26 августа 2015 г. |
Дело N А21-7189/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Кудина А.Г. и Подвального И.О.,
рассмотрев 24.08.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.12.2014 (судья Иванов С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015 (судьи Есипова О.И., Зотеева Л.В., Толкунов В.М.) по делу N А21-7189/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "МОСИНЖСТРОЙ" (место нахождения: 123104, Москва, Малая Бронная улица, дом 15Б, ОГРН 1027739010661, ИНН 7703014137; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (место нахождения: 236006, город Калининград, Барнаульская улица, дом 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090; далее - Управление) от 07.07.2014 N РНП-39-47.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию муниципального образования "Черняховское городское поселение" (место нахождения: 238151, Калининградская область, город Черняховск, улица Калинина, дом 7, ОГРН 1093914000146, ИНН 3914121395; далее - Администрация МО), Администрацию муниципального образования "Черняховский муниципальный район" (место нахождения: 238151, Калининградская область, город Черняховск, улица Калинина, дом 7, ОГРН 1023902148764, ИНН 3914003313; далее - Администрация) и муниципальное бюджетное учреждение "Служба заказчика-застройщика" (место нахождения: 238151, Калининградская область, город Черняховск, улица Калинина, дом 8, ОГРН 1103926014103, ИНН 3914800301; далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 22.12.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015, заявление Общества удовлетворено частично, признаны недействительными пункты 2 и 3 оспариваемого решения о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков и дате включения в реестр этих сведений, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить судебные акты в части удовлетворенных требований и принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, которым, по мнению подателя жалобы, судами двух инстанций не дана надлежащая оценка в их совокупности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что на официальном сайте в сети интернет Администрация разместила извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по объекту: "Строительство общегородских канализационных очистных сооружений производительностью 25 000 куб.м в сутки в городе Черняховске по Калининградской улице".
Согласно протоколу подведения итогов указанного аукциона от 26.07.2012 N 0135200000512000421/2 аукцион признан несостоявшимся.
15.08.2012 Администрация (муниципальный заказчик), Общество (подрядчик), Администрация МО (выгодоприобретатель) и Учреждение (заказчик-застройщик) заключили муниципальный контракт N 2012.19721 на выполнение работ по объекту: "Строительство общегородских канализационных очистных сооружений производительностью 25 000 куб.м в сутки в городе Черняховске по улице Калининградской".
27.05.2014 Общество получило уведомление (извещение) Администрации об одностороннем отказе от исполнения названного контракта.
02.06.2014 Администрация обратилась в антимонопольный орган с заявлением о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков, по результатам рассмотрения которого Управлением вынесено решение от 07.07.2014 N РНП-39-47.
Согласно пункту 1 названного решения действия заказчика признаны соответствующими требованиям статьи 19.2 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и части 4 статьи 104 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а сведения об Обществе включены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, датой включения в реестр недобросовестных поставщиков определена дата опубликования таких сведений на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации и размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (пункты 2 и 3).
Общество оспорило решение Управления в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили заявление в части признания недействительными пунктов 2 и 3 оспариваемого решения, сделав вывод об отсутствии у Управления оснований для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом N 44-ФЗ предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков.
В силу части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, реестр недобросовестных поставщиков ведет Федеральная антимонопольная служба в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5.7 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, антимонопольный орган имеет право в пределах компетенции территориального органа принимать решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 25.11.2013 N 1062 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1062).
Согласно пункту 8 Правил N 1062 в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ. Срок осуществления уполномоченным органом проверки представленной информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 названных Правил, установлен пунктом 11 Правил N 1062.
Согласно пункту 12 Правил N 1062 рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 названных Правил. По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил N 1062, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Уполномоченный орган включает информацию о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренную частью 3 статьи 104 N 44-ФЗ, в реестр в течение трех рабочих дней с даты вынесения решения о включении информации о таком лице в реестр. Указанная информация образует реестровую запись, которая подписывается представителем уполномоченного органа, имеющим соответствующие полномочия, с использованием электронной подписи (пункт 13 Правил N 1062).
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что контракт от 15.08.2012 N 2012.19721 расторгнут на основании пункта 10.2, который предусматривает возможность муниципального заказчика в любое время в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, оплатив генеральному подрядчику стоимость фактически выполненных работ.
Из уведомления Администрации от 27.05.2014 следует, что генеральный подрядчик надлежащим образом выполнил работы на объекте на сумму 502 723 315 руб. 71 коп., что подтверждается подписанными сторонами актами о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, генеральный подрядчик передал муниципальному заказчику, заказчику-застройщику, выгодоприобретателю в полном объеме исполнительную, техническую, документацию на выполненные работы, в том числе схемы расположения и каталоги координат и высот геодезических знаков, а также проектную, сметную и иную документацию. Последние не имеют претензий к генеральному подрядчику по составу и объему переданной документации, по срокам выполнения работ (пункты 2.1-2.3 уведомления).
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, судебные инстанции установили, что Общество от заключения контракта не уклонялось, контракт по решению суда не расторгнут, в уведомлении от 27.05.2014 не содержится указаний на какие-либо нарушения Обществом условий контракта, в связи с чем пришли к обоснованному выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении Обществом принятых на себя обязанностей по муниципальному контракту от 15.08.2012 N 2012.19721 или о существенном нарушении его условий.
При таких обстоятельствах судебные инстанции сделали законный и обоснованный вывод о том, что у антимонопольного органа отсутствовали правовые и фактические основания для принятия решения о включении сведений о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.12.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2015 по делу N А21-7189/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, реестр недобросовестных поставщиков ведет Федеральная антимонопольная служба в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5.7 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, антимонопольный орган имеет право в пределах компетенции территориального органа принимать решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
...
Согласно пункту 8 Правил N 1062 в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ. Срок осуществления уполномоченным органом проверки представленной информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 названных Правил, установлен пунктом 11 Правил N 1062."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 августа 2015 г. N Ф07-5523/15 по делу N А21-7189/2014