10 сентября 2015 г. |
Дело N А21-5604/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кудина А.Г., Самсоновой Л.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ВОСК" Захарова А.С. (доверенность от 04.08.2015) и Кириленко С.С. (доверенность от 04.08.2015),
рассмотрев 09.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.12.2014 (судья Лобанова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 (судьи Барканова Я.В., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А21-5604/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВОСК", место нахождения: 193230, Санкт-Петербург, пер. Челиева, д. 13, лит. "Б", пом. 6, ОГРН 1027809174788, ИНН 7825481763 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании Общества добросовестным приобретателем транспортного средства Volvo FH 16.610, 2004 года выпуска, идентификационный номер (VIN) YV2А8А2С34А584555, цвет красный, и об обязании МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области поставить на регистрационный учет названное транспортное средство.
Определением суда от 30.09.2014 по ходатайству Общества произведена замена ответчика - МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области на Управление Министерства внутренних дел России по Калининградской области, место нахождения: 236000, Калининград, Советский пр., д. 7, ОГРН 1023900590581, ИНН 3904020768 (далее - Управление).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Гамма трейд", место нахождения: 236022, Калининград, пр. Мира, д. 98, оф. 2, ОГРН 1133926017500, ИНН 3906294242 (далее - ООО "Гамма Трейд").
При рассмотрении дела судом первой инстанции Общество заявило об отказе от требования о признании его добросовестным приобретателем указанного выше транспортного средства и просило обязать Управление отменить аннулирование регистрации данного транспортного средства и поставить указанное транспортное средство на регистрационный учет с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков.
Уточнение принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 26.12.2014 заявление Общества удовлетворено, суд обязал Управление отменить аннулирование регистрации транспортного средства и поставить его на регистрационный учет с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков.
Дополнительным решением от 26.01.2015 в связи с отказом заявителя от требования о признании Общества добросовестным приобретателем транспортного средства производство по делу в этой части требования прекращено.
Постановлением апелляционного суда от 21.05.2015 решение от 26.12.2015 с учетом дополнительного решения от 26.01.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 26.12.2014 и постановление от 21.05.2015 в полном объеме и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления Общества. При этом Управление фактически обжалует названные судебные акты только в части удовлетворенного требования заявителя. По мнению подателя жалобы, действий Управления законны и соответствуют пунктам 3 и 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств".
Управление и третье лицо о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.12.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 в части оставления без изменения решения Арбитражного суда Калининградской области от 26.12.2014 подлежат отмене, а в удовлетворении заявленных требований Обществу следует отказать в связи с нарушением судами норм материального права.
Как видно из материалов дела, по договору купли-продажи от 11.10.2013 N 2013/11/10/01, заключенному с ООО "Гамма трейд" (продавцом), Общество приобрело в собственность автомобиль Volvo FH 16.610, 2004 года выпуска, идентификационный номер (VIN) YV2А8А2С34А584555, красного цвета, по цене 1 900 000 руб.
Транспортное средство передано покупателю по акту приема-передачи от 29.10.2013, оплата произведена.
МРЭО ГИБДД УМВД по Калининградской области 19.11.2013 выдал свидетельство о регистрации транспортного средства серия 3913 N 042779, регистрационный знак Р022ОВ39, что зафиксировано в паспорте транспортного средства 39 НК 265474.
В дальнейшем (22.03.2014) сотрудниками ГИБДД у водителя названного транспортного средства были изъяты регистрационный номер и свидетельство о регистрации транспортного средства, о чем составлен протокол изъятия от 22.03.2014, в адрес Общества направлено уведомление о признании недействительной регистрации указанного транспортного средства и снятии его с государственного регистрационного учета в связи с аннулированием регистрации.
Общество, не согласившись с действиями Управления, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив материалы дела и посчитав Общество добросовестным приобретателем транспортного средства, удовлетворил заявленные требования об обязании Управления отменить аннулирование регистрации транспортного средства; поставить на регистрационный учет данное транспортное средство с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков.
Дополнительным решением производство по делу в части требований о признании Общества добросовестным приобретателем транспортного средства прекращено.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение (с учетом дополнительного решения) без изменения.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, полагает, что обжалуемые судебные акты в части удовлетворения заявления Общества подлежат отмене в связи с нарушением судами норм материального права.
В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 1 статьи 15 названного Закона). Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается (пункт 3 статьи 15 названного Закона).
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в частности, по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 51 Правил при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск. Прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности).
В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений (абзац 6 пункта 51 Правил).
Согласно пункта 13 Правил восстановление регистрации транспортных средств, производится, в том числе "в отношении транспортных средств, регистрация которых прекращена (аннулирована) при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 названных Правил - в случае устранения причин, явившихся основанием для прекращения (аннулирования) регистрации".
Приказом МВД России N 496, Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации N 192, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации N 134 (с изменениями и дополнениями) 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, которым предусмотрено:
(пункт 9) "наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении";
(пункт 22) "текст, вносимый в бланки паспортов, должен быть воспроизведен разборчиво, наименования юридических лиц, фамилии, имена и отчества граждан не должны содержать сокращений, так же как адреса юридических лиц и места жительства физических лиц. При недостатке выделенного поля должны использоваться общепринятые сокращения.
При отсутствии значений каких-либо реквизитов или при невозможности их установить в соответствующих полях делается запись "отсутствует" или "не установлено". Внесение не предусмотренных настоящим Положением записей, знаков или символов в паспорта либо оставление значений реквизитов незаполненными не допускается;
(пункт 50.2) "при совершении в установленном порядке сделок, направленных на отчуждение и приобретение права собственности на транспортные средства:
в строках "Наименование (ф.и.о.) собственника", "Адрес", указываются данные нового собственника, который приобрел право собственности на транспортное средство;
в строке "Дата продажи (передачи)" указывается число, месяц и год совершения сделки, направленной на отчуждение и приобретение права собственности на транспортное средство;
в строке "Документ на право собственности" указывается наименование документа, подтверждающего право собственности на транспортное средство, его номер (если имеется) и дата составления;
в строке "Подпись прежнего собственника" проставляется подпись прежнего собственника транспортного средства, а в строке "Подпись настоящего собственника" - подпись нового собственника.
В случаях, когда сделки, направленные на отчуждение и приобретение права собственности на транспортные средства, совершались с участием юридических лиц или предпринимателей, являющихся продавцами и (или) покупателями транспортных средств, заполненные строки заверяются оттисками их печатей.
При оценке обоснованности доводов Управления суды исходили из правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2011 N 5-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в связи с жалобой гражданки Г.В.Шикуновой", согласно которой выявление нарушений в оформлении паспорта транспортного средства не может являться безусловным основанием для лишения собственника правомочий по пользованию и распоряжению своим имуществом в соответствии с его предназначением, - иное вопреки предписаниям статей 35 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации означало бы несоразмерное ограничение права собственности, не обусловленное конституционно значимыми целями. Следовательно, сам по себе факт аннулирования регистрации транспортного средства в соответствии с пунктами 3 и 51 Правил в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства - при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения.
Однако судами не учтены положения определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 544-О о том, что "такое ограничение прав собственника нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно направлено на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов".
Верховный Суд Российской Федерации в апелляционном определении от 09.12.2014 N АПЛ14-601 также указал на то, что "прекращение (аннулирование) регистрации транспортного средства регистрационным подразделением Госавтоинспекции не является произвольным, а осуществляется при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил, таких как представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию; обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствие транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ряда других обстоятельств. Такое нормативное правовое регулирование основано на нормах действующего законодательства, позволяет исключить из процесса дорожного движения транспортные средства, не отвечающие установленным требованиям в области обеспечения дорожного движения, а также создать дополнительные гарантии исполнения их владельцами обязательств, установленных действующим законодательством".
Из изложенного следует, что реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с техническими параметрами предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, поэтому регистрация транспортных средств является обязательным условием для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования в дорожном движении.
С учетом полномочий, возложенных на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, она осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения и вправе запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, запрещать эксплуатацию транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах (пункт 1, подпункт "з" пункта 12).
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что причиной аннулирования регистрации транспортного средства явилось ненадлежащее оформление паспорта транспортного средства, регистрационного знака, договора купли-продажи транспортного средства.
Согласно имеющегося в материалах дела заключения УГИБДД УМВД России по Калининградской области от 13.03.2014, спорное транспортное средство Volvo FH 16.610, 2004 года выпуска, имеет идентификационный номер (VIN) YV2А8А2С34А584555. Первичная регистрация его произведена 21.01.2005 с присвоением государственного регистрационного знака А854ЕА/06, который отгружен с Республику Ингушетию 28.01.1999, а свидетельства о регистрации названного транспортного средства 06КК644430 от 21.01.2005 отгружено в Республику Ингушетия 02.06.2005.
Более того, в паспорте транспортного средства, имеющегося в материалах регистрационных дел, подписи прежнего и настоящего собственника отсутствуют, в договорах купли-продажи транспортного средства отсутствуют сведения о месте их составления. В графе "Особые отметки" не указаны сведения о первичном паспорте транспортного средства, взамен которого выдан, имеется запись "первичная регистрации на основании решения суда".
Таким образом, в данном случае прекращение (аннулирование) регистрации транспортного средства регистрационным подразделением ГИБДД на основании пункта 51 названных Правил, не является произвольным, а осуществлено при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил.
При этом надлежащие доказательства о соответствии спорного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, а также доказательства представления в регистрационное подразделение ГИБДД надлежаще оформленных документов для такой регистрации в материалы дела заявителем не представлены.
В связи с этим не может быть признан правильным вывод судов о том, что регистрационный учет в данном случае может быть восстановлен на основании абзаца 6 пункта 51 Правил, поскольку положениями данного абзаца предусмотрено, что такие действия допускаются на основании судебных решений только при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения.
При таких обстоятельствах решение от 26.12.2014 и постановление от 21.05.2015 в части оставления без изменения решения от 26.12.2014 подлежат отмене в связи с неправильным применением судами норм материального права, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований Обществу следует отказать.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.12.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 по делу N А21-5604/2014 в части оставления без изменения решения Арбитражного суда Калининградской области от 26.12.2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "ВОСК" отказать.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.