09 июля 2015 г. |
Дело N А21-4783/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Мунтян Л.Б., Самсоновой Л.А.,
при участии от закрытого акционерного общества "Альянс-Лизинг" Руденко С.А. (доверенность от 12.01.2015), от общества с ограниченной ответственностью "БЭСТ" Савинова О.В. (доверенность от 22.06.2015),
рассмотрев 08.07.2015 в открытом судебном заседании поступившую в электронном виде кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Альянс-Лизинг" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.10.2014 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 (судьи Полубехина Н.С., Кашина Т.А., Старовойтова О.Р.) по делу N А21-4783/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "БЭСТ", место нахождения: 238563, Калининградская обл., г. Светлогорск, Железнодорожная ул., д. 21-А, ОГРН 1093925041430, ИНН 3912501578 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными отказов Управления МВД России по Калининградской области, место нахождения: 236000, Калининград, Советский пр., д. 7, ОГРН 1023900590581, ИНН 3904020768 (далее - Управление), в лице МРЭО ГИБДД Управления в производстве регистрационных действий по постановке на государственный учет транспортных средств Mersedes-Benz ACTROS 4141, 2008 года выпуска: (VIN) WDB9323151L305329 - паспорт транспортного средства от 27.11.2010 N 39УР 501552; (VIN) WDB9323151L313373 - паспорт транспортного средства от 27.11.2010 N 39УР 501553; (VIN) WDB9323151L319590 - паспорт транспортного средства от 27.11.2010 N 39УР 501554.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Колесо", место нахождения: 236000, Калининград, Старопрегольская наб., д. 4-1, ОГРН 1093925035159, ИНН 3907207161, и закрытое акционерное общество "Альянс-Лизинг", место нахождения: 197342, Санкт-Петербург, наб. Черной речки, д. 41, корп. 7, ОГРН 1037843023712, ИНН 7825496985 (далее - ЗАО "Альянс-Лизинг").
Решением суда первой инстанции от 29.10.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.02.2015, Обществу в удовлетворении требований отказано полностью.
В кассационной жалобе ЗАО "Альянс-Лизинг", ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 29.10.2014 и постановление от 26.02.2015 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином судебном составе. По мнению подателя жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства, что спорные транспортные средства были украдены, материалы дела содержат лишь доказательства того, что такие транспортные средства находятся в розыске по линии "Интерпола", что, по мнению ЗАО "Альянс-Лизинг", не является равнозначными понятиями.
В Арбитражный суд Северо-Западного округа поступил отзыв Общества на кассационную жалобу третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в котором заявитель выражает согласие с принятыми по делу судебными актами и просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью "Колесо" и Управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество (лизингополучатель) 30.12.2011 заключило с ЗАО "Альянс-Лизинг" (лизингодатель) договор лизинга N 678-2011-ГА-КГ, в соответствии с которым лизингодатель обязан приобрести у ООО "Колесо" три грузовых автомобиля самосвала: Mersedes-Benz ACTROS 4141, 2008 года выпуска: (VIN) WDB9323151L305329 - паспорт транспортного средства от 27.11.2010 N 39УР 501552; (VIN) WDB9323151L313373 - паспорт транспортного средства от 27.11.2010 N 39УР 501553; (VIN) WDB9323151L319590 - паспорт транспортного средства от 27.11.2010 N 39УР 501554.
Указанные транспортные средства ввезены на территорию Российской Федерации 27.11.2010, что следует из паспортов транспортных средств, выданных Калининградским акцизным таможенным постом Центральной акцизной таможни.
Между ООО "Колесо" (продавец), ЗАО "Альянс-Лизинг" (покупатель) и Обществом (получатель) 30.12.2011 заключен договор купли-продажи автотранспортных средств N 678-2011-ГА-КГ-ДКП, в соответствии с которым ЗАО "Альянс-Лизинг" приобрело у ООО "Колесо" транспортные средства для передачи во временное пользование Обществу на условиях договора финансовой аренды-лизинга.
ООО "Колесо" 19.01.2012 передало ЗАО "Альянс-Лизинг" названные транспортные средства, что подтверждается отметками в паспортах транспортных средств (далее - ПТС).
ЗАО "Альянс-Лизинг" в этот же день в соответствии с договором лизинга передало Обществу транспортные средства по акту приема-передачи N 01.
На основании договора лизинга N 678-2011-ГА-КГ МРЭО ГИБДД Управления произвел регистрацию временного учета данных автотранспортных средств за Обществом до 20.01.2014 (отметка в ПТС от 19.01.2012).
В дальнейшем ЗАО "Альянс-Лизинг" 15.01.2014 передало Обществу перечисленные транспортные средства в собственность по акту сдачи-приемки N 678-2011-ГА-КГ-АПС в связи с исполнением договора лизинга.
Общество 16.04.2014 обратилось в Управление в лице МРЭО ГИБДД с заявлениями о производстве регистрационных действий по постановке на государственный учет указанных транспортных средств, в связи с приобретением на них права собственности.
По результатам рассмотрения заявлений Обществу на основании пункта 3 приказа МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации автотранспортных средств" отказано в производстве регистрационных действий по постановке на государственный учет названных транспортных средств в связи с тем, что данные транспортные средства находятся в розыске, объявленном НЦБ "Интерпол", инициатор розыска - Литовская Республика.
Общество, не согласившись с отказами Управления, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, сделав вывод об отсутствии оснований для осуществления регистрационных действий по постановке на государственный учет транспортных средств, находящихся в международном розыске, отказали Обществу в удовлетворении требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Суды при рассмотрении настоящего спора правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 1 статьи 15 названного Закона).
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается (пункт 3 статьи 15 названного Закона).
Регистрацию транспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения (пункты 2 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", пункты 1, 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711).
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила N 1001).
Согласно пункту 3 Правил N 1001 не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в частности, по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 51 Правил N 1001 не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований названных Правил и Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил N 1001, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
Оценив в системной взаимосвязи и совокупности нормы, закрепленных в приведенных нормативных правовых актах, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о законности оспариваемых отказов Управления.
Судом кассационной инстанции отклоняется как необоснованный довод ЗАО "Альянс-Лизинг" о том, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства факта кражи спорных транспортных средств, а нахождение этих транспортных средств в розыске по линии "Интерпола" не является достаточным основанием для отказа в совершении регистрационных действий.
Как установлено судами, указанные транспортные средства до настоящего момента числятся в международном розыске НЦБ "Интерпола" по инициативе правоохранительных органов Литовской Республики, где совершена кража данных автотранспортных средств (дата кражи - 21.11.2011).
Данные сведения получены инспектором МРЭО ГИБДД Управления по результатам проверки заявлений Общества из соответствующей базы данных (том 1, листы дела 108-110).
В силу пункта 3 Правил N 1001 факт нахождения транспортного средства в розыске является основанием для отказа в совершении регистрационных действий по постановке на государственный учет данного транспортного средства. При этом обязанность установления органом, осуществляющим эту государственную функцию, самого факта кражи, действующими нормативными актами не установлена.
С учетом указанных обстоятельств и положений приведенных правовых норм, нахождение спорных транспортных средств в международном розыске обуславливает невозможность допуска данного транспортного средства к участию в дорожном движении.
Вместе с тем ЗАО "Альянс-Лизинг", ставя под сомнение действительность сведений, полученных в результате проверки, о нахождении спорных транспортных средств в розыске, применительно к положениям статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) имел возможность представить в материалы дела соответствующие доказательства, однако в нарушение статьи 65 АПК РФ подателем жалобы не опровергнут факт нахождения названных транспортных средств в международном розыске.
При таких обстоятельствах суды, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, сделали обоснованный вывод о законности отказов Управления в совершении регистрационных действий по постановке на государственный учет спорных транспортных средств.
Вышеуказанный вывод не противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.04.2011 N 5-П.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия их выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом детального рассмотрения суда апелляционной инстанции. Поскольку суды правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы.
Суд кассационной инстанции также принимает во внимание, что заявитель по настоящему делу - собственник спорных транспортных средств, права которого непосредственно затрагиваются оспариваемыми отказами Управления, в отзыве на кассационную жалобу выражает свое согласие с принятыми по делу судебными актами и просит в удовлетворении жалобы отказать.
ЗАО "Альянс-Лизинг" выполнило определение суда кассационной инстанции от 11.06.2015 о предоставлении в суд оригинала платежного поручения от 20.04.2015 N 3343 об уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 3000 руб. (том дела 2, лист 79), в связи с чем в силу статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктов 3 и 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации подателю жалобы необходимо возвратить из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.10.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по делу N А21-4783/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Альянс-Лизинг" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Альянс-Лизинг" (место нахождения: Санкт-Петербург, наб.Черной речки, д.41, корп.7; ОГРН 103783023712, ИНН 7825496985) из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной госпошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.