11 сентября 2015 г. |
Дело N А56-71276/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Гафиатуллиной Т.С. и Кадулина А.В.,
при участии от ордена Трудового Красного Знамени федерального государственного унитарного предприятия "Российские сети вещания и оповещения" Голубевой Д.А. (доверенность от 27.07.2015),
рассмотрев 09.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2015 (судья Преснецова Т.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2015 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-71276/2014,
установил:
Ордена Трудового Красного Знамени федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения", место нахождения: 105094, Москва, ул. Семеновский Вал, д. 4, ОГРН 1027739426802, ИНН 7712005121 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, ОГРН 2057810428575, ИНН 7832000076 (далее - КУГИ), о признании права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения Предприятия на нежилое помещение 3-Н площадью 25,1 кв. м с кадастровым номером 78:31:0001423:2481, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, 8-я Советская ул., д. 15/24, лит. А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Санкт-Петербурге, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - ТУ ФАУГИ), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 7801267400, и Федеральное агентство связи, место нахождения: 109289, Москва, Николоямский пер., д. 3, лит. А, корп. 2, ОГРН 1047796500311, ИНН 7710549038.
Решением от 28.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.07.2015, заявленные требования удовлетворены.
В суде апелляционной инстанции в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена КУГИ на Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет; место нахождения, ОГРН и ИНН те же).
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об отказе в иске.
Как указывает податель жалобы, факт использования спорного имущества истцом сам по себе не может свидетельствовать о том, что это имущество входит в имущественный комплекс Предприятия и, следовательно, относится к федеральной собственности; Предприятие не подтвердило факта непрерывного (с 1991 года по настоящее время) использования указанного помещения для оказания услуг связи; представленные истцом документы не содержат данных, позволяющих идентифицировать спорный объект недвижимости.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Предприятия против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие было создано на основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.12.2012 N 2176-р в результате реорганизации ордена Трудового Красного Знамени федерального государственного унитарного предприятия "Московская городская радиотрансляционная сеть" в форме присоединения к нему федерального государственного унитарного предприятия "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга" (далее - ФГУП "РС СПб"), образованного на базе ликвидированного приказом Министерства по связи, информатике и космосу РСФСР от 15.01.1991 N 77 производственного объединения "Ленинградская городская радиотрансляционная сеть" (далее - ПО "ЛГРС"), в состав которого как структурная единица входил Невско-Смольнинский радиотрансляционный узел (с 01.02.1987 - Северный радиотрансляционный узел, приказ Министерства связи СССР от 16.01.1987 N 22 о создании государственного предприятия связи "ЛГРС", далее - ГПС "ЛГРС"). Имущество ликвидированного ПО "ЛГРС" (в том числе и спорное помещение) передано ГПС "ЛГРС", в дальнейшем переименованному в ФГУП "РС СПб" (приказ Министерства связи РСФСР от 18.02.1993 N 42, распоряжение Территориального управления Центрального административного района Санкт-Петербурга от 07.09.1999 N 2282-р, приказ Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 05.12.2000 N 7642).
Исполнительным Комитетом Смольнинского районного Совета депутатов трудящихся Невско-Смольнинскому радиотрансляционному узлу выдан ордер от 25.12.1970 N 305 на право занятия помещения площадью 25,12 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, 8-я Советская ул., д. 15/24, для использования под телефонную подстанцию сроком до 18.12.1973.
На основании полученного ордера между Ремонтно-эксплуатационным управлением N 5 Смольнинского районного Совета народных депутатов и Северным радиотрансляционным узлом 07.03.1990 заключен договор N 22 аренды указанного помещения для использования под радиоузел сроком до 07.03.1995.
Право собственности на спорное помещение (кадастровый номер 78:31:0001423:2481) 27.12.2000 зарегистрировано за Санкт-Петербургом, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.10.2014 N 42/030/2014-485, от 18.11.2014 N 01/078/2014-2982 и от 25.12.2014 N 42/030/2014-2387.
Впоследствии 01.09.2000 Комитет (арендодатель) и ФГУП "РС СПб" (арендатор) заключили договор N 20-А051855 аренды спорного помещения для использования под нежилые цели сроком до 02.12.2009.
Договор от 01.09.2000 зарегистрирован 27.12.2000 в установленном законом порядке.
Дополнительным соглашением от 08.04.2010, зарегистрированным 28.04.2014, стороны продлили срок действия названного договора до 01.03.2015.
Предприятие, считая, что спорное помещение в силу закона относятся к собственности Российской Федерации и на праве хозяйственного ведения закреплено за ним, обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций признали заявленные требования обоснованными. При этом суды исходили из того, что радиопередающие центры в соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и пунктом 6 раздела 4 Приложения N 1 к нему относятся исключительно к федеральной собственности и правопредшественники истца непрерывно с 1970 года владеют и пользуются спорным помещением.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу пункта 1 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к нему, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В соответствии с Приложением N 1 к Постановлению N 3020-1 исключительно к федеральной собственности относятся объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, в том числе и радиопередающие центры (пункт 6 раздела IV).
Предприятием в материалы дела представлены: паспорт трансформаторной подстанции ТП-25 с планом спорного помещения, согласно которому названная подстанция находится в отдельном изолированном помещении площадью 24,6 кв. м по адресу: 8-я Советская ул., д. 15; копия телефонного справочника от 01.10.1991, из которой следует, что упомянутая трансформаторная подстанция расположена по указанному адресу; инвентарные карточки учета основных средств от 03.01.1972 N 371, от 25.12.1997 N 1894, от 01.10.2000 N 116, от 31.12.2013 N 131; выписка из журнала учета станционных объектов Предприятия по состоянию на 1987 год; журнал проверки и профилактики оборудования трансформаторной подстанции ТП-25, в котором указано на проведение регулярных с 1974 года проверок оборудования, установленного в указанном помещении; договор от 01.08.2008 N 87179-1 на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме и обеспечение коммунальными услугами пользователей нежилых помещений; акт проверки использования имущества от 05.02.2015, подтверждающий факт установки в спорном помещении оборудования истца.
Проанализировав указанные документы и установив, что на момент законодательного разграничения государственной собственности спорное помещение использовалось Предприятием, суды правомерно сослались на пункт 6 раздела IV Приложения N 1 к Постановлению N 3020-1, согласно которому спорное имущество могло находиться исключительно в федеральной собственности.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 8 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров необходимо иметь в виду, что, начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Из имеющихся в деле документов о реорганизации организаций радиотрансляционной связи усматривается, что занимающая спорный объект организация входила в структуру организаций связи, в дальнейшем реорганизованных в организационно-правовую форму Предприятия, у которого имущество, используемое в предусмотренной уставом деятельности, находится на праве хозяйственного ведения.
Довод подателя жалобы о недоказанности факта непрерывного с 1991 года использования Предприятием спорного помещения для осуществления его уставной деятельности был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получил надлежащую правовую оценку и признан несостоятельным как неподтвержденный надлежащими доказательствами. Как верно указал апелляционный суд, ответчик не представил доказательств, опровергающих использование Предприятием помещения для размещения трансформаторной подстанции ТП-25, а также подтверждающих использование помещения иными лицами иным образом.
При указанных обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили исковые требования о признании права федеральной собственности и права хозяйственного ведения Предприятия на спорный объект недвижимости.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2015 по делу N А56-71276/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к нему, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В соответствии с Приложением N 1 к Постановлению N 3020-1 исключительно к федеральной собственности относятся объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, в том числе и радиопередающие центры (пункт 6 раздела IV).
...
Проанализировав указанные документы и установив, что на момент законодательного разграничения государственной собственности спорное помещение использовалось Предприятием, суды правомерно сослались на пункт 6 раздела IV Приложения N 1 к Постановлению N 3020-1, согласно которому спорное имущество могло находиться исключительно в федеральной собственности.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 8 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров необходимо иметь в виду, что, начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 сентября 2015 г. N Ф07-7028/15 по делу N А56-71276/2014