08 июля 2015 г. |
Дело N А21-8382/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Коробова К.Ю., Шпачевой Т.В.,
рассмотрев 06.07.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Калининградской области" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.12.2014 (судья Иванов С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 (судьи Бурденков Д.В., Медведева И.Г., Тойвонен И.Ю.) по делу N А21-8382/2014,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области "Городская больница N 3", место нахождения: 236022, Калининград, ул. Ушакова, д. 9, ОГРН 1023900588788, ИНН 3904013344 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Калининградской области", место нахождения: 236029, Калининград, Озерная ул., д. 29, ОГРН 1023901012189, ИНН 3906036812 (далее - Комиссариат), о взыскании 500 323 руб. долга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области.
Решением от 05.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.03.2015, иск удовлетворен.
Комиссариат обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить, в иске отказать.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Комиссариатом (заказчиком) и Учреждением (исполнителем) 23.06.2010 был заключен договор N 38 о компенсации расходов медицинских учреждений, по которому исполнитель обязался принять участие в мероприятиях по привлечению врачей-специалистов и среднего медицинского персонала к участию в работе медицинских комиссий в ходе реализации мероприятий, связанных с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), а заказчик - компенсировать расходы исполнителя в порядке, указанном в спецификации, являющейся приложением N 1 к договору.
Согласно пункту 3.1 договора общая сумма компенсации определяется в порядке, указанном в спецификации, а именно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Постановление N 704).
Порядок приемки и оформления документов установлен в разделе 4 договора, порядок расчетов регулируется разделом 5 договора. Согласно пункту 5.3 договора компенсация расходов исполнителя осуществляется с лицевого счета заказчика в течение 30 банковских дней после представления необходимых документов.
Во исполнение условий договора исполнитель оказал заказчику услуги по проведению лабораторно-диагностических исследований граждан призывного возраста. Исполнитель выставил заказчику счета на оплату, которые заказчиком оплачены не были, в связи с чем Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришел к следующему.
В соответствии со статьей 22 Закона N 53-ФЗ призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии пунктом 1 статьи 5 Закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
В пунктах 6 и 7 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Финансовое обеспечение медицинского обследования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 123 (далее - Постановление N 123) утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее обязательное медицинское освидетельствование граждан в целях определения их пригодности к военной службе.
В целях проведения медицинского освидетельствования военные комиссариаты согласно пунктам 15 и 23 Постановления N 123 направляют граждан на диагностические исследования, которые в силу пунктов 6 и 7 приложений N 2 и 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.05.2001 N 240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" включают в себя лабораторные анализы.
Обязательства, возникшие из предоставления медицинской организацией услуг по амбулаторному, стационарному медицинскому обследованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также при первоначальной постановке на воинский учет, регулируются Законом N 53-ФЗ и Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441.
Имущественные потери, понесенные Учреждением вследствие проведенного медицинского обследования, связанного с исполнением гражданами воинской обязанности, подлежат финансированию за счет средств Российской Федерации в силу прямого указания закона. Основанием для возникновения обязанности по оплате медицинских услуг является закон, предусматривающий компенсацию государством медицинскому учреждению расходов (затрат на оказание услуг). Порядок компенсации таких расходов определен Постановлением N 704.
Компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу при проведении медицинского освидетельствования граждан в связи с поставкой на воинский учет, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы.
Возмещение затрат осуществляется, в том числе, путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что лицом, обязанным оплатить оказанные услуги в рамках рассматриваемого договора, является Комиссариат.
Размер задолженности, установленный судами и подтвержденный материалами дела, Комиссариатом в установленном порядке не оспорен, в связи с чем суды правомерно удовлетворили иск.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.12.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 по делу N А21-8382/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Калининградской области" - без удовлетворения.
Взыскать с федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Калининградской области", место нахождения: 236029, Калининград, Озерная ул., д. 29, ОГРН 1023901012189, ИНН 3906036812, в доход федерального бюджета 3000 руб. госпошлины в связи с подачей кассационной жалобы.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
К.Ю. Коробов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.