10 июля 2015 г. |
Дело N А56-58680/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г. Е., судей Корабухиной Л. И., Соколовой С. В.,
при участии Мамаевой Марины Евгеньевны, от Инспекции Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области Ильина А.А., (доверенность от 13.01.2015),
рассмотрев 09.07.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2014 (судья Калайджян А. А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 (судьи Зайцева Е. К., Глазков Е. Г., Масенкова И. В.) по делу N А56-58680/2014,
установил:
Мамаева Марина Евгеньевна обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области, место нахождения: 188760, Ленинградская обл., г. Приозерск, Ленинградская ул., д. 22-А, ОГРН 1044701651125, ИНН 4712006289 (далее - Инспекция), от 20.02.2013 N 135 о признании ошибочной записи о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и о возложении на Инспекцию обязанности устранить допущенные нарушения.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области (далее - Пенсионный фонд).
Решением от 02.12.2014 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 02.04.2015 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 02.12.2014 и постановление от 02.04.2015 отменить, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, налоговый орган правомерно принял оспариваемое решение, поскольку Мамаева М. Е. не исполнила обязанность по представлению документов, указанных в части 15 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). Кроме того, Инспекция считает, что Мамаева М. Е. пропустила предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на подачу заявления о признании недействительным решения Инспекции.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а Мамаева М. Е. возражала против ее удовлетворения.
Пенсионный фонд, надлежащим образом уведомленный о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьей 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Мамаева Марина Евгеньевна 12.03.1998 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в Приозерском территориальном отделении Учреждения юстиции Ленинградской областной регистрационной палаты за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304471236600224.
В Инспекцию 30.01.2013 поступило заявление Мамаевой М. Е. о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается соответствующим заявлением и распиской в получении документов, представленных в регистрирующий орган.
Инспекция 06.02.2013 приняла решение N 67 о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании принятого им решения и выдала Мамаевой М. Е. свидетельство от 06.02.2013 серии 47 N 002714798 о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также уведомление от 06.02.2013 о снятии с учета физического лица в налоговом органе.
Налоговый орган 20.02.2013 принял решение N 135 о признании ошибочной записи в ЕГРИП о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с технической ошибкой, допущенной регистрирующим органом.
На основании указанного решения в ЕГРИП была внесена запись об ошибочном внесении записи о прекращении деятельности Мамаевой М. Е. в качестве индивидуального предпринимателя.
Мамаева М. Е. оспорила указанное решение налогового органа в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, указав, что Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) не наделяет регистрирующий орган правом отмены ранее принятых им решений, а предусматривает судебный порядок разрешения вопроса о правомерности принятого решения; решение о признании ошибочной записи о прекращении деятельности Мамаевой М. Е. в качестве индивидуального предпринимателя противоречит нормам действующего законодательства; Мамаева М. Е. не нарушила часть 4 статьи 198 АПК РФ, поскольку направила заявление в суд в пределах трехмесячного срока, исчисленного с момента, когда узнала о нарушении ее прав в связи принятием Инспекцией неправомерного решения от 20.02.2013; налоговый орган не представил достоверных доказательств того, что заявитель узнал о принятом Инспекцией решении от 20.02.2013 до июля 2014 года.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) документа об уплате государственной пошлины;
в) документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "з" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации осуществляется, в частности, при наличии сведений о невыполнении требований подпункта "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 15 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией либо заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя соответственно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. Указанный расчет может быть представлен в форме электронного документа в соответствии с требованиями части 10 настоящей статьи. Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками страховых взносов с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику страховых взносов в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.
Податель жалобы полагает, что им правомерно принято решение о признании ошибочной записи о прекращении деятельности предпринимателя от 20.02.2013, поскольку в порядке межведомственного взаимодействия от Пенсионного фонда были получены данные о том, что предприниматель Мамаева М. Е. не представляла сведения, предусмотренные пунктом 15 статьи 15 Закона N 212-ФЗ.
Указанный довод подлежит отклонению по следующим основаниям.
В статье 8 Закона N 129-ФЗ определено, что государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
В соответствии с пунктом 5 Правил представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения Единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1092, представление в регистрирующий орган территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации документа, предусмотренного подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ, осуществляется в течение 2 рабочих дней, следующих за днем получения межведомственного запроса регистрирующего органа.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 названного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В силу части 6 статьи 7.1 Закона N 210-ФЗ непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги.
Согласно материалам дела налоговый орган в соответствующем порядке и в пределах установленного срока на основании заявления Мамаевой М. Е. от 30.01.2013 принял 06.02.2013 решение о государственной регистрации прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Последующее получение регистрирующим органом сведений из Пенсионного фонда о непредставлении предпринимателем необходимой информации не может являться основанием для отмены Инспекцией ранее принятого ею решения, поскольку, подобное право не закреплено в Законе N 129-ФЗ.
Законодатель предусмотрел лишь возможность обжалования принятого Инспекцией решения о государственной регистрации или об отказе в регистрации заинтересованным лицом в вышестоящий регистрирующий орган или в суд.
В статье 4 Закона N 129-ФЗ указано, что к исправлению технической ошибки отнесено внесение исправлений в сведения, включенные в записи государственных реестров на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи.
В рассматриваемом случае запись в ЕГРИП о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя соответствовала принятому в бумажном виде решению от 06.02.2013 N 67 о государственной регистрации, которое не было оспорено в вышестоящем регистрирующем органе или в суде заинтересованным лицом.
Следовательно, внесение в ЕГРИП записи о прекращении деятельности физического лица в качестве предпринимателя на основании принятого и не отмененного в установленном порядке решения Инспекции о прекращении деятельности предпринимателя не может рассматриваться в качестве технической ошибки, которую налоговый орган вправе самостоятельно исправить.
Таким образом, Инспекция не имела оснований для принятия решения об ошибочной записи о прекращении деятельности Мамаевой М. Е. в качестве индивидуального предпринимателя.
Суды обоснованно отклонили доводы налогового органа о пропуске заявителем срока на обжалование его решения.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как установлено судом первой инстанции, Мамаева М. Е. узнала о принятом Инспекцией решении только в июле 2014 года из поступившего в ее адрес постановления о возбуждении исполнительного производства от 29.05.2014 N 14842/14/31/47 о взыскании 32 782 руб. 88 коп. страховых взносов на основании постановления Пенсионного фонда по делу N 05701390034364.
Почтовое уведомление, на которое ссылается Инспекция, не может достоверно свидетельствовать о получении заявителем информации о принятом решении от 20.02.2013, поскольку заполнено с нарушением требований к порядку его оформления, а именно: не содержит полный адрес получателя (не указан номер дома и квартиры).
В материалах дела отсутствует реестр отправленной корреспонденции с отметкой почты, подтверждающий направление в адрес Мамаевой М. Е. соответствующих документов об отмене прекращения деятельности предпринимателя, о получении которых в Инспекцию вернулось спорное почтовое уведомление.
Таким образом, налоговый орган не представил иных доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что Мамаевой М. Е. было известно о принятом Инспекцией решении от 20.02.2013 до июля 2014 года.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
При таком положении кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 по делу N А56-58680/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.