20 июля 2015 г. |
Дело N А44-139/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 14.07.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 26.11.2014 (судья Деменцова И.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 (судьи Шадрина А.Н., Зорина Ю.В., Романова А.В.) по делу N А44-139/2014,
установил:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области, место нахождения: 173003 Великий Новгород, Стратилатовская улица, дом 19; ОГРН 1045300293422, ИНН 5321100670; (далее - УФССП) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области, место нахождения: 173005, Великий Новгород, площадь Победы-Софийская, дом 1; ОГРН 1095321003030, ИНН 5321134051; (далее - ТУ Росимущества в Новгородской области), Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, место нахождения: 109012, Москва, Никольский переулок, дом 9; ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134; (далее - Росимущество), о взыскании денежных средств в размере 30 974,58 руб. за имущество, арестованное по исполнительному производству в отношении Леонтьева Сергея Викторовича и переданное по акту передачи арестованного имущества на реализацию от 26.04.2014, перечислив их на депозитный счет отдела судебных приставов Новгородского и Батецкого районов УФССП России по Новгородской области (с учетом уточнения исковых требований)
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Аваль", место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Лиговский проспект, дом 17, литера А, офис 4Н, ОГРН 1089847287056, ИНН 7842390259 (далее - ООО "Аваль", Общество) и Леонтьев Сергей Викторович.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 26.11.2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015, иск к Российской Федерации в лице Росимущества удовлетворен. В удовлетворении иска к ТУ Росимущества в Новгородской области и Министерству финансов Российской Федерации отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального права, просит решение от 26.11.2014 и постановление от 06.04.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, надлежащим ответчиком по заявленным УФССП исковым требованиям является ООО "Аваль", которому Управление передало на реализацию арестованное имущество.
Представители сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие (статья 284 АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на исполнении в отделе судебных приставов Новгородского района находится исполнительное производство N 16734/12/21/53, возбужденное 18.06.2012 в отношении должника Леонтьева Сергея Викторовича о взыскании 41 610,33 руб. задолженности по кредитному договору.
В ходе исполнительного производства 29.08.2012 судебным приставом-исполнителем был наложен арест на имущество должника - автомобиль ЗИЛ 431610, 1992 г.в., голубого цвета, государственный номер С567ВО53, номер двигателя 568 497, номер шасси 3238977 (далее - автомобиль).
На основании отчета об оценке от 01.03.2013 N 21/03 судебным приставом-исполнителем 03.04.2013 было вынесено постановление об оценке вещи или имущественного права, согласно которому стоимость автомобиля составила 36 440,68 руб. 68 коп.
В соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя от 03.04.2013 рыночная цена имущества - автомобиля установлена в размере 36 440,68 руб.
В адрес ТУ Росимущества в Новгородской области 10.04.2013 направлена заявка на реализацию арестованного имущества.
На основании извещений ТУ Росимущества в Новгородской области от 22.04.2013 N 1592 реализация арестованного имущества поручена специализированной организации - ООО "Аваль" в соответствии с государственным контрактом от 18.02.2013 N К13-1.
Арестованное имущество передано судебным приставом-исполнителем на реализацию представителю ООО "Аваль" по акту передачи арестованного имущества от 26.04.2013.
В связи с истечением срока реализации арестованного имущества УФССП России по Новгородской области направило в адрес ТУ Росимущества в Новгородской области и ООО "Аваль" требование о его возврате либо перечислении денежных средств за реализованное имущество, в ответ на которое Управление сообщило, что денежные средства не могут быть перечислены на счет отдела судебных приставов, поскольку Общество их не перечислило, а имущество не возвратило (письмо от 13.12.2013 N 5231).
Полагая, что в связи с приведенными обстоятельствами у УФССП возникли убытки, последнее обратилось в арбитражный суд с вышеназванными исковыми требованиями.
Удовлетворяя иск по настоящему делу, суды исходили из неисполнения ответчиком возложенной на него обязанности по перечислению денежных средств, полученных от реализации переданного для этих целей имущества, неосуществления должного контроля за деятельностью исполнителя при его реализации.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Убытки подлежат взысканию по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц регулируются Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), согласно которому функции по принудительному исполнению возложены на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы, непосредственное осуществление этих функций - на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе арестовывать и изымать имущество должника с целью его дальнейшей реализации путем продажи на торгах (статьи 84, 87 и 89 Закона N 229-ФЗ).
Средства от продажи такого имущества поступают во временное распоряжение структурных подразделений службы судебных приставов и зачисляются для их учета на лицевой (депозитный) счет соответствующего подразделения (приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 25.01.2008 N 11/15н "Об утверждении Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочих функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
Совместным приказом Федеральной службы судебных приставов от 25.07.2008 N 347 и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07.2008 N 149 утвержден Порядок взаимодействия названных государственных органов по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, в котором согласованы права и обязанности по этим вопросам.
В названном Порядке предусмотрена обязанность Федерального агентства по управлению государственным имуществом обеспечить сохранность переданного на реализацию арестованного имущества, а также в установленные сроки перечислить структурным подразделениям службы судебных приставов денежные средства, вырученные от продажи имущества, либо возвратить нереализованное имущество судебным приставам-исполнителям.
Аналогичная обязанность по обеспечению перечисления в установленном порядке денежных средств, полученных в результате реализации указанного имущества, закреплена в пункте 5.33 Положения.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом вправе привлекать на конкурсной основе физических и юридических лиц для реализации в установленном порядке арестованного имущества, что не отменяет его обязанности по обеспечению сохранности имущества, осуществлению оплаты вырученных от его продажи денежных средств или возврату этого имущества судебным приставам-исполнителям (пункт 1.2 Порядка).
Учитывая, что невыполнение Федеральным агентством по управлению государственным имуществом названных обязанностей препятствует службе судебных приставов в осуществлении государственной функции по принудительному исполнению судебных актов, создает потенциальную угрозу для взыскания убытков со службы судебных приставов, последняя вправе требовать надлежащего исполнения предусмотренных Положением обязанностей по перечислению денежных средств в установленном порядке за переданное на реализацию имущество.
В силу пункта 2.5 Порядка реализация арестованного имущества осуществляется в срок, установленный законодательством Российской Федерации. Такой срок установлен в пунктах 10 и 11 статьи 87 Закона N 229-ФЗ и не может превышать двух месяцев со дня передачи имущества на реализацию.
Из пункта 3.1 Порядка следует, что денежные средства, полученные от реализации арестованного имущества, перечисляются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (специализированными организациями) на соответствующий счет структурного подразделения (отдела) территориального органа Федеральной службы судебных приставов не позднее пяти рабочих дней с даты их зачисления на счет Федерального агентства по управлению государственным имуществом (специализированной организации).
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка, если арестованное имущество не реализовано в срок, установленный действующим законодательством, Росимущество (специализированные организации) обязано передать, а судебный пристав-исполнитель обязан принять по акту передачи арестованное имущество (документы на имущество) в течение десяти рабочих дней с даты окончания срока реализации имущества должника (с приложенными оригиналами документов).
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что доказательства исполнения Управлением обязанности по перечислению истцу денежных средств от реализации имущества, переданного по актам передачи арестованного имущества на реализацию, либо по возврату нереализованного имущества в установленные Порядком сроки, не представлены.
Кроме того, ТУ Росимущества в Новгородской области 22.11.2013 предъявило в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области требования к ООО "Аваль" о расторжении контракта и возврате имущества, а в случае невозможности возврата имущества в натуре о возврате денежных средств, составляющих стоимость имущества. Решением суда от 19.03.2014 по делу N А56-70843/2013 требования удовлетворены в полном объеме.
В связи с этим утверждение Управления о том, что обязанность по перечислению спорных денежных средств лежит на ООО "Аваль", обоснованно отклонено судебными инстанциями.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требование УФССП о взыскании денежных средств в размере 30 974,58 руб. с Российской Федерации в лице Росимущества (главного распорядителя средств федерального бюджет) за счет казны Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает, что фактические обстоятельства по рассматриваемому делу установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся доказательств в их совокупности и взаимосвязи. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 26.11.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 по делу N А44-139/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.