23 июня 2015 г. |
Дело N А52-3494/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Любченко И.С., Самсоновой Л.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Строгиниса Р.П. (доверенность от 28.11.2014),
рассмотрев 23.06.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Псковской области от 03.12.2014 (судья Шубина О.Л.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 (судьи Виноградова Т.В., Ралько О.Б., Холминов А.А.) по делу N А52-3494/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (место нахождения: город Москва, улица Новая Басманная, дом 2; ОГРН 1037739877295; ИНН 7708503727; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственного казенного учреждения "Себежское лесничество" (далее - Учреждение) от 06.08.2014 N 44.
Решением суда первой инстанции от 03.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 04.03.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание вынесено неуполномоченным лицом; Учреждение провело проверку с нарушением закона ввиду отсутствия соответствующего распоряжения; для выдачи предписания оснований не имелось.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Учреждения, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Учреждением в период с 04.08.2014 по 06.08.2014 на основании приказа от 30.07.2014 N 49 совместно с Государственным комитетом Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды проведена внеплановая проверка выполнения Обществом ранее выданного ему предписания от 02.06.2014 N 34 об устранении выявленных нарушений лесного законодательства.
В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте от 06.08.2014 N 32, что указанное предписание частично не исполнено. Данное обстоятельство явилось основанием для выдачи Обществу предписания от 06.08.2014 N 44, согласно которому ему предложено в срок до 01.11.2014 утилизировать собранные в валы порубочные остатки в полосе отвода железной дороги, прилегающей к кварталам 106 и 107 Дубровского участкового лесничества.
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления исходя из того, что Общество обязано содержать полосу отвода железной дороги в соответствии с требованиями лесного законодательства, в том числе производить ее очистку от порубочных остатков.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, предусмотрено, что полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов (пункт 27).
Министерство путей сообщения Российской Федерации приказом от 15.05.1999 N 26Ц утвердило Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, в силу пункта 8 которого в полосе отвода в местах прилегания к лесным массивам не допускается скопления сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов.
Обязанность заинтересованной организации не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов в границах полосы отвода предусмотрена так же пунктом 4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611.
Право должностных лиц органов государственного надзора, государственных учреждений, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), выдавать предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением этих предписаний в установленные сроки закреплено в статье 96 ЛК РФ.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, государственные лесные инспекторы, а также лесничие, как должностные лица государственных учреждений, подведомственных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) вправе давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с договором аренды от 27.04.2005 N 9 Общество является арендатором земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 60:27:000000:21, расположенного по адресу: Псковская область, полоса отвода железной дороги, площадью 2 525 879 кв.м.
Согласно пункту 4.4.7 указанного договора арендатор обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания упомянутым положениям лесного законодательства и законодательства о железнодорожном транспорте, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
При этом суды указали, что заключение Обществом договора на выполнение работ по очистке полосы отвода с иными лицами не освобождает заявителя от обязанности содержать полосу отвода в надлежащем состоянии.
Установив, что в ходе проверки каких-либо нарушений порядка ее проведения должностными лицами Учреждения не допущено, суды, руководствуясь частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказали в удовлетворении заявления.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов двух инстанций и отклонены, получив надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 03.12.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу N А52-3494/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.