02 июля 2015 г. |
Дело N А56-59073/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Подвального И.О.,
при участии от Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области Светловой Л.А. (доверенность от 30.05.2015 N 01-554/15-0-0), от общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Копорье" Латышевой Л.С. (доверенность от 01.09.2014) и Дудниковой Е.А. (доверенность от 01.06.2015),
рассмотрев 29.06.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.11.2014 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 (судьи Борисова Г.В., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А56-59073/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Копорье", место нахождения: 188525, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, с. Копорье, ОГРН 1124725002236, ИНН 4725482302 (далее - ООО "СХП "Копорье", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1057810015702, ИНН 7842309040 (далее - Комитет), от 15.05.2014 N в-11-2971/14-0-1 об отказе в предоставлении субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных производителей на 1 литр реализованного товарного молока.
Решением от 13.11.2014 суд восстановил срок на обжалование ненормативного акта и удовлетворил заявленные Обществом требования.
Постановлением от 10.03.2015 апелляционный суд оставил решение от 13.11.2014 без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 29.06.2015.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 16.04.2014 ООО "СХП "Копорье" обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении в 2014 году субсидии на возмещение затрат сельскохозяйственных производителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока.
Письмом от 15.05.2014 N в-11-2971/14-0-1 Комитет отказал в выделении субсидии со ссылкой на невыполнение Обществом требований подпункта "в" пункта 5 "Правил предоставления субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным производителям на 1 килограмм реализованного и(или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2014 N 21". Указанной нормой предусмотрено обеспечение выхода не менее 70 голов телят в расчете на 100 коров в год, предшествующий текущему году, начиная с 2014 года.
ООО "СХП "Копорье" оспорило указанное решение Комитета от 15.05.2014 N в-11-2971/14-0-1 в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, отметив, что к спорным отношениям Комитетом применена неправильная редакция Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1370 (далее - Правила N 1370), а также нарушены права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Как установлено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1370 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока, одним из условий предоставления субсидий является недопущение снижения телят по отношению к соответствующему периоду предыдущего года начиная с 2014 года.
Как установлено подпунктом "в" пункта 5 Правил N 1370 (в редакции, вступившей в силу с 01.01.2013), средства на возмещение части затрат на 1 литр (килограмм) молока, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим реализацию и (или) собственную переработку молока по ставкам, определяемым органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), в пределах средств, предусмотренных субъектом Российской Федерации на указанные цели, исходя из критерия: обеспечение выхода телят в расчете на 100 коров:
в 2013 году - по фактическому показателю, сложившемуся в 2012 году;
в 2014 году - по показателю 2013 года, но не менее 76 голов;
в 2015 году - по показателю 2014 года, но не менее 78 голов;
в 2016 - 2020 годах - по показателю предыдущего года, но не менее 80 голов.
Согласно данному подпункту "в" пункта 5 Правил N 1370 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.01.2014 N 21) средства на возмещение части затрат на 1 литр (килограмм) молока, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим реализацию и (или) собственную переработку молока по ставкам, определяемым органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных субъектом Российской Федерации на указанные цели, исходя из критерия: обеспечение выхода не менее 70 голов телят в расчете на 100 коров в год, предшествующий текущему году, начиная с 2014 года.
Изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2014 N 21, вступили в силу 24.01.2014.
Согласно материалам дела между Комитетом и Обществом заключено соглашение о предоставлении субсидий на государственную поддержку агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области от 12.02.2014 N 124, согласно которому Комитет обеспечивает предоставление получателю субсидии, указанных в Приложении к настоящему соглашению, а получатель субсидии обязуется выполнить все условия, предусмотренные настоящим соглашением.
Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии из областного бюджета Ленинградской области и поступивших в порядке софинансирования средств федерального бюджета в рамках государственной программы Ленинградской области "Развитие сельского хозяйства Ленинградской области", утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области от 04.02.2014 N 15 (далее - Порядок).
В силу пункта 4.5.4 Порядка Комитет рассматривает представленные получателями субсидии документы в срок, не превышающий 10 рабочих дней. Комитет осуществляет проверку представленных получателем субсидии документов. В случае выявления неполноты или несоответствия представленных документов перечню, указанному в пункте 4.5.1 настоящего Порядка, несоответствия получателя субсидии критериям предоставления субсидии получателю субсидии в течение 10 рабочих дней направляется письменный мотивированный отказ (уведомление) в рассмотрении документов, представленные документы по требованию получателя субсидии возвращаются. Отказ не препятствует повторной подаче документов после устранения причины отказа.
Комитет, рассмотрев представленные ООО СХП "Копорье" документы для получения субсидии в 2014 году, решением от 15.05.2014 N в-11-2971/14-0-1 отказал Обществу в предоставлении субсидии в связи с несоблюдением требований подпункта "в" пункта 5 Правил N 1370 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.01.2014 N 21).
Суды первой и апелляционной инстанций признали недействительным решение Комитета от 15.05.2014, отметив, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности.
Суды исходили из того, что в данном случае Комитет неправомерно применил к заявителю критерии, установленные подпунктом "в" пункта 5 Правил N 1370 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.01.2014 N 21), предусматривающие обеспечение выхода не менее 70 голов телят в расчете на 100 коров в год, предшествующий текущему году, начиная с 2014 года, поскольку с учетом положения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации данные правила будут действовать для получения указанной субсидии в 2015 году.
Между тем суды посчитали, что к заявителю необходимо было применить критерии, установленные подпунктом "в" пункта 5 Правил N 1370 (в редакции, вступившей в силу 01.01.2013), которые, как отмечают суды, предусматривают обеспечение выхода телят в расчете на 100 коров: в 2013 году - по фактическому показателю, сложившемуся в 2012 году; в 2014 году - по фактическому показателю 2013 года.
В связи с этим суды правомерно исходили из того, что решение Комитета от 15.05.2014 не соответствует требованиям законодательства, что в соответствии со статьей 198 АПК РФ является одним из условий для признания ненормативного акта недействительным.
Основываясь на этом неполном тексте подпункта "в" пункта 5 Правил N 1370 (в редакции, вступившей в силу 01.01.2013), суды пришли к выводу, что неприменение установленного данной редакцией критерия является, в свою очередь, нарушением прав и законных интересов Общества в сфере экономической деятельности.
Между тем согласно полному тексту подпункта "в" пункта 5 Правил N 1370 (в редакции, вступившей в силу 01.01.2013) критерием для получения субсидии являлось обеспечение выхода телят в расчете на 100 коров: в 2013 году - по фактическому показателю, сложившемуся в 2012 году; в 2014 году - по показателю 2013 года, но не менее 76 голов.
Таким образом, подпункт "в" пункта 5 Правил N 1370 как в редакции, вступившей в силу 01.01.2013, так и в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.01.2014 N 21 требовал учета количества голов телят в расчете на 100 коров.
Без учета данного показателя нельзя сделать вывод о наличии нарушения прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку названный показатель учитывается при предоставлении субсидии.
Таким образом, с учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судами не исследован надлежащим образом вопрос о нарушении прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ принятые судебными инстанциями по данному делу решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении дела суду в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежит учесть изложенное, установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства (в том числе количество телят, полученное Общество в расчете на 100 коров в оспариваемый период) на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в их совокупности и взаимосвязи, и на основании их правовой оценки, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.11.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу N А56-59073/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.