18 августа 2015 г. |
Дело N А05-13074/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Серовой В.К., Старченковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.01.2015 (судья Бекарова Е.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2015 (судьи Моисеева И.Н., Рогатенко Л.Н., Тарасова О.А.) по делу N А05-13074/2014,
установил:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (место нахождения: г. Архангельск, пр.Троицкий, д. 49, ОГРН 1042900022626; ИНН 2901127253, далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Волошевская общеобразовательная средняя школа" (место нахождения: Архангельская область, Плесецкий р-н, пос. Поча, ул. Школьная, д.77, ОГРН 1022901466873; ИНН 2920004793; далее - Учреждение) о признании недействительным (ничтожным) договора от 26.12.2012 N 120-Т о возмещении убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, с момента заключения и о применении последствий недействительности сделки в виде взыскания с ответчика в пользу истца перечисленной во исполнение договора субсидии в размере 20 822 руб. 80 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Плесецкий муниципальный район" (место нахождения: Архангельская обл., пос. Плесецк, ул. Ленина, д. 33, ОГРН 1022901466565; ИНН 2920000132; далее - Муниципальное образование).
Решением от 20.01.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.05.2015, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить решение от 20.01.2015 и постановление апелляционной инстанции от 15.05.2015, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
Привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Министерством и Учреждением заключен договор от 26.12.2012 N 120-Т на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения.
Во исполнение пункта 3.1 договора Министерство приняло по акту приема-передачи у Муниципального образования кредиторскую задолженность перед ответчиком за 2012 год по состоянию на 01.01.2013 в размере 3 571 руб. 09 коп.
Всего в 2013 году Учреждением получено субсидий от Министерства на сумму 20 822 руб. 80 коп., включая кредиторскую задолженность 2012 года.
Министерство, полагая, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) муниципальные бюджетные учреждения не вправе получать денежные средства в виде субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, равно как и заключать договоры с органами государственной власти Архангельской области на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Автономные, бюджетные и казенные учреждения являются типами государственных и муниципальных учреждений (статья 9.1 названного Закона).
В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации в силу статьи 78.1 БК РФ бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания предусматриваются субсидии, которые могут предоставляться также и на другие цели.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с данной нормой из бюджетов разного уровня устанавливаются органами власти.
Порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели государственным учреждениям Архангельской области определен постановлением N 369-пп. Согласно данному порядку субсидии могут предоставляться государственным учреждениям на осуществление иных целей, помимо установленных порядком, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели в областном законе об областном бюджете.
Аналогичным образом регулируется и порядок предоставления субсидий муниципальным (федеральным) бюджетным и автономным учреждениям в целях возмещения выпадающих (недополученных) доходов, возникших вследствие установления потребительских тарифов (цен) ниже уровня экономически обоснованных.
Довод подателя жалобы о том, что установленный порядок исключал возможность заключения соответствующих договоров на предоставление субсидий государственным (муниципальным) учреждениям на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, правомерно отклонен судом.
В преамбуле порядка (абзац введен законом Архангельской области от 18.03.2013 N 645-38-ОЗ) указано, что для целей настоящего порядка под субсидиями государственным (муниципальным) учреждениям понимаются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
Договор от 26.12.2012 N 120-Т заключен не во исполнение обязательств по финансовому обеспечению государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, поскольку его предметом является взаимодействие сторон, направленное на предоставление субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на нужды теплоснабжения населения и потребителей, приравненных к населению.
При таких обстоятельствах основания для признания договора о предоставлении субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на нужды энергоснабжения населения и приравненных к нему потребителей, недействительным, равно как и для применения последствий недействительности сделки, по мнению кассационной инстанции, по смыслу статей 166, 167 ГК РФ отсутствуют.
Таким образом, кассационная инстанция, считая правильным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных Министерством требований и не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.01.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2015 по делу N А05-13074/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.