09 июня 2015 г. |
Дело N А56-56853/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Кустова А.А., Ломакина С.А.,
при участии от закрытого акционерного общества "Империя Фарма" Романенко А.Е. (доверенность от 05.11.2014 N 173), от государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации Петровой Н.В. (доверенность от 29.12.2014 N 02-30/14-29181),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2014 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-56853/2014,
установил:
Закрытое акционерное общество "Империя Фарма", место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, д.34 лит."Б", ОГРН 1027807986630, ИНН 7816108650 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Большая Посадская, д.10А, ОГРН 1027806860707, ИНН 7812014120 (далее - Фонд) от 02.06.2014 N 81 о привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и N 40 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением от 11.11.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.03.2015 решение от 11.11.2014 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить решение от 11.11.2014 и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2015, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права. Податель жалобы считает, что поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставленных работникам Общества для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) производилась в рамках трудовых отношений, она подлежит обложению взносами по обязательному социальному страхованию.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение от 11.11.2014 и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2015 без изменения, полагая их правомерными.
В судебном заседании представитель Фонда подтвердил доводы. изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества - доводы, изложенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемых актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Общества 29.04.2014 проведена документальная выездная проверка по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также расходования этих средств в период 01.01.2011 по 31.12.2012.
По результатам проверки составлены акты от 29.04.2014 N 369 н/с и 369 с/с, Согласно содержащимся в актах выводам страхователь не начислял страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ на выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений, выплачиваемые организацией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации - дополнительные дни по уходу за детьми-инвалидами в 2012 году в сумме 37 669,51 руб. и в 2013 году в сумме 64 694,11 руб.
На основании указанных актов Фондом принято решение от 02.06.2014 N 81 о привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде штрафа в размере 40,95 руб. Согласно данному решению Обществу следует уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 204,73 руб. и 1417,36 руб. пеней, в том числе за неуплату страховых взносов, начисленных на выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые работнику для ухода за детьми-инвалидами. Решением от 02.06.2014 N 40 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах Обществу начислен штраф в сумме 593,71 руб. Недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составила 2968,55 руб., пеней - 61,99 руб.
Не согласившись с указанными решениями, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно статье 20 Закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев является самостоятельным видом социального страхования.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховой тариф - это ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Объектом обложения страховыми взносами являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров (пункт 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Статьей 20.2 Закона N 125-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в том числе все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В статье 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. Указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
При изложенных обстоятельствах кассационная инстанция считает правильным вывод суда о правомерности невключения Обществом в объект обложения страховыми взносами спорных средств на оплату работнику дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, равно как и вывод об удовлетворении заявленных Обществом требований и, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу N А56-56853/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.