14 июля 2015 г. |
Дело N А56-34100/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Малышевой Н.Н., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Кудряшова С.В. (доверенность от 15.12.2014 N Ю-8/123),
рассмотрев 09.07.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2014 (судья Шелема З.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 (судьи Попова Н.М., Несмиян С.И., Смирнова Я.Г.) по делу N А56-34100/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод", место нахождения: 655600, Республика Хакасия, г. Саяногорск, Промплощадка, ОГРН 1021900670758, ИНН 1902014500 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Дорога) о взыскании 33 816 808 руб. необоснованно списанной провозной платы.
Определением суда от 30.09.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Морской порт Санкт-Петербург".
Решением от 02.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.03.2015, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Дорога возражает против ее удовлетворения.
В судебном заседании представитель Дороги возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что в июне 2013 года Общество предъявило, а Дорога приняла к перевозке 225 вагонов с грузом, следовавших в непрямом международном железнодорожно-водном сообщении со станции Камышта Красноярской железной дороги на станцию Новый Порт Экс. Октябрьской железной дороги и далее водным транспортом в США.
По 112 накладным N ЭЬ 340759, ЭЬ 340825, ЭЬ 340896, ЭЬ 341357, ЭЬ 341489, ЭЬ 350858, ЭЬ 350888, ЭЬ 350926, ЭЬ 350956, ЭЬ 350995, ЭЬ 351069, ЭЬ 351126, ЭЬ 351157, ЭЬ 355157, ЭЬ 412684, ЭЬ 422984, ЭЬ 423049, ЭЬ 423159, ЭЬ 423214, ЭЬ 423308, ЭЬ 439775, ЭЬ 439867, ЭЬ 439986, ЭЬ 440241, ЭЬ 464434, ЭЬ 464623, ЭЬ 464872, ЭЬ 465039, ЭЬ 484690, ЭЬ 500356, ЭЬ 503914, ЭЬ 511879, ЭЬ 533311, ЭЬ 620432, ЭЬ 620885, ЭЬ 621016, ЭЬ 621169, ЭЬ 621594, ЭЬ 646834, ЭЬ 646939, ЭЬ 647027, ЭЬ 686444, ЭЬ 686474, ЭЬ 692856, ЭЬ 692909, ЭЬ 692957, ЭЬ 701232, ЭЬ 701318, ЭЬ 732010, ЭЬ 732065, ЭЬ 732096, ЭЬ 732125, ЭЬ 732182, ЭЬ 732235, ЭЬ 733738, ЭЬ 733890, ЭЬ 767389, ЭЬ 769295, ЭЬ 781692, ЭЬ 781760, ЭЬ 781808, ЭЬ 781851, ЭЬ 796409, ЭЬ 796500, ЭЬ 796555, ЭЬ 796617, ЭЬ 796779, ЭЬ 796873, ЭЬ 837355, ЭЬ 839501, ЭЬ 845166, ЭЬ 865366, ЭЬ 875288, ЭЬ 875752, ЭЬ 901739, ЭЬ 901803, ЭЬ 901905, ЭЬ 918170, ЭЬ 918314, ЭЬ 918702, ЭЬ 938038, ЭЬ 938144, ЭЬ 938380, ЭЬ 939371, ЭЬ 939501, ЭЬ 986089, ЭЬ 988647, ЭЭ 000997, ЭЭ 011549, ЭЭ 046906, ЭЭ 047056, ЭЭ 047114, ЭЭ 047167, ЭЭ 091890, ЭЭ 091958, ЭЭ 104304, ЭЭ 121660, ЭЭ 121734, ЭЭ 133849, ЭЭ 133891, ЭЭ 133932, ЭЭ 133959, ЭЭ 134016, ЭЭ 134056, ЭЭ 134110, ЭЭ 134265, ЭЭ 135067, ЭЭ 142058, ЭЭ 142369, ЭЭ 142441, ЭЭ 142553, ЭЭ 142822 перевозился груз - сплавы алюминиевые первичные (код по ГНГ 76012000, код по ЕТСНГ 331478).
По 113 накладным N ЭЫ 587151, ЭЫ 845583, ЭЫ 848650, ЭЫ 850774, ЭЫ 850931, ЭЫ 915357, ЭЫ 920752, ЭЫ 920844, ЭЫ 920931, ЭЫ 921211, ЭЫ 921317, ЭЫ 924677, ЭЫ 924764, ЭЫ 924833, ЭЫ 934079, ЭЫ 942385, ЭЫ 942434, ЭЫ 942480, ЭЫ 942539, ЭЫ 942605, ЭЫ 945633, ЭЫ 962160, ЭЫ 984709, ЭЫ 984744, ЭЬ 026647, ЭЬ 026798, ЭЬ 026910, ЭЬ 030701, ЭЬ 030829, ЭЬ 030871, ЭЬ 030910, ЭЬ 050514, ЭЬ 050652, ЭЬ 050817, ЭЬ 055335, ЭЬ 055481, ЭЬ 055949, ЭЬ 056070, ЭЬ 056222, ЭЬ 056482, ЭЬ 066041, ЭЬ 067470, ЭЬ 067966, ЭЬ 068236, ЭЬ 068551, ЭЬ 090734, ЭЬ 091163, ЭЬ 125494, ЭЬ 125566, ЭЬ 129694, ЭЬ 129834, ЭЬ 130172, ЭЬ 130240, ЭЬ 135150, ЭЬ 135662, ЭЬ 185503, ЭЬ 185554, ЭЬ 185610, ЭЬ 185639, ЭЬ 185744, ЭЬ 188155, ЭЬ 188675, ЭЬ 220483, ЭЬ 220521, ЭЬ 222767, ЭЬ 222788, ЭЬ 222818, ЭЬ 233965, ЭЬ 234026, ЭЬ 234079, ЭЬ 240662, ЭЬ 240693, ЭЬ 240731, ЭЬ 247796, ЭЬ 247806, ЭЬ 247825, ЭЬ 247859, ЭЬ 251391, ЭЬ 251532, ЭЬ 251610, ЭЬ 251667, ЭЬ 251864, ЭЬ 276307, ЭЬ 297580, ЭЬ 297630, ЭЬ 297658, ЭЬ 300434, ЭЬ 300487, ЭЬ 300533, ЭЬ 300566, ЭЬ 300647, ЭЬ 300692, ЭЬ 300738, ЭЬ 300807, ЭЬ 300851, ЭЬ 300893, ЭЬ 302169, ЭЬ 302265, ЭЬ 302329, ЭЬ 302486, ЭЬ 302589, ЭЬ 313429, ЭЬ 313852, ЭЬ 314325, ЭЬ 314534, ЭЬ 314869, ЭЬ 767224, ЭЬ 939200, ЭЭ 078399, ЭЭ 078536, ЭЭ 104791, ЭЭ 121517, ЭЭ 142145 перевозился груз - сплавы алюминиевые первичные (код по ГНГ 76012010, код по ЕТСНГ 331478).
Дорога, оказав услуги по перевозке, рассчитав на основании Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1), утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5, с учетом поправочного коэффициента 1,547, установленного для груза "Металлы цветные и их сплавы", провозную плату, списала с лицевого счета Общества 56 680 916 руб.
Общество, полагая, что Дорога неправильно применила поправочный коэффициент 1,547 вместо 1,19 (алюминий, порошок алюминиевый, прокат алюминиевый), поскольку фактически перевозился груз "сплав алюминиевый, первичный", направило Дороге претензию с просьбой возвратить необоснованно списанные денежные средства. Дорога отклонила претензию, что явилось основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Суды, оценив представленные сторонами доказательства, не нашли оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (пункт 2 статьи 790 ГК РФ).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте (пункт 1). Тарифы на перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта устанавливаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Порядок введения в действие и применения таких тарифов определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Сведения об изменениях, вносимых в регулируемые тарифы, сборы и плату на железнодорожном транспорте общего пользования, связанные с перевозкой грузов, публикуются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в печатном издании указанного органа не позднее чем за десять дней до введения в действие таких изменений (пункт 5).
Размер платы за железнодорожную перевозку грузов определяется тарифными руководствами.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Плата за перевозку груза российскими железными дорогами определена Прейскурантом N 10-01, согласно пункту 1.1 которого уровень тарифа устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте. Таким органом в соответствии с пунктом 1, а также пунктами 5.3.1.21 - 5.3.1.23 Положения о Федеральной службе по тарифам (далее - ФСТ России), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, является ФСТ России.
В силу пункта 1.3. Прейскуранта N 10-01 плата за перевозку грузов исчисляется по тарифам, которые действовали в день проставления в перевозочных документах календарного штемпеля.
В порядке пункта 2.17 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39, в графе "Наименование груза" железнодорожной накладной указывается в соответствии с тарифным руководством наименование груза и его код.
Подпунктом 2.2.1 раздела 2 Прейскуранта N 10-01 установлено, что при перевозке экспортных и импортных грузов, следующих в прямом и непрямом международном сообщении, грузоотправителем проставляется наименование груза и его код в соответствии с ГНГ, а также наименование и код груза в соответствии с ЕТСНГ.
Таблица N 4 приложения 3 к разделу 2 Прейскуранта N 10-01 (Тарифное руководство N 1) предусматривает применение поправочных коэффициентов в отношении грузов по позициям и кодам ЕТСНГ. В отношении же грузов "сплав алюминиевый первичный", код ГНГ 76012010, таблица N 4 отсылает к Гармонизированной номенклатуре грузов.
Решением XXVIII Конференции генеральных директоров (ответственных представителей) железных дорог ОСЖД от 22-26.04.2013 код ГНГ 76012010 "сплавы алюминиевые первичные" исключен из Гармонизированной номенклатуры грузов с 01.06.2013.
В период, предшествующий спорному, согласно таблице N 4 (в редакции приказа ФСТ России от 27.11.2012 N 303-т/З), ко всем цветным металлам и их сплавам применялся коэффициент 1,547, за исключением груза "сплав алюминиевый первичный", код ГНГ 76012010, к которому применялся коэффициент 1,19.
Таким образом, более низкий коэффициент 1,19 применялся только для одного вида груза - "сплавы алюминиевые первичные", код ЕТСН 331478, код ГНГ 76012010.
Поскольку с 01.06.2013 код ГНГ 76012010 исключен из Гармонизированной номенклатуры грузов, основания для применения понижающего коэффициента 1,19 для данной категории грузов отпали. Указание грузоотправителем несуществующего (исключенного) кода свидетельствует о ненадлежащем оформлении перевозочных документов. В данной ситуации перевозчик правомерно применил в отношении сплавов цветных металлов (код ЕТ СНГ 331478) коэффициент 1,547.
Невозможность тарификации перевозок сплавов алюминиевых первичных с использованием коэффициента 1,19 в результате внесения изменений в ГНГ признано ФСТ России в письмах от 10.07.2013 N ТС-6770/10, от 31.12.2013 N ТС-14042/10.
Изменения и дополнения в Прейскурант N 10-01 внесены приказом ФСТ России от 12.03.2014 N 52-т/1 "О" уже после исполнения сторонами спорных договоров перевозки.
В силу п. 2.2.1 Прейскуранта N 10-01 при невозможности отнесения перевозимого груза к одному из наименований позиции ЕТСНГ решение об отнесении груза к соответствующему коду принимает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта при представлении грузоотправителем соответствующей документации на указанный груз. После исключения из ГНГ кода 76012010 Общество должно было обратиться в компетентный орган для принятия решения об отнесении груза к существующему коду, чего им не было сделано.
Кроме того, применение тарифа с учетом понижающего коэффициента 1,19 для грузов с кодом ГНГ 76012000 Прейскурантом N 10-01 не предусмотрено. Следовательно, применение Дорогой к грузу данной категории (кода) коэффициента 1,547 является правильным.
При указанном положении суды первой и апелляционной инстанции правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены ими правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 по делу N А56-34100/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.