29 июня 2015 г. |
Дело N А56-37004/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Коробова К.Ю., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от товарищества собственников жилья "Бестужевская дача" Васильева М.В. (доверенность от 01.02.2015), от Жилищного комитета Санкт-Петербурга Губановой М.Д. (доверенность от 14.04.2015 N 2-1280/15),
рассмотрев 23.06.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Бестужевская дача" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2014 (судья Орлова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 (судьи Мельникова Н.А., Савина Е.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-37004/2014,
установил:
Товарищество собственников жилья "Бестужевская дача", место нахождения: 195271, Санкт-Петербург, Замшина ул., д. 31, корп. 4, ОГРН 1047855164697, ИНН 7804308581 (далее - ТСЖ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Жилищному комитету Санкт-Петербурга, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее - Комитет), об обязании включить в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге (далее - Программа) работы по ремонту фасада многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Замшина ул., д. 31, корп. 4 (далее - МКД) и установить сроки их выполнения - 2015 - 2016 годы.
Решением от 17.09.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.03.2015, в иске отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, судами неполно установлены и исследованы обстоятельства дела, не учтено, что при включении МКД в Программу и принятии решения о выполнении определенных видов работ Комитет документально не обосновал правильность определения их очередности, не принял во внимание направленные ТСЖ Комитету сведения об ухудшении технического состояния облицовки МКД.
В судебном заседании представитель ТСЖ поддержал доводы жалобы, а представитель Комитета возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.07.2012 в связи с падением с фасада МКД на прилегающую территорию осколков кирпича облицовки было с привлечением специалистов федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский научно-исследовательского институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" проведено обследование МКД и составлено техническое заключение, согласно которому облицовочный слой стен МКД находится в аварийном состоянии, создающем угрозу для жизни и здоровья граждан.
В связи с изложенным ТСЖ обратилось в правительство Санкт-Петербурга, указав, что оно не в состоянии самостоятельно выполнить ремонт.
Комитет в письмах от 18.12.2013 и от 17.12.2014 сообщил ТСЖ, что в связи со сложившейся ситуацией были проведены совещание и комиссионное обследование МКД, в ходе которого установлено, что причиной разрушения кирпичной облицовки являются ошибки, допущенные при проектировании, и нарушение технологии устройства облицовки. ТСЖ было рекомендовано обратиться с соответствующим иском к обществу с ограниченной ответственностью "Строй-Инвест", выполнявшему ремонт наружных стен МКД по договору подряда от 01.03.2004 N 115, а также разъяснено, что капитальный ремонт МКД будет проведен в срок, установленный региональной программой.
Администрация Калининского района Санкт-Петербурга в письме от 14.08.2014 N 11.11/2200-2 в ответ на обращение ТСЖ также указала на необходимость обращения к подрядчику, выполнившему работы по облицовке фасада МКД, сообщив, что капитальный ремонт здания 2005 года постройки будет проведен в срок, установленный Программой.
Изложенное послужило основанием для обращения ТСЖ в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали ТСЖ в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходя из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.
Согласно Закону Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 690-120) Программа разрабатывается и утверждается правительством Санкт-Петербурга на срок 25 лет.
Частью 3 статьи 1 указанного Закона предусмотрено, что очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в Программе в соответствии с критериями оценки состояния многоквартирных домов в целях включения их в Программу согласно приложению к данному Закону.
Данное положение применяется к отношениям, связанным с определением очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах при формировании Программы с 2015 года.
Согласно части 7 статьи 168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Краткосрочные планы реализации Программы утверждаются ежегодно до начала финансового года в порядке, установленном правительством Санкт-Петербурга, и подлежат опубликованию на официальном интернет - сайте правительства Санкт-Петербурга не менее чем за 3 месяца до начала капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в указанные краткосрочные планы.
Порядок утверждения краткосрочных планов реализации Программы и порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при ее актуализации установлены постановлением правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 N 86.
Многоквартирные дома включаются в проект краткосрочного плана в соответствии с Программой начиная с первого года периода, предусмотренного Программой, а также с учетом многоквартирных домов с более ранним периодом в случае, если капитальный ремонт такого многоквартирного дома не проведен, в порядке очередности исходя из критериев, установленных Законом N 690-120.
В приложении к Закону N 690-120 приведены следующие критерии оценки состояния многоквартирных домов в целях включения их в Программу:
- продолжительность эксплуатации конструктивного элемента или вида инженерного оборудования, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, по отношению к минимальной продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов и инженерного оборудования зданий, установленной Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88(р);
- техническое состояние (физический износ) конструктивных элементов и инженерных систем, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, для которых планируется капитальный ремонт, определяемое на основании Ведомственных строительных норм "Правила оценки физического износа жилых зданий" (ВСН 53-86(р);
- выявление физического износа общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, достигшего установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивающего безопасность жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических или юридических лиц, государственного имущества, что подтверждается предписанием органа государственного жилищного надзора, и требующего замены и(или) восстановления строительных конструкций или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, и(или) замены отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и(или) восстановления указанных элементов в связи с опасностью их обрушения, когда основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отсутствуют.
Во исполнение Закона N 690-120 постановлением правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2011 N 84 утверждена Программа, в которую включены все многоквартирные дома, расположенные в Санкт-Петербурге, за исключением многоквартирных домов признанных в усыновленном порядке аварийными и подлежащими сносу либо реконструкции.
МКД, не признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции, включен в Программу под номером 7648.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год; внесение в региональную программу изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта на более поздний период не допускается, за исключением случаев принятия соответствующего решения собственниками.
В соответствии с частью 7 статьи 189 ЖК РФ в случае, если капитальный ремонт в доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта в доме требуется выполнение какого-либо вида работ, предусмотренного для этого дома региональной программой, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.
В приложении к Положению о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при формировании и утверждении адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также включения многоквартирных домов в адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденному постановлением правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2009 N 13 (далее - Положение), приведены критерии балльной оценки заявок на включение в адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, финансируемые с использованием субсидий.
В данном случае установлено, что МКД, с учетом критериев, перечисленных в Законе N 690-120 и Положении, было присвоено определенное количество баллов, он был включен в Программу на соответствующий год.
Приведенные выше положения Жилищного кодекса Российской Федерации позволяют сделать вывод о том, что возможность переноса срока капитального ремонта дома на более ранний данным Кодексом предусмотрена. Однако материалы дела не содержат доказательств того, что имеются основания для внесения изменений в адресную программу и проведения капитального ремонта МКД в более ранние сроки. Истец не доказал соблюдения процедуры внесения изменений в Программу.
В силу части 4 статьи 170 и статьи 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме независимо от способа формирования фонда вправе принять решение о проведении капитального ремонта раньше запланированного срока. В письме от 14.08.2014 N 11.11/2200-2 Администрация разъяснила ТСЖ приведенные положения, а также указала на необходимость представить подтверждающие технические документы (техническое заключение специализированной организации об изменении (увеличении) физического износа общего имущества дома, протокол собрания собственников МКД о согласии на проведение работ, протокол ГЖИ, подтверждающий уровень предельно допустимых характеристик надежности и безопасности). В письме, направленному ТСЖ, указано на непредставление по состоянию на 11.08.2014 сообщений об ухудшении технического состояния МКД. Перечисленные выше документы истец не представил ни ответчику, ни суду.
При таком положении суды обоснованно отказали ТСЖ в удовлетворении иска.
Суды также правильно обратили внимание истца на разъяснения Комитета о возможности оказания собственникам МКД государственной поддержки на основании статьи 165 ЖК РФ.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения и постановления судов и удовлетворения жалобы ТСЖ у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 по делу N А56-37004/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Бестужевская дача" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
К.Ю. Коробов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.