г. Вологда |
|
06 апреля 2015 г. |
Дело N А44-139/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 06 апреля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 ноября 2014 года по делу N А44-139/2014 (судья Деменцова И.Н.),
установил:
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Новгородской области (ОГРН 1045300293422, ИНН 5321100670, место нахождения: 173000, Великий Новгород, ул. Ильина, д. 6, далее - УФССП России по Новгородской области) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области (ОГРН 1095321003030, ИНН 5321134051, место нахождения: 173000, Великий Новгород, ул. Федоровский ручей, д. 6, далее - ТУ Росимущества в Новгородской области) и Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом о взыскании с казны Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134, место нахождения: 109012, Москва, Никольский переулок, д. 9) о взыскании денежных средств в размере 30 974 руб. 58 коп. за имущество, арестованное по исполнительному производству в отношении Леонтьева С.В. и переданное по акту передачи арестованного имущества на реализацию от 26.04.2014, перечислив их на депозитный счет отдела судебных приставов Новгородского и Батецкого районов УФССП России по Новгородской области (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Леонтьев Сергей Викторович и общество с ограниченной ответственностью "Аваль" (далее - ООО "Аваль).
Решением от 26 ноября 2014 года суд взыскал с Федерального агентства по управлению государственным имуществом за счет средств казны Российской Федерации 30 974 руб. 58 коп. В иске к ТУ Росимущества в Новгородской области отказал.
ТУ Росимущества в Новгородской области с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к следующему. Имущество передано на реализацию ООО "Аваль", следовательно, именно на данной организации лежит обязанность по возврату нереализованного имущества либо по перечислению денежных средств. ТУ Росимущества в Новгородской области предприняты все возможные действия по возврату переданного на реализацию арестованного имущества. Ситуация, при которой за неправомерные действия специализированной организации ответственность несет федеральный бюджет, не соответствует принципам законности и справедливости.
Стороны и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на исполнении в отделе судебных приставов Новгородского района находится исполнительное производство N 16734/12/21/53, возбужденное 18.06.2012 в отношении должника Леонтьева Сергея Викторовича о взыскании 41 610 руб. 33 коп. задолженности по кредитному договору (т.1, л.24-25).
В ходе исполнительного производства 29.08.2012 судебным приставом-исполнителем был наложен арест на имущество должника - автомобиль ЗИЛ 431610, 1992 г.в., голубого цвета, г.н. С567ВО53, номер двигателя 568 497, номер шасси 3238977. На основании отчета об оценке N 21/03 от 01.03.2013 судебным приставом-исполнителем 03.04.2013 было вынесено постановление об оценке вещи или имущественного права, согласно которому стоимость автомобиля составила 36 440 руб. 68 коп. (т.1, л.26-28).
В соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя от 03.04.2013 рыночная цена имущества - автомобиля ЗИЛ 431610, 1992 г.в., голубого цвета, г.н. С567ВО53, номер двигателя 568 497, номер шасси 3238977 установлена в размере 36 440 руб. 68 коп. (т.1, л.28).
В адрес ТУ Росимущества в Новгородской области направлена заявка на реализацию арестованного имущества от 10.04.2013 (т.1, л.30).
ТУ Росимущества в Новгородской области (заказчик) и ООО "Аваль" (исполнитель) заключен государственный контракт от 18.02.2013 N К13-1, в соответствии с условиями которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется на условиях, установленных контрактом, письменными поручениями и указаниями заказчика за вознаграждение совершать от его имени действия по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (т.1, л.10-23).
Согласно извещению ТУ Росимущества в Новгородской области от 22.04.2013 N 1592 реализация арестованного имущества поручена специализированной организации - ООО "Аваль" в соответствии с государственным контрактом от 18.02.2013 N К13-1 (т.1, л.32).
Арестованное имущество передано судебным приставом-исполнителем на реализацию представителю ООО "Аваль" по акту передачи арестованного имущества от 26.04.2013 (т.1, л.33).
В связи с истечением сроков реализации арестованного имущества истцом в адрес ТУ Росимущества в Новгородской области и ООО "Аваль" 13.11.2013 направлена претензия о необходимости возврата нереализованного имущества должника Леонтьева С.В. либо перечисления денежных средств в сумме 36 440 руб. 68 коп. на депозитный счет отдела судебных приставов Новгородского района (т.1, л.34-36).
Письмом от 13.12.2013 N 5231 ответчик известил истца о том, что денежные средства перечислить не может, поскольку договоры купли-продажи непосредственно заключались ООО "Аваль", деньги за приобретаемое арестованное имущество покупатели перечисляли на расчетный счет указанного юридического лица. Отчеты о реализации имущества ООО "Аваль" в соответствии с госконтрактом не представлены, в связи с чем ТУ Росимущества в Новгородской области поданы иски о расторжении государственного контракта с ООО "Аваль" и возврате имущества, переданного на реализацию, а также направлены обращения в УМВД по Новгородской области и в Прокуратуру Новгородской области (т.1, л.37-38).
Ссылаясь на то обстоятельство, что двухмесячный срок реализации имущества истек 27.06.2013, однако денежные средства за реализованное имущество службе судебных приставов не перечислены, нереализованное имущество не возвращено; утратой переданного на хранение и реализацию арестованного имущества в рамках исполнительного производства причинены убытки, УФССП России по Новгородской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая судебный акт об удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств перечисления ответчиком денежных средств от реализации арестованного имущества.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для применения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков истцом должны быть доказаны: факт причинения убытков и их размер; вина и противоправность действий (бездействия) ответчика; наличие причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим ущербом.
Привлечение лица к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков возможно только при доказанности всей совокупности вышеперечисленных условий, отсутствие хотя бы одного из элементов состава гражданского правонарушения исключает возможность привлечения к имущественной ответственности.
Согласно части 1 статьи 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), реализация имущества должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724, Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов России и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержден Приказом Федеральной службы судебных приставов N 347, Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07.2008 N 149 (далее - Порядок).
В соответствии со статьями 1064, 1069 ГК РФ, для квалификации состава деликтного правонарушения необходимо установить следующие признаки: наличие вреда; противоправность действий (бездействия) причинителя вреда; причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и вредом.
Согласно пункту 1.2 Порядка, реализацию арестованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и привлекаемые им физические и юридические лица, отобранные на конкурсной основе (далее - специализированные организации).
На основании пункта 2.3 Раздела 2 Порядка, судебный пристав-исполнитель передает по акту приема-передачи арестованное имущество для реализации, а Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (специализированные организации) принимает в течение семи рабочих дней после даты принятия решения.
В силу пункта 4.1 Раздела 4 Порядка, если арестованное имущество не реализовано в срок, установленный действующим законодательством, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (специализированные организации) обязано передать, а судебный пристав-исполнитель принять по акту передачи арестованное имущество (документы на имущество) в течение десяти рабочих дней с даты окончания срока реализации имущества должника (с приложенными оригиналами документов).
Согласно положениям пункта 5.4 Раздела 5 Порядка, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обеспечивает контроль за реализацией арестованного имущества должников; соблюдение положений Порядка; сохранность принятого на реализацию арестованного имущества.
В соответствии с положениями статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании пункта 3.1 Раздела 3 Порядка денежные средства, полученные от реализации арестованного имущества, перечисляются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (специализированными организациями) на соответствующий счет структурного подразделения (отдела) территориального органа Федеральной службы судебных приставов России не позднее пяти рабочих дней с даты их зачисления на счет Федерального агентства по управлению государственным имуществом (специализированной организации). Аналогичное положение содержится в статье 110 Закона об исполнительном производстве.
Если имущество должника не было реализовано Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (специализированными организациями) в течение одного месяца со дня передачи на реализацию на комиссионных началах или в случае признания первых торгов несостоявшимися, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (специализированные организации) не позднее одного дня с даты наступления указанного события уведомляет об этом судебного пристава-исполнителя (пункт 2.7 Порядка взаимодействия).
Из материалов дела следует, что ТУ Росимущества в Новгородской области (заказчик) и ООО "Аваль" (исполнитель) был заключен государственный контракт от 18.02.2013 N К13-1, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется на условиях, установленных контрактом, письменными поручениями и указаниями заказчика за вознаграждение совершать от его имени действия по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
Объем подлежащих оказанию услуг установлен пунктом 1.3 контракта, в число которых вошли такие обязанности, как заключение договора купли-продажи имущества с покупателем, обеспечение получения денежных средств от покупателя в установленные сроки, передача имущества и/или документов покупателю.
Судебный пристав-исполнитель проинформировал ТУ Росимущества по Новгородской области о готовности к реализации арестованного имущества на комиссионных началах (уведомление от 12.04.2013 N 197, т.1, л.31).
ТУ Росимущества в Новгородской области, в свою очередь, поручило ООО "Аваль" реализацию арестованного имущества.
Судебным приставом-исполнителем на основании акта от 26.04.2013 имущество передано на реализацию ООО "Аваль" (т.1, л.33).
Однако, по истечению срока, установленного статьей 87 Закона об исполнительном производстве, имущество не было возвращено судебному приставу-исполнителю, денежные средства от его реализации не перечислены.
ТУ Росимущества в Новгородской области 22.11.2013 предъявило в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области требования к ООО "Аваль" о расторжении контракта и возврате имущества, а в случае невозможности возврата имущества в натуре - денежных средств, составляющих стоимость имущества. Решением суда от 19.03.2014 по делу N А56-70843/2013 требования удовлетворены в полном объеме (т.2, л.9-11).
Неоднократные попытки ТУ Росимущества в Новгородской области связаться с ООО "Аваль" оказались безрезультативны. Все разумные сроки на возврат имущества истекли. Вышеизложенное дает основания полагать, что имущество утрачено.
Довод ТУ Росимущества в Новгородской области, что оно не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку имущество было передано на реализацию ООО "Аваль", которое и является лицом, ответственным за убытки, судом апелляционной инстанции отклоняется как несостоятельный.
Как верно указано судом первой инстанции, возложение ТУ Росимущества в Новгородской области обязанности по реализации имущества на специализированную организацию, недобросовестные действия которой повлекли за собой утрату арестованного имущества и невозможность его возврата должнику, не освобождает Росимущество и его территориальные органы от ответственности за его утрату.
Из материалов дела следует, что ненадлежащее исполнение ТУ Росимущества в Новгородской области предусмотренной законом обязанности по контролю за действиями поверенного ООО "Аваль" при хранении арестованного имущества повлекло его утрату.
Согласно статье 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Изъятие судебным приставом - исполнителем имущества у должника служит интересам взыскателя, поскольку является гарантией того, что от его реализации он получит денежные средства. Для должника изъятие у него имущества должно являться гарантией того, что его задолженность за счет вырученных средств от реализации перед кредиторами будет погашена.
Неисполнение ответчиком обязательств по перечислению денежных средств либо возврату нереализованного имущества препятствует УФССП России по Новгородской области исполнить свою государственную функцию.
Для реализации этой функции требуются денежные средства в размере стоимости утраченного имущества, что является убытками истца, поскольку поручение реализации арестованного имущества иным лицам не отменяет обязанность ответчика по обеспечению сохранности этого имущества, и, следовательно, не освобождает его от ответственности за его утрату.
В данном случае взыскание с казны Российской Федерации стоимости утраченного имущества является гарантией перед кредиторами и должниками выполнения судебным приставом - исполнителем задач, указанных в статье 2 Закона об исполнительном производстве.
С учетом вышеизложенных материалов дела и норм права, довод апеллянта о том, что на ООО "Аваль" лежит обязанность по возврату нереализованного имущества либо по перечислению денежных средств, и эта организация является надлежащим ответчиком по данному делу, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
Как следует из пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в суде от имени Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Таким образом, действующее законодательство возлагает ответственность за деликтное правонарушение на Российскую Федерацию в лице виновного главного распорядителя средств федерального бюджета.
Согласно пункту 5.47 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства, его территориальных органов и подведомственных учреждений.
Следовательно, судом первой инстанции правильно установлено, что ответственность несет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом как главный распорядитель средств федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что доводы апелляционной жалобы, приведенные в ее обоснование, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Апелляционная коллегия считает, что решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина ТУ Росимущества в Новгородской области в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 ноября 2014 года по делу N А44-139/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-139/2014
Истец: УФССП России по Новгородской области
Ответчик: ТУ Росимущества в Новгородской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: Иващенко Вера Алексеевна, Кудряшов Алексей Викторович, Леонтьев Сергей Викторович, ООО "Аваль", Судебный пристав-исполнитель ОСП Новгородского района УФССП России по Новгородской области Бойцова В. М, УФМС России по Новгородской области