06.2014 N 01/14-042н, согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2007 составляет соответственно 12 471 000 руб., 103 975 000 руб., 995 000 руб., а также экспертное заключение от 30.06.2014 N Э-230614/1 некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" о соответствии отчета законодательству об оценочной деятельности и обоснованности выводов оценщика Мяндиной Н.С.
Суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на статью 65, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), исковые требования удовлетворили, установив, что отчет от 23.06.2014 N 01/14-042н соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, что подтверждается представленным в материалы дела положительным экспертным заключением от 30.06.2014 N Э-230614/1, а доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости участка, не представлено.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Закона N 167-ФЗ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ, которая была введена в действие Законом N 167-ФЗ, а также статьи 24.18 Закона N 135-ФЗ в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость спорных участков определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания).
Так, подпункт 2.1.17 Методических указаний определяет, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемого земельного участка) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Поскольку при определении кадастровой стоимости спорных вновь образованных земельных участков применялся удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого участка, сведения об их кадастровой стоимости внесены в период действия статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ в редакции Закона N 167-ФЗ, то датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка, следует считать 01.01.2007, поэтому довод Администрации о необходимости определения рыночной стоимости образованных в результате раздела земельных участков по состоянию на дату внесения сведений о них в ГКН - 03.06.2013 - подлежит отклонению.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование своих требований Общество ссылалось на отчет от 23.06.2014 N 01/14-042н, а также положительное экспертное заключение от 30.06.2014 N Э-230614/1.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные отчет и заключение, пришли к выводу о том, что кадастровая стоимость указанных земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости.
Доказательств, свидетельствующих о том, что оценщиком рыночная стоимость земельных участков определена неверно, а также подтверждающих несоответствие указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, ответчиком и третьим лицом не представлено.
В ходатайстве о назначении экспертизы Администрация выражала несогласие с датой, по состоянию на которую определена рыночная стоимость участков, а не с отчетом от 23.06.2014 N 01/14-042н, и просила поставить на разрешение эксперта вопрос о рыночной стоимости участков по состоянию на 03.06.2013. Поскольку ответ на указанный вопрос не входит в предмет доказывания по настоящему делу, суд первой инстанции обоснованно отклонил ходатайство о назначении экспертизы.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили исковые требования, установив кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной на основании отчета от 23.06.2014 N 01/14-042н.
Поскольку на момент обращения Общества в суд с настоящим иском, а также рассмотрения спора судом первой инстанции действовало постановление администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па, утверждение новых результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области, вступивших в силу с 01.01.2015, не означает, что требования истца направлены на изменение неактуальной кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков.
Ссылка подателя жалобы на несоблюдение претензионного порядка рассмотрения спора подлежит отклонению в связи с тем, что в силу требований статьи 24.18 Закона N 135-ФЗ в редакции Закона N 225-ФЗ заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в ГКН результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в ГКН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27.10.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 по делу N А66-10501/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.