26 июня 2015 г. |
Дело N А13-13742/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.06.2015.
Полный текст постановления изготовлен 26.06.2015.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Власовой М.Г. и Нефедовой О.Ю.,
при участии от открытого акционерного общества "ФосАгро-Череповец" Максимова В.А. (доверенность от 02.02.2015), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Чащиной О.А. (доверенность от 17.09.2012),
рассмотрев 23.06.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "ФосАгро-Череповец" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.12.2014 (судья Алимова Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я. и Романова А.В.) по делу N А13-13742/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Дорога), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к открытому акционерному обществу "ФосАгро-Череповец", место нахождения: Вологодская обл., г. Череповец, Северное шоссе, д. 75, ОГРН 1123528007173, ИНН 3528191736 (далее - Общество), и с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) просило взыскать 157 руб. 06 коп. платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, и 795 658 руб. 66 коп. платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях станции по договору от 13.07.2012 N 4-109 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Общества на станции Кошта Северной железной дороги (далее - Договор).
Решением от 19.12.2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, в иске отказать. По мнению подателя жалобы, нарушение норм процессуального права выразилось в том, что решение вынесено на основании доказательств, с которыми ответчик не был ознакомлен. В частности, книга уведомлений формы ГУ-2-ВЦ представлена только в суд. Между тем ведение этой книги в электронном виде сторонами не согласовано; Общество считает ее недопустимым доказательством, не свидетельствующим о факте нарушения времени приема вагонов на подъездные пути и не отражающим его вину в простаивании вагонов; надлежащих доказательств таких нарушений в материалы дела не представлено; кроме того, Дорогой нарушены и договоренности о количестве подаваемых в составе вагонов.
Дорога в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить в силе.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Дороги против ее удовлетворения возражал.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Дорога (перевозчик) и открытое акционерное общество "Аммофос" (правопредшественник Общества; владелец) 26.12.2006 заключили договор N 4-109 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования на станции Кошта Северной железной дороги.
Срок действия Договора - с 01.01.2013 по 31.12.2017.
По условиям Договора производится эксплуатация принадлежащего владельцу пути необщего пользования, примыкающего стрелкой 2А съезда 2А/4А (участок 52) и стрелкой 6А съезда 6А/8А (участок 51) V главного пути станции Кошта. Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 75 136,41 м.
В соответствии с параграфом 4 Договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны выставляются локомотивом перевозчика на любой из свободных путей N 12, 13, 14, 35, 36, 37, 38 сортировочно-отправочного парка N 9, 10, 11, 12, 13, 14, 4, 15, 16 парка приема, N 3, 5, 7, 6, 8 приемо-отправочного парка станции Кошта; дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца.
В первую - третью декады февраля 2014 года имели место случаи задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, на станции назначения.
Кроме того, в первой декаде февраля 2014 года был случай задержки на станции назначения вагона, принадлежащего перевозчику.
В связи с нахождением вагонов на путях станции Кошта в ожидании их подачи на пути необщего пользования Дорога начислила плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, в сумме 157 руб. 06 коп. и плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях станции (по ставкам договорного сбора за отстой) в сумме 794 446 руб. 80 коп.
Отказ Общества уплатить названную плату послужил основанием для обращения Дороги в арбитражный суд с настоящим иском.
В связи с составлением расчета по каждому акту истец уточнил размер платы, просил взыскать 795 815 руб. 71 коп., в том числе плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, в сумме 157 руб. 06 коп. и плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях станции (по ставкам договорного сбора за отстой) в сумме 795 658 руб. 66 коп.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Дороги законными и удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Размер платы за такое пользование определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае Договором (параграф 9) согласовано внесение платежей владельцем перевозчику, определен механизм расчета этой платы.
Так, согласно пункту 9.1 Договора владелец перечисляет перевозчику плату за пользование вагонами, принадлежащими ему, за время нахождения вагонов на пути необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема на станции назначения и за время задержки в пути следования по причинам, не зависящим от перевозчика, по ставкам, установленным Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифным руководством N 2), утвержденным постановлением от 19.06.2002 N 35/12 Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации.
Владелец перечисляет перевозчику плату за нахождение вагонов, не принадлежащих ему, на железнодорожных путях общего пользования по ставкам договорного сбора за отстой, утвержденным протоколом заседания Правления Дороги от 12.12.2011 N 47. Плата начисляется за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования и за время задержки в пути следования по причинам, зависящим от владельца (пункт 9.3 Договора).
Статьей 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, предусмотрено, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Согласно подпункту 2 пункта 4.7 означенных Правил основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки из вагонов.
Акт общей формы составляется в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, где указывается причина и время задержки вагонов, контейнеров в пути (пункт 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45).
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что представленные Дорогой акты оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в них указаны номера вагонов и причина их задержки, а также правильно указано время задержки.
В обоснование возражений по существу иска Общество сослалось на недоказанность истцом периода простоя, а также на недоказанность его (Общества) вины в нарушении сроков приема вагонов.
Суды данные доводы рассмотрели и правомерно их отклонили на основании следующего.
Согласно статье 34 Устава перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Параграфом 5 Договора предусмотрено, что подача вагонов на путь необщего пользования и возврат их с пути необщего пользования производятся по уведомлению. О предстоящей подаче перевозчик уведомляет владельца не позднее чем за два часа до предстоящей подачи. Уведомление передается круглосуточно по телефону с записью в книгу уведомлений.
Суды приняли представленные Дорогой выкопировки из книги уведомлений формы ГУ-2 ВЦ в качестве доказательства, подтверждающего уведомление Общества о подаче вагонов.
Суд кассационной инстанции не может согласится с доводами Общества, что эта книга не должна была вестись в электроном виде, поскольку условиями Договора вид книги вообще не оговорен. Между тем оформление представленной в материалы книги уведомлений соответствует требованиям Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках Дороги, утвержденной распоряжением Дороги от 01.03.2007 N 333р.
Согласно данной инструкции книга уведомлений по форме ГУ-2 ведется только при отсутствии на станции автоматизированных рабочих мест.
Кроме того, Общество не представило доказательств того, что в процессе длительного взаимодействия с Дорогой по Договору когда-либо указывало на предоставление последней недостоверных сведений в отношении времени уведомлений, а также в отношении порядка ведения книги уведомлений. Общество, подписывая акты общей формы, не заявляло о неверном указании времени простоя.
Количество направляемых в адрес Общества вагонов зависит от объема заказываемых им грузов (вагонов); за объем грузов, следующих в адрес Общества (или для его контрагентов) и им отправляемых, перевозчик и владелец инфраструктуры не несет ответственности.
Принятие Обществом большего чем предусмотрено Договором, количества вагонов, поступающих на железнодорожный путь необщего пользования и отправляемых с железнодорожного пути необщего пользования, является риском самого Общества и не освобождает его от обязанности вносить плату за нахождение вагонов на путях общего пользования.
При таких обстоятельствах суды обоснованно взыскали с Общества 795 658 руб. 66 коп. за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования. Расчет, произведенный Дорогой с применением ставки договорного сбора и минимальной длины вагона, признан судами правильным.
Доводы заявителя о нарушении судами норм процессуального права, являющемся основанием для отмены принятых судебных актов, не нашли своего подтверждения.
Будучи извещенным надлежащим образом о начавшемся судебном процессе, Общество, добросовестно пользуясь своими процессуальными правами, могло ознакомиться с материалами дела в арбитражном суде в установленном порядке, представить свои возражения и соответствующие документы в их обоснование, дать пояснения по делу, своевременно (соответственно стадии арбитражного процесса) заявить имеющиеся ходатайства, в том числе подать заявление о фальсификации доказательств.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств дела у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.12.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу N А13-13742/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "ФосАгро-Череповец" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.