25 августа 2015 г. |
Дело N А56-36552/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Стеллит" Маковской И.В. (доверенность от 17.08.2015), от Комитета по строительству Мануйловой О.П. (доверенность от 12.01.2015), Синявского М.В. (доверенность от 12.01.2015), от правительства Санкт-Петербурга Хасаншина Д.М. (доверенность от 12.01.2015), Мануйловой О.П. (доверенность от 12.01.2015), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Савватеевой Д.Ю. (доверенность от 19.05.2015),
рассмотрев 19.08.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стеллит" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2014 (судья Рогова Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 (судьи Полубехина Н.С., Жиляева Е.В., Кашина Т.А.) по делу N А56-36552/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стеллит", место нахождения: 194355, Санкт-Петербург, ул. Композиторов, д. 11, корп. 1, кв. 44, ОГРН 1037851042240, ИНН 7826120456 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу земельного участка площадью 5430 кв. м с кадастровым номером 78:36:5318:3, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кубанская ул., участок 1 (севернее д. 4, лит. А, по Костромскому пр.), для строительства многоэтажного паркинга, а также об обязании Правительства принять соответствующее решение путем издания постановления о предоставлении заявителю указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство и Комитет по строительству Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342 (далее - Комитет по строительству), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 7801267400 (далее - Управление Росреестра), Комитет по управлению городским имуществом, место нахождения: 191060, Смольный проезд, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - КУГИ), Санкт-Петербургское государственное унитарное производственное ремонтно-эксплуатационное предприятие "Прогресс", место нахождения: 194156, Санкт-Петербург, Костромской пр., д. 4, ОГРН 1037804016370, ИНН 7802067884 (далее - Предприятие), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078 Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, в лице филиала по Санкт-Петербургу.
Решением от 22.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.04.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель жалобы, суды не учли, что проект планировки и межевания территории утвержден Правительством после выдачи акта о выборе земельного участка; наличие временных нежилых строений на указанном земельном участке, а также действующего договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:36:5318:2001 не может служить препятствием для предоставления спорного участка заявителю. Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство о принятии к рассмотрению требования о признании недействительным постановления Правительства от 07.02.2014 N 65 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Удельным пр., Кубанской ул., Костромским пр., в Выборгском районе" (далее - Проект планировки).
В отзыве на кассационную жалобу Правительство и Комитет по строительству просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании до начала рассмотрения кассационной жалобы по существу представитель Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) заявил ходатайство о замене КУГИ на Комитет в связи с его переименованием и реорганизацией.
Так как переименование и реорганизация КУГИ в форме присоединения к нему другого юридического лица подтверждаются представленными в материалы дела документами, суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 48 АПК РФ заменил КУГИ на Комитет (место нахождения, ОГРН и ИНН те же).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Комитета по строительству, Правительства и Комитета - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Остальные лица, участвующие в деле, о дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили, поэтому жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Общества о предоставлении ему земельного участка площадью 5430 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кубанская ул., участок 1 (севернее д. 4, лит. А, по Костромскому пр.), для строительства Правительство приняло постановление от 26.05.2009 N 594, которым разрешило Обществу провести изыскательские работы на земельном участке с кадастровым номером 78:36:5318:1 в целях определения возможности проектирования и строительства многоэтажного паркинга.
КУГИ (арендодатель) и Общество (арендатор) 27.06.2009 заключили договор N 02/ЗКИ-07447 аренды упомянутого земельного участка, предоставляемого для проведения изыскательских работ.
Комитет по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) распоряжением от 06.04.2010 N 54-р утвердил проект границ спорного земельного участка, а распоряжением от 21.05.2010 N 1651 - акт о выборе этого земельного участка для строительства.
В акте указано, что выбор земельного участка выполнен на основании инженерно-градостроительной документации, представленной в соответствии с действовавшим в указанный период Положением о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, утвержденным постановлением Правительства от 21.09.2004 N 1592. В составе данной документации представлены заключения КГА от 11.05.2010 N 1-1-24722/5, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (далее - Комитет по энергетике) от 24.11.2009 N 829, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) от 19.02.2010 N 2-711-1, Управления благоустройства и садово-паркового хозяйства от 28.04.2010 N 78.01.02.000.Т.001043.04.10, распоряжение КГА от 06.04.2010 N 54-пр.
После утверждения акта о выборе испрашиваемый земельный участок 11.10.2011 поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 78:36:5318:3.
Общество 03.04.2013 обратилось в Комитет по строительству, осуществляющий в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813, подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства, с заявлением о предоставлении спорного участка для строительства многоэтажного паркинга и подготовке проекта соответствующего постановления Правительства. Вместе с заявлением Общество представило заключения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от 27.09.2012 N 61209/к, КУГИ от 12.11.2012 N 31727-32, КГИОП от 14.06.2012 N 2-5383-1, заключение Комитета по энергетике от 14.03.2013 N 84, сведения Управления Росреестра от 22.10.2012 N 39/040/2012-1749, 23.07.2012 N 39/002/2012-228, 39/002/2012-229, 10.07.2012 N 39/003/2012-64, кадастровый паспорт от 11.10.2011 N 1075, отчет об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости от 15.02.2013 N 144-ЗУ/2012, заключение Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (далее - ГУП ГУИОН) от 13.03.2013 N 31-2-1041/2012.
В ответ на обращение Общества от 10.09.2013 N 247 Комитет по строительству письмом от 16.10.2013 N 1406910/13-2 уведомил Общество о том, что вопрос о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка рассмотрен и отложен для доработки, после доработки проект будет повторно представлен на рассмотрение, о результатах рассмотрения Обществу будет сообщено дополнительно.
Общество, полагая бездействие заинтересованных лиц, выразившееся в непринятии решения о предоставлении испрашиваемого участка для строительства, незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Комитет по строительству в письме от 09.06.2014 N 14-10584/14, направленном в адрес Общества в ответ на обращение от 23.05.2014 N 63 и полученном Обществом 17.06.2014 (после подачи в суд настоящего заявления) сообщил о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утвержден Проект планировки.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что на территории испрашиваемого земельного участка расположены объекты, обладающие признаками недвижимости, границы указанного земельного участка налагаются на границы участка с кадастровым номером 78:36:5318:2001, предоставленного в аренду Предприятию, и в отношении спорного земельного участка утвержден Проект планировки, со ссылкой на статьи 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) отказали в удовлетворении заявленных требований.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта был установлен пунктом 5 названной статьи, согласно которому принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ, предшествует выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта и выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 78:36:0005318:3 расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 78:36:5318:2001, который поставлен на кадастровый учет 16.01.2001 и имеет статус ранее учтенного. По договору от 01.02.2000 N 02-ЗК-02886, заключенному между КУГИ и Предприятием, земельный участок с кадастровым номером 78:36:5318:2001 предоставлен последнему в аренду для размещения трех двухэтажных зданий (административной, аварийно-диспетчерской и ремонтно-строительной служб) и крытой автостоянки транспорта. Указанный договор является действующим, право аренды Предприятия зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
Согласно пункту 1 статьи 11.4 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 названной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. Пунктом 6 этой же статьи предусмотрено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В силу пункта 4 статьи 11.8 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 78:36:0005318:2 площадью 2258 кв. м, сведения об этом участке носят временный характер, в результате его образования подлежит снятию с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 78:36:5318:2001. Однако до настоящего времени в договор аренды не внесены изменения в части предмета, а права на участок с кадастровым номером 78:36:0005318:2 в ЕГРП не зарегистрированы.
Ссылка подателя жалобы на то, что КУГИ сообщал Обществу о возможности расторжения договора аренды от 01.02.2000 N 02-ЗК-02886, правового значения не имеет, поскольку до настоящего времени договор не расторгнут.
Согласно заключениям ГУП ГУИОН от 13.07.2010 и 03.10.2014 объекты, расположенные на спорном земельном участке, относятся к первой и второй группам капитальности, построены в 1960 и 1995 годах. Указанные объекты Обществу не принадлежат. Судебные акты о признании их самовольными постройками в материалы дела не представлены.
Нарушений процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод судов о том, что земельный участок не может быть предоставлен в аренду для строительства, и правомерным отказ в удовлетворении заявления Общества.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 по делу N А56-36552/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стеллит" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.