28 июля 2015 г. |
Дело N А56-42600/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Савицкой И.Г.,
при участии от Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Приозерском районе Луценко Н.М. (доверенность от 15.01.2015), от открытого акционерного общества по переработке пластмасс "АЭЛИТА" Василенко Л.П. (доверенность от 06.08.2014),
рассмотрев 21.07.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Приозерском районе на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по делу N А56-42600/2014 (судьи Лопато И.Б., Семенова А.Б., Сомова Е.А.),
установил:
Открытое акционерное общество по переработке пластмасс "АЭЛИТА", место нахождения: 188730, Ленинградская область, Приозерский район, поселок Сосново, улица Озерная, дом 2, ИНН 4712000720, ОГРН 1024701648157 (далее - ОАО "АЭЛИТА", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Приозерском районе, место нахождения: 188760, Ленинградская область, город Приозерск, улица Калинина, дом 31 (далее - далее Отдел) от 10.04.2014 N 27. Заявление принято с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 13.10.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Апелляционный суд постановлением от 26.02.2015 данное решение отменил, предписание Отдела от 10.04.2014 N 27 признал недействительным и возложил на заинтересованное лицо расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
В кассационной жалобе Отдел, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие ее выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 26.02.2015.
В судебном заседании представитель Отдела поддержал изложенные в кассационной жалобе доводы, представитель Общества возражал против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность постановления апелляционной инстанции.
Законность постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 10.04.2014 Отделом проведена внеплановая проверка деятельности ОАО "АЭЛИТА" по месту его государственной регистрации.
В ходе проверки на производстве отобраны пробы игрушки музыкальный "Рожок" в целях проведения лабораторного исследования на предмет ее соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" (далее - ТР ТС 008/2011) по уровням эквивалентного и максимального шума (протокол взятия проб и образцов от 31.03.2014).
Согласно протоколу лабораторных исследований от 10.04.2014 N 2020 игрушка музыкальный "Рожок" не соответствует требованиям пункта 3.1 ТР ТС 008/2011, а именно, уровень эквивалентного шума превышен в 1,2 раза (76 дБа, при норме не более 65 дБа), уровень максимального шума превышен в 1,4 раза (103 дБа, при норме не более 75 дБа).
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 10.04.2014 N 27 о приостановлении производства и реализации данной игрушки. Обществу предписано отозвать игрушку из торговой сети, и в срок до 21.04.2014 представить в Отдел сведения об исполнении предписания.
Впоследствии на основании результатов лабораторных исследований ФБУЗ "ЦГиЭ в Ленинградской области" составлено экспертное заключение от 15.08.2014 N 31, согласно которому образец игрушки (протокол исследований от 10.04.2014 N 2020), был исследован на соответствие требованиям ГОСТа 25779-90 "Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля" с изменениями (далее ГОСТ 25779-90) и ТР ТС 008/2011 (пункт 3.2 статьи 4), на уровень звука в игрушке, установленным в приложении 2 к ТР ТС.
Согласно заключению эквивалентный уровень звука игрушки составил 76 дБА при допустимом уровне - для детей до 3 лет не более 60 дБА, для детей от 3 до 6 лет не более 65 дБА, для детей старше 6 лет не более 70 дБ А; максимальный уровень звука игрушки составил 103 дБА при допустимом уровне - для детей до 3 лет не более 70 дБА, для детей от 3 до 6 лет не более 75 дБА, для детей старше 6 лет не более 80 дБА.
Общество исполнило оспариваемое предписание, однако, не согласилось с ним и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный орган правомерно выдал Обществу предписание, поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что игрушка музыкальная "Рожок", производимая ОАО "АЭЛИТА", не соответствует требованиям гигиенической безопасности по уровню звука согласно ТР ТС 008/2011, ГОСТ 25779-90 и ТО 9630-001-03174870-2012 "Игрушки из пластмасс".
Апелляционный суд, установив на основании свидетельских показаний, что испытание игрушки производилось "взрослым человеком", счел представленные в материалы дела протоколы и экспертное заключение ненадлежащими доказательствами, и отменил решение суда первой инстанции, посчитав недоказанным наличие у Отдела оснований для выдачи заявителю оспариваемого предписания.
Заслушав пояснения представителе сторон, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционной инстанции отмене или изменению не подлежит.
Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798 (далее - Решение N798) утвержден ТР ТС 008/2011. Настоящий технический регламент Таможенного союза разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010.
В силу части 1 статьи 1 ТР ТС 008/2011 данный регламент распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза игрушки, ранее не находившиеся в эксплуатации.
В соответствии с пунктом 3.1 Решения N 798 ТР ТС 008/2011 вступил в силу с 01.07.2012.
Игрушки по органолептическим показателям гигиенической безопасности должны соответствовать требованиям, установленным в приложении 2 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза (пункт 3.1 статьи 4 ТР ТС 008/2011).
Пунктом 3.1 Приложения 2 к ТР ТС 008/2011 установлено, что эквивалентный уровень звука игрушек, кроме игрушек-моделей для спортивных игр, должен быть: для детей до 3 лет - не более 60 дБА; для детей от 3 до 6 лет - не более 65 дБА; для детей старше 6 лет - не более 70 дБА.
Согласно пункту 2 статьи 5 ТР ТС 008/2011 методы исследований (испытаний) игрушек устанавливаются в стандартах, включенных в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.
Согласно пунктам 12, 23 и 47 Перечня стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований ТР ТС 008/2011 и осуществления оценки подтверждения, соответствия продукции, утвержденному Решением N 798, к пункту 3.1 статьи 4 ТР ТС 008/2011 и приложению 2 к ТР ТС 008/2011, применяются следующие стандарты: ГОСТ 25779-90, изменение от 01.06.1992 N 1, изменение от 01.06.2002 N 2; ГОСТ Р 53906-2010 "Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства" (далее - ГОСТ 53906-10); Санитарные правила и нормы 2.4.7.14-34-2003 "Игрушки и игры. Гигиенические требования безопасности. Методы контроля. Требования к производству и реализации"; МУК 4.1/4.3.2038-05 "Санитарно-эпидемиологическая оценка игрушек" (далее - Методические указания).
Между тем, согласно подразделу 4.21 "Требования к акустическим характеристикам" ГОСТа 53906-2010 требования настоящего подраздела не распространяются в том числе на игрушки, громкость звука которых определяется силой вдувания воздуха ребенком (свистки, игрушечные духовые инструменты - трубы, флейты и т.п.). В Методических указаниях отсутствует методика определения уровня звука, извлекаемого из игрушки посредством вдувания воздуха. В соответствии с пунктом 2.26.1 ГОСТа 25779-90 уровень звука для настроенных музыкальных игрушек, духовых и ударных инструментов не определяется.
Таким образом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, на настоящий момент отсутствуют методики определения уровня звука игрушек, относящихся к разряду музыкальных духовых игрушек, громкость звука которых определяется силой вдувания воздуха ребенком (свистки, игрушечные духовые инструменты и т.д.).
Учитывая данный вывод, апелляционный суд при оценке экспертного заключения от 15.08.2014 N 31 и протокола лабораторных исследований от 10.04.2014 N 2020, правомерно счел примененную методику (вдувание воздуха взрослым человеком) нормативно необоснованной и не адекватной (громкость звука определяется силой вдувания воздуха ребенком).
В отсутствие повторного исследования игрушки апелляционный суд обосновано отклонил как надлежащее доказательство и протокол N 3777/1.
В отсутствие надлежащих доказательств, подтверждающих наличие законных оснований для вынесения оспариваемого предписания, суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявление Общества.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов апелляционного суда и не свидетельствуют о нарушении им норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по делу N А56-42600/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Приозерском районе - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.