11 июня 2015 г. |
Дело N А56-35206/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Коробова К.Ю., Шпачевой Т.В.,
при участии от открытого акционерного общества "РУСАЛ Новокузнецкий Алюминиевый Завод" Поданеевой Е.В. (доверенность от 27.11.2013), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Кудряшова С.В. (доверенность от 15.12.2014),
рассмотрев 04.06.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "РУСАЛ Новокузнецкий Алюминевый Завод" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2014 (судья Суворов М.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 (судьи Слобожанина В.Б., Сотов И.В., Черемошкина В.В.) по делу N А56-35206/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "РУСАЛ Новокузнецкий Алюминиевый Завод", место нахождения: 654034, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Ферросплавный проезд, д. 7, ОГРН 1024201821093, ИНН 4221000535 (далее - Завод), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Общество), о взыскании 14 601 525 руб. необоснованно списанной провозной платы.
Решением суда от 29.10.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.03.2015, в иске отказано.
В кассационной жалобе Завод, указывая на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В отзыве на кассационную жалобу Общество возражает против ее удовлетворения.
В судебном заседании представитель Завода поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против её удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что в июне - июле 2013 года Завод предъявило, а Общество приняло к перевозке 105 вагонов с грузом, следовавших в непрямом международном железнодорожно-водном сообщении со станции Обнорская Западно-Сибирской железной дороги на станцию Новый Порт Экс. Октябрьской железной дороги и далее водным транспортом в США.
По накладным N ЭЬ 667972, ЭЬ 668269, ЭЬ 714612, ЭЬ 715246, ЭЬ 714717, ЭЬ 809770, ЭЬ 809539, ЭЬ 803904, ЭЬ 803267, ЭЬ 803573, ЭЬ 804222, ЭЬ 835960, ЭЬ 826697, ЭЬ 826629, ЭЬ 835874, ЭЬ 862262, ЭЬ 862686, ЭЬ 881594, ЭЬ 882260, ЭЬ 923336, ЭЬ 930417, ЭЬ 963120, ЭЬ 978694 (всего 23) перевозился груз - сплавы алюминиевые, первичные (код по Гармонизированной номенклатуре грузов (далее - ГНГ) 76012020), сплавы цветных металлов (код по Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (далее - ЕТСНГ) 331478), по накладным N ЭЭ 069320, ЭЭ 115876, ЭЭ 115727, ЭЭ 334786, ЭЭ 336613 (всего 5) - сплавы алюминиевые (код по ГНГ 76012000), сплавы цветных металлов (код по ЕТСНГ 331478), по накладным N ЭЫ 917658, ЭЫ 931356, ЭЫ 931591, ЭЫ 963601, ЭЫ 963995, ЭЫ 944547, ЭЫ 944628, ЭЫ 944766, ЭЬ 017386, ЭЬ 017843, ЭЬ 016886, ЭЬ 015120, ЭЬ 044347, ЭЬ 044698, ЭЬ 044542, ЭЬ 044898, ЭЬ 061039, ЭЬ 061255, ЭЬ 108611, ЭЬ 100846, ЭЬ 100132, ЭЬ 110663, ЭЬ 118446, ЭЬ 141117, ЭЬ 140954, ЭЬ 153584, ЭЬ 195607, ЭЬ 195182, ЭЬ 195016, ЭЬ 194841, ЭЬ 204169, ЭЬ 204312, ЭЬ 224329, ЭЬ 241112, ЭЬ 241051, ЭЬ 241175, ЭЬ 251735, ЭЬ 274389, ЭЬ 274602, ЭЬ 274220, ЭЬ 289667, ЭЬ 273972, ЭЬ 370392, ЭЬ 394198, ЭЬ 394603, ЭЬ 405476, ЭЬ 405205, ЭЬ 504097, ЭЬ 491088, ЭЬ 490788, ЭЬ 490678, ЭЬ 490910, ЭЬ 459761, ЭЬ 490584, ЭЬ 490408, ЭЬ 490495, ЭЬ 501270, ЭЬ 491755, ЭЬ 521690, ЭЬ 539119, ЭЬ 539200, ЭЬ 521339, ЭЬ 521559, ЭЬ 573802, ЭЬ 573281, ЭЬ 573023, ЭЬ 583739, ЭЬ 611174, ЭЬ 623207, ЭЬ 616741, ЭЬ 623850, ЭЬ 622136, ЭЬ 624850, ЭЬ 657949, ЭЬ 658192, ЭЬ 840096, ЭЭ 148276 (всего 77) - сплавы алюминиевые, первичные (код по ГНГ 76012010), сплавы цветных металлов (код по ЕТСНГ 331478).
Общество, оказав услуги по перевозке, рассчитав провозную плату на основании Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1), утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47/т/5, с учетом поправочного коэффициента 1,547, установленного для груза "Металлы цветные и их сплавы", списало с лицевого счета Завода 14 601 525 руб. провозной платы.
Полагая, что Общество неправильно применило поправочный коэффициент 1,547 вместо 1,19, установленного для груза "Алюминий, порошок алюминиевый, прокат алюминиевый", поскольку фактически перевозился груз "Сплав алюминиевый, первичный", Завод направило Обществу претензию с просьбой возвратить необоснованно списанную сумму. Общество отклонило претензию, что явилось основанием для обращения Завода с иском в арбитражный суд.
Суды, оценив представленные сторонами доказательства, не нашли оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (пункт 2 статьи 790 ГК РФ).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте (пункт 1). Тарифы на перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта устанавливаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Порядок введения в действие и применения таких тарифов определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Сведения об изменениях, вносимых в регулируемые тарифы, сборы и плату на железнодорожном транспорте общего пользования, связанные с перевозкой грузов, публикуются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в печатном издании указанного органа не позднее чем за десять дней до введения в действие таких изменений (пункт 5).
Размер платы за железнодорожную перевозку грузов определяется тарифными руководствами.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Плата за перевозку груза российскими железными дорогами установлена Прейскурантом N 10-01.
Согласно пункту 1.1 Прейскуранта N 10-01 уровень тарифа устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте. Таким органом в соответствии с пунктом 1, а также пунктами 5.3.1.21 - 5.3.1.23 Положения о Федеральной службе по тарифам (далее - ФСТ России), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, является ФСТ России.
В силу пункта 1.3 Прейскуранта N 10-01 плата за перевозку грузов исчисляется по тарифам, которые действовали в день проставления в перевозочных документах календарного штемпеля.
В порядке пункта 2.17 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39, наименование груза и его код в графе "Наименование груза" железнодорожной накладной указывается в соответствии с тарифным руководством.
Подпунктом 2.2.1 раздела 2 Прейскуранта N 10-01 установлено, что при перевозке экспортных и импортных грузов, следующих в прямом и непрямом международном сообщении, грузоотправителем проставляется наименование груза и его код в соответствии с ГНГ, а также наименование и код груза в соответствии с ЕТСНГ.
В таблице N 4 приложения 3 к разделу 2 Прейскуранта N 10-01 (далее - Таблица N 4) приведены поправочные коэффициенты в отношении грузов по позициям и кодам ЕТСНГ. В отношении же груза "Сплав алюминиевый, первичный", код ГНГ 76012010, в Таблица N 4 имеется отсылка к ГНГ.
Решением XXVIII Конференции генеральных директоров (ответственных представителей) железных дорог Организации сотрудничества железных дорог от 22-26.04.2013 код ГНГ 76012010 "сплавы алюминиевые, первичные" с 01.06.2013 исключен из ГНГ.
В период, предшествующий спорному, согласно Таблице N 4 (в редакции приказа ФСТ России от 27.11.2012 N 303-т/З), при тарификации цветных металлов и их сплавов, за исключением сплавов алюминиевых первичных, код ГНГ 76012010, к которым применялся коэффициент 1,19, применялся коэффициент 1,547.
Таким образом, более низкий коэффициент - 1,19 применялся только для одного вида груза - сплавов алюминиевых первичных, код ЕТСН 331478, код ГНГ 76012010.
Поскольку с 01.06.2013 код 76012010 исключен из ГНГ, основания для применения понижающего коэффициента 1,19 для данной категории грузов отпали. Указание грузоотправителем несуществующего (исключенного) кода свидетельствует о ненадлежащем оформлении перевозочных документов. В данной ситуации перевозчик правомерно применил для сплавов цветных металлов (код ЕТ СНГ 331478) поправочный коэффициент 1,547.
Невозможность в результате внесения в ГНГ изменений при тарификации перевозок сплавов алюминиевых первичных использовать коэффициент 1,19 признана ФСТ России в письмах от 10.07.2013 N ТС-6770/10, от 31.12.2013 N ТС-14042/10.
Изменения и дополнения в Прейскурант N 10-01 внесены уже после исполнения сторонами спорных договоров перевозки приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 12.03.2014 N 52-т/1 "О".
В силу п. 2.2.1 Прейскуранта N 10-01 при невозможности отнесения перевозимого груза к одной из позиции ЕТСНГ решение об отнесении груза к соответствующему коду принимает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта при представлении грузоотправителем соответствующей документации на указанный груз. После исключения из ГНГ кода 76012010 Завод должен был обратиться в компетентный орган для принятия решения об отнесении груза к существующему коду, чего им не было сделано.
Кроме того, применение тарифа с учетом понижающего коэффициента 1,19 для грузов с кодами ГНГ 76012020 и 76012000 Прейскурантом N 10-01 не предусмотрено. Следовательно, применение Обществом к грузам данных категорий (кодов) коэффициента 1,547 является правильным.
При указанном положении суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по делу N А56-35206/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "РУСАЛ Новокузнецкий Алюминевый Завод" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.