10 июня 2015 г. |
Дело N А56-46391/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
при участии от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Беляева Ю.Ф. (доверенность от 19.05.2015 N 14917-42), от правительства Санкт-Петербурга Беляева Ю.Ф. (доверенность от 12.01.2015 N 07-125/124), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге Янгировой А.А. (доверенность от 22.12.2014 N 234-д), от федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" Аншуровой О.М. (доверенность от 12.01.2015 N 1),
рассмотрев 04.06.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом и правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2014 (судья Савина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.) по делу N А56-46391/2014,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге, место нахождения: Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом (далее - Комитет) и правительству Санкт-Петербурга (далее - Правительство) об обязании Комитета и Правительства передать из государственной собственности Санкт-Петербурга в федеральную собственность следующие объекты недвижимости, находящиеся по адресу: Санкт-Петербург, Малая Садовая ул., д. 1/25, лит. А:
- часть нежилого помещения 21-Н, кадастровый номер 78:1286:0:5:14, (ч/п 13, 16, 25-38, МОП 1, 7, 8, 9, Л-8 площадью 372,5 кв. м);
- часть нежилого помещения 20-Н, кадастровый номер 78:1286:0:5:13, (ч/п 1-19, 34-43, МОП Л-1, Л-2, Л-8 площадью 741,5 кв. м);
- часть нежилого помещения 19-Н, кадастровый номер 78:1286:0:5:12, (МОП Л-2, Л-3 площадью 266,3 кв. м);
- нежилое помещение 12-Н площадью 150,1 кв. м, кадастровый номер 78:1286:0:5:11;
- нежилое помещение 11-Н площадью 57,6 кв. м, кадастровый номер 78:1286:0:5:10;
- нежилое помещение 9-Н площадью 25,4 кв. м, кадастровый номер 78:1286:0:5:9;
- нежилое помещение 8-Н площадью 59,9 кв. м, кадастровый номер 78:1286:0:5:8;
- нежилое помещение 7-Н площадью 47,8 кв. м, кадастровый номер 78:1286:0:5:7.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург", место нахождения: Санкт-Петербург, Волковский пр., д. 77, ОГРН 1057810163652, ИНН 7816363890 (далее - Учреждение).
Решением от 21.10.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.02.2015, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комитет и Правительство указывают, что при удовлетворении исковых требований суды первой и апелляционной инстанций не учли нарушение порядка передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность. Податель жалобы, считая, что в данном случае требование о безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность при отсутствии волеизъявления со стороны субъекта Российской Федерации привело к нарушению баланса интересов сторон, просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении иска - отказать.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит решение от 21.10.2014 и постановление от 03.02.2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга заявил ходатайство о процессуальной замене Комитета в связи с реорганизацией в форме присоединения, представив соответствующие доказательства (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.04.2015 N 55957А/2015, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе N 009234084).
Суд кассационной инстанции, рассмотрев заявленное ходатайство и представленные в его обоснование доказательства, в связи с произошедшей реорганизацией юридического лица на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произвел замену Комитета на Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076.
В судебном заседании представитель Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга и Правительства поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представители Управления и Учреждения возражали против удовлетворения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение осуществляет пользование спорными помещениями на основании договора аренды от 26.08.1991 N 00-000671(10), заключенного с Комитетом.
Распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 17.09.1991 N 423-р "О реорганизации Государственной санитарно-эпидемиологической службы Санкт-Петербурга" спорные помещения должны быть переданы на баланс Городскому центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора в связи с формированием Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР. Данное распоряжение не было исполнено.
Управление 16.09.2013 обратилось к Комитету с письмом N 5186-13, в котором просило рассмотреть вопрос о передаче из государственной собственности Санкт-Петербурга в собственность Российской Федерации спорных помещений в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Письмом от 01.11.2013 N 28992-8 Комитет отказал в передаче спорных помещений, поскольку они не сформированы и не прошли кадастровый учет, их передача в федеральную собственность из собственности Санкт-Петербурга невозможна.
В дополнение к названному Комитет направил письмо от 27.01.2014 N 1725-8, в котором указал, что здание по адресу: Санкт-Петербург, Малая Садовая ул., д. 1/25, лит. А, включено в примерный перечень зданий и земельных участков для размещения объектов гостиничной инфраструктуры, утвержденный постановлением Правительства от 06.07.2004 N 1268 "О программе размещения объектов гостиничной инфраструктуры в Санкт-Петербурге", в связи с чем передача помещений, расположенных в указанной здании, в федеральную собственность является нецелесообразной.
Управление, считая, что спорные помещения в силу закона относятся к собственности Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском об обязании передать спорное имущество из одного уровня собственности в другой.
При удовлетворении исковых требований суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности, собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется Закон N 122-ФЗ.
Согласно части 11 статьи 154 названного Закона находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находится в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с названным Законом.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что спорные помещения не могут находиться в государственной собственности Санкт-Петербурга ввиду того, что они используются с 1991 года федеральным учреждением, обеспечивающим деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на территории Санкт-Петербурга, являющегося федеральным органом исполнительной власти, и необходимы для осуществления полномочий Российской Федерации в сфере федерального государственного санитарно-эпидемиологический надзора.
Суды также руководствовались положениями пункта 5 статьи 14 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с названными нормами организация, обеспечение и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти; помещения, сооружения, здания, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемое органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и учреждениями, обеспечивающими их деятельность, для выполнения возложенных на них задач, находятся в федеральной собственности и передаются данным органам и учреждениям в пользование на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Причины, по которым Комитет отказал в передаче спорного имущества, суды посчитали необоснованными.
Включение здания, в котором находятся спорные помещения, в примерный перечень зданий и земельных участков для размещения объектов гостиничной инфраструктуры не является обстоятельством, исключающим передачу спорных помещений в федеральную собственность.
Как обоснованно указал апелляционный суд, Комитет в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил в материалы дела допустимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что часть спорных помещений невозможно сформировать как самостоятельные объекты недвижимости.
Также податель жалобы указывает, что в обязанности Комитета не входит формирование части спорных помещений во вторичные объекты недвижимости при их передаче в собственность Российской Федерации.
Между тем, в соответствии с Положением о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства от 16.02.2015 N 98, как и ранее действовавшим Положением о Комитете, утвержденным постановлением Правительства от 21.09.2004 N 1589, данный исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга осуществляет полномочия собственника государственного имущества Санкт-Петербурга, принимает решения о передаче такого имущества в федеральную собственность, осуществляет юридические и фактические действия по такой передаче, следовательно, обязан обеспечить формирование вторичных объектов недвижимости.
При таком положении кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку кассационная жалоба рассмотрена, меры по приостановлению обжалуемого решения, принятые определением суда кассационной инстанции от 17.04.2015, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 по делу N А56-46391/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга и правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 21.10.2014 отменить.
Председательствующий |
М. В. Захарова |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.