03 сентября 2015 г. |
Дело N А42-7630/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Любченко И.С.,
судей Алешкевича О.А. и Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 31.08.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.01.2015 (судья Ярец Н.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Дмитриева И.А.) по делу N А42-7630/2014,
установил:
Управление Федеральной Службы судебных приставов по Мурманской области (место нахождения: 183038, город Мурманск, улица Карла Либкнехта, дом 46, корпус 2, ОГРН 1045100220274, ИНН 5190132481; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (место нахождения: 109012, Москва, Никольский переулок, дом 9, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134; далее - Агентство) о понуждении к перечислению из средств казны Российской Федерации на депозитный счет отдела судебных приставов стоимости утраченного имущества в размере 262 456 руб.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (место нахождения: 183038, город Мурманск, Пушкинская улица, дом 12, ОГРН 1105190003049, ИНН 5190915348; далее - ТУ Агентства), общество с ограниченной ответственностью "Стройсити" (место нахождения: 183038, город Мурманск, улица Челюскинцев, дом 30А, ОГРН 1075190023941, ИНН 5190176697; далее - ООО "Стройсити") и общество с ограниченной ответственностью "Вираж" (место нахождения: 184420, Мурманская область, поселок городского типа Никель, улица Бредова, дом 14, офис 29, ОГРН 1065109003068, ИНН 5109003175; далее - ООО "Вираж").
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 22.01.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015, требования Управления удовлетворены.
В кассационной жалобе ТУ Агентства просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. По мнению подателя жалобы, Агентство не может быть признано ответственным лицом по заявленным Управлением исковым требованиям исходя из положений статей 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Печенгского района Управления (далее - судебный пристав-исполнитель) от 06.09.2011 в отношении ООО "Вираж" (должник), возбуждено исполнительное производство N 7342/11/10/51.
В рамках названного исполнительного производства на реализацию на комиссионных началах в ТУ Агентства передано имущество должника, арестованное на основании акта о наложении ареста (описи имущества) от 06.10.2011 на общую сумму 428 704 руб.
27.12.2011 ТУ Агентства поручило реализацию указанного имущества ООО "Стройсити", действующему в рамках договора на оказание услуг по реализации имущества от 03.10.2011 N 25/11-А. 10.01.2012 ТУ Агентства и ООО "Стройсити" заключили новый договор на оказание услуг по реализации имущества N 05/12-А.
Судебный пристав-исполнитель на основании акта передачи арестованного имущества на реализацию от 01.02.2012 передал спорное имущество ООО "Стройсити", которое направило в адрес судебного пристава-исполнителя письмо от 01.03.2012 N 29 о необходимости снижения цены имущества на 15% в связи с его нереализацией в течение месяца с даты передачи на реализацию.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 26.03.2012 цена имущества снижена на 15% и составила 364 398 руб. 40 коп.
В связи с повторной нереализацией имущества ООО "Стройсити" и судебный пристав-исполнитель 27.04.2012 подписали акт передачи (возврата) арестованного имущества без проверки его фактического наличия и сохранности. При этом часть переданного ООО "Стройсити" имущества утрачена ввиду его реализации директором должника - Бобровым С.И.
Судебным приставом-исполнителем в актах проверки арестованного имущества от 07.06.2012 и 30.06.2012, при этом имущество на сумму 262 456 руб. не обнаружено.
Следственным отделом по г.Заполярный следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Мурманской области по факту утраты имущества проведена проверка действий должностных лиц отдела судебных приставов Печенгского района, по результатам проведения которой следователем 26.12.2012 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении судебного пристава-исполнителя, установлены обстоятельства, свидетельствующие о незаконных действиях директора ООО "Стройсити" Пискунова В.М. в отношении переданного на реализацию имущества, а также директора ООО "Вираж" Боброва С.И., в результате которых последними фактически утрачена (реализована) часть имущества.
Впоследствии Управление направило ТУ Агентства письмо от 03.10.2013 N 12/02/13560 с требованием перечислить на депозитный счет отдела судебных приставов Печенгского района денежные средства в счет утраченного арестованного имущества ООО "Вираж" для перечисления их взыскателю по исполнительному производству.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 20.06.2014 по делу N А42-869/2014 с ООО "Стройсити" в пользу ТУ Агентства взыскано 262 456 руб. убытков.
В целях восстановления прав и законных интересов взыскателей по исполнительному производству Управление 08.08.2014 обратилось с претензией к ТУ Агентства о перечислении взысканных по делу N А42-869/2014 денежных средств в сумме 262 456 руб. на депозитный счет отдела судебных приставов Печенгского района.
Исходя из положений статей 15, 16 и 1069 ГК РФ Управление обратилось в арбитражный суд с вышеназванными исковыми требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций заявление удовлетворили, сделав вывод, что утрата арестованного имущества препятствует осуществлению должностными лицами службы судебных приставов государственной функции по исполнению судебных актов о взыскании в пользу взыскателей денежных средств за счет стоимости арестованного имущества должников.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц регулируются Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), согласно которому функции по принудительному исполнению возложены на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы, непосредственное осуществление этих функций - на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии со статьями 84, 87 и 89 Закона N 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе арестовывать и изымать имущество должника с целью его дальнейшей реализации путем продажи на торгах.
Средства от продажи такого имущества поступают во временное распоряжение структурных подразделений службы судебных приставов и зачисляются для их учета на лицевой (депозитный) счет соответствующего подразделения (статья 10 Закона N 229-ФЗ; приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 25.01.2008 N 11/15н).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочих функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
Приказом Федеральной службы судебных приставов от 25.07.2008 N 347 и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07.2008 N 149 утвержден Порядок взаимодействия названных государственных органов по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (далее - Порядок взаимодействия), в котором согласованы права и обязанности по этим вопросам.
При этом в названном Порядке предусмотрена обязанность Агентства обеспечить сохранность переданного на реализацию арестованного имущества, а также в установленные сроки перечислить структурным подразделениям службы судебных приставов денежные средства, вырученные от продажи имущества, либо возвратить нереализованное имущество судебным приставам-исполнителям. Аналогичная обязанность по обеспечению перечисления в установленном порядке денежных средств, полученных в результате реализации указанного имущества, закреплена в пункте 5.33 Положения.
Агентство вправе привлекать на конкурсной основе физических и юридических лиц для реализации в установленном порядке арестованного имущества, что не отменяет его обязанности по обеспечению сохранности имущества, осуществлению уплаты вырученных от его продажи денежных средств или возврату этого имущества судебным приставам-исполнителям.
Учитывая, что невыполнение Агентством названных обязанностей препятствует службе судебных приставов в осуществлении государственной функции по принудительному исполнению судебных актов, создает потенциальную угрозу для взыскания убытков со службы судебных приставов, последняя вправе требовать надлежащего исполнения предусмотренных Положением обязанностей по перечислению денежных средств в установленном порядке за переданное на реализацию имущество.
В силу пункта 2.5 Порядка взаимодействия реализация арестованного имущества осуществляется в срок, установленный законодательством Российской Федерации. Такой срок установлен в пунктах 10 и 11 статьи 87 Закона N 229-ФЗ и не может превышать двух месяцев со дня передачи имущества на реализацию.
Из пункта 3.1 Порядка взаимодействия следует, что денежные средства, полученные от реализации арестованного имущества, перечисляются Агентством (специализированными организациями) на соответствующий счет структурного подразделения (отдела) территориального органа Федеральной службы судебных приставов не позднее пяти рабочих дней с даты их зачисления на счет Агентства (специализированной организации).
Согласно пункту 4.1 Порядка взаимодействия, если арестованное имущество не реализовано в срок, установленный действующим законодательством, Агентство (специализированная организация) обязано передать, а судебный пристав-исполнитель обязан принять по акту передачи арестованное имущество (документы на имущество) в течение десяти рабочих дней с даты окончания срока реализации имущества должника (с приложенными оригиналами документов).
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что доказательства исполнения ТУ Агентства обязанности по перечислению истцу денежных средств от реализации имущества либо по возврату нереализованного имущества в установленные Порядком взаимодействия сроки, в ходе судебного разбирательства не представлены.
Суды верно указали, что возложение ТУ Агентства обязанности по реализации имущества на ООО "Стройсити", недобросовестные действия которого повлекли за собой невозможность перечисления на счет Управления денежных средств, полученных от реализации арестованного имущества, не освобождает Агентство и его территориальные органы от ответственности за его утрату.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.01.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по делу N А42-7630/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.