29 июня 2015 г. |
Дело N А66-10500/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от открытого акционерного общества "Тверской экскаваторный завод" Бибиковой С.Н. (доверенность от 20.04.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Город Тверь" в лице администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 20.11.2014 (судья Балакин Ю.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А66-10500/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Тверской экскаваторный завод", место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Индустриальная ул., д. 11, ОГРН 1026900513309, ИНН 6903002384 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, в лице филиала по Тверской области (далее - Кадастровая палата), об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 12 332 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200008:23, расположенного по адресу: г. Тверь, Индустриальная ул., д. 11, равной его рыночной стоимости в размере 9 274 000 руб. (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование "Город Тверь" в лице администрации города Твери, место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920 (далее - Администрация), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150 (далее - Теруправление Росимущества).
Решением от 20.11.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 данное решение оставлено без изменения.
Администрация в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить названные судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, истец, являющийся арендатором земельного участка, не обосновал, каким образом оспариваемой кадастровой стоимостью этого участка нарушаются его права; установление рыночной стоимости земельного участка на дату прежней кадастровой оценки не имеет правового значения, поскольку с 01.01.2015 применяются вновь утвержденные результаты очередной кадастровой оценки земель; исходя из статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) рыночная стоимость объекта подлежала установлению на дату внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости; истцом не соблюден предусмотренный статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности (в действующей редакции) обязательный досудебный порядок; представленный Обществом отчет об оценке не соответствует положениям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, не может служить достоверным доказательством по делу, а в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы суд необоснованно отказал.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая необоснованными ссылки Администрации на положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, введенной в действие Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ, поскольку названный Закон не применяется к государственной кадастровой оценке земель, проведенной более чем за один год до дня его официального опубликования; полагая, что внесение после 01.01.2015 новой кадастровой стоимости земельного участка, установленной по результатам очередной государственной кадастровой оценки земель, не имеет правового значения для настоящего спора; ссылаясь на то, что представленный истцом отчет об оценке соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и является достоверным доказательством.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 29.01.2001 N 46, заключенного с Администрацией, Обществу был предоставлен в аренду земельный участок площадью 80 860,0 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200008:0001, расположенный по адресу: г. Тверь, Московский район, Индустриальная ул., д. 11, под производственную базу сроком до 31.12.2011.
Постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па утверждены результаты актуализации государственной оценки земель населенных пунктов Тверской области по состоянию на 01.01.2007. Кадастровая стоимость названного земельного участка составила 1 037 252 984,37 руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 2822,11 руб./кв. м.
В результате раздела указанного земельного участка сформировано девять земельных участков, в том числе участок площадью 12 332 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200008:23, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости 27.01.2010. Кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков была определена в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, путем умножения площади участка на удельный показатель кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок. Для спорного земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200008:23 кадастровая стоимость, при расчете которой был применен удельный показатель кадастровой стоимости 14 680 руб./кв. м, составила 181 030 183 руб. 72 коп.
Дополнительным соглашением от 30.06.2010 к договору от 29.01.2001 N 46 арендодатель заменен на Теруправление Росимущества; изменен пункт 1.2 договора, в соответствии с которым в аренду передаются шесть земельных участков из числа образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200008:0001, в том числе участок с кадастровым номером 69:40:0200008:23.
По заказу Общества оценщиком общества с ограниченной ответственностью "ТИТАН-ОЦЕНКА" Тарасенко Денисом Юрьевичем проведена оценка рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007, которая согласно оформленному оценщиком отчету от 11.07.2014 N 01/14-059н составила 6 435 000 руб. По результатам нормативно-методической экспертизы указанного отчета, проведенной экспертом некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" (далее - Партнерство), получено положительное экспертное заключение от 16.07.2014 N Э-110714.
В связи с уточнением исковых требований Общество повторно заказало тому же оценщику проведение оценки рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2009 (дату вступления в силу постановления администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па). Согласно оформленному оценщиком отчету от 28.10.2014 N 01/14-079н рыночная стоимость земельного участка по состоянию на указанную дату составляет 9 274 000 руб.
Положительным экспертным заключением Партнерства от 07.11.2014 N Э-231014-5 подтверждено соответствие отчета от 28.10.2014 N 01/14-079н требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Общество, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость названного выше земельного участка существенно завышена по сравнению с его рыночной стоимостью, чем нарушаются права Общества как арендатора земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Исходя из пункта 3 статьи 66 того же Кодекса (в редакции, действовавшей на момент проведения кадастровой оценки) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. Согласно пункту 3 той же статьи в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
С учетом изложенного при рассмотрении настоящего иска суды обоснованно исходили из того, что между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка имеется связь, и в результате внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующей его рыночной стоимости, нарушаются права землепользователя. Эти нарушенные права могут быть защищены лишь посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка путем ее установления в размере рыночной стоимости.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, предусмотрено в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действующей на момент обращения Общества в арбитражный суд).
В обоснование рыночной стоимости арендуемого земельного участка Общество представило отчет оценщика от 28.10.2014 N 01/14-079н.
Суды, оценив данный документ по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признали его соответствующим требованиям законодательства, содержащим достоверные сведения и в связи с этим - надлежащим доказательством величины рыночной стоимости земельного участка.
Возражения относительно представленного истцом отчета от 28.10.2014 N 01/14-079н Администрация в суде первой инстанции не заявляла. Возражения, приведенные при рассмотрении дела в апелляционной инстанции, исследованы апелляционным судом и мотивированно отклонены. Относимые и допустимые доказательства того, что величина рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на дату, на которую определялась кадастровая стоимость исходного земельного участка, превышает величину, указанную в отчете оценщика от 28.10.2014 N 01/14-079н, ни Администрация, ни иные участвующие в деле лица не представили. Выводы оценщика о величине рыночной стоимости земельного участка и эксперта о соответствии отчета требованиям законодательства ни ответчиком, ни третьими лицами не опровергнуты надлежащими доказательствами. Ходатайство Администрации о назначении судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 27.01.2010 обоснованно отклонено судом, поскольку разрешение указанного вопроса не имеет значения для настоящего спора.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Ссылка подателя жалобы на несоблюдение Обществом обязательного претензионного порядка рассмотрения спора, установленного статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ), обоснованно не принята судами во внимание с учетом предусмотренных статьей 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, которым введена глава III.1 Закона об оценочной деятельности, особенностей действия во времени положений данной главы; сроков проведения кадастровой оценки земель, по результатам которой была определена оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка; установленных статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности (в действующей редакции) допустимых сроков пересмотра кадастровой стоимости с момента проведения кадастровой оценки.
Довод подателя жалобы о недоказанности Обществом, являющимся арендатором земельного участка, а не его собственником, нарушения его прав также подлежит отклонению, поскольку кадастровая стоимость применяется для определения не только налоговой базы, но и арендной платы.
Довод Администрации со ссылкой на статью 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) о необходимости определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200008:23 по состоянию на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости несостоятелен ввиду невозможности распространения вновь принятых правил на ранее возникшие правоотношения.
Утверждение в период рассмотрения дела результатов новой кадастровой оценки земель, вступивших в силу с 01.01.2015, не влияет на правомерность выводов судов, поскольку настоящий иск Общества направлен на оспаривание результатов кадастровой оценки, которые на момент обращения в арбитражный суд являлись актуальными.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 20.11.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 по делу N А66-10500/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального образования "Город Тверь" в лице администрации города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.