15 сентября 2015 г. |
Дело N А21-7564/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Асмыковича А.В., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 15.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу N А21-7564/2014 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Семенова А.Б.),
установил:
Открытое акционерное общество "Севзапгеология" (место нахождения: г. Санкт-Петербург, ул. Одоевского, д. 24, корп. 1; ОГРН 1137847189776; ИНН 7801602338; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании бездействия Комитета по финансам и бюджету Администрации муниципального образования "Зеленоградское городское поселение", выражающееся в неисполнении решения Арбитражного суда Калининградской области от 31.12.2013 по делу N А21-6299/2013 в соответствии с исполнительным листом от 18.02.2014 серии АС N 005281754.
Определением от 10.12.2014 суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрацию муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" (далее - Администрация), а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федерального казначейства по Калининградской области (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 15.01.2015 (судья Зинченко С.А.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 02.06.2015 решение суда первой инстанции отменено; оспариваемое бездействие Администрации признано незаконным, на нее возложена обязанность совершить действия, направленные на исполнение решения Арбитражного суда Калининградской области от 31.12.2013 по делу N А21-6299/2013 в соответствии с исполнительным листом от 18.02.2014 серии АС N 005281754, предусмотренные частями 4 - 7 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В кассационной жалобе Администрация просит указанное постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку исполнительный лист следовало направить в Отдел N 13 Управления.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании решения Арбитражного суда Калининградской области от 31.12.2013 по делу N А21-6299/2013 о взыскании с Администрации в пользу Общества 974 243 руб. 75 коп. задолженности и 22 022 руб. судебных расходов (с учетом исправлении опечаток определением от 27.01.2014) взыскателю выдан исполнительный лист серии АС N 005281754.
Общество направило указанный исполнительный лист, а также копии решения от 31.12.2013 и определения от 27.01.2014 по делу N А21-6299/2013 в Отдел по бюджету, финансам и бухгалтерскому учету Администрации, которые получены этим Отделом 23.04.2014 и 08.05.2014 соответственно.
В связи с неисполнением Администрацией требований исполнительного листа в срок, установленный БК РФ, Общество, сославшись на нарушение своих прав и законных интересов, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления исходя из того, что Отдел по бюджету, финансам и бухгалтерскому учету Администрации не является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевого счета Администрации, а доказательств направления исполнительного документа в адрес Отдела N 13 Управления, где открыт лицевой счет Администрации, не представлено.
Суд апелляционной инстанции, установив, что Отдел по бюджету, финансам и бухгалтерскому учету Администрации является финансовым органом, который в силу положений БК РФ осуществляет исполнение судебных актов по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования, отменил решение суда первой инстанции и заявление Общества удовлетворил.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановления пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Согласно пункту 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Как определено статьей 6 БК РФ, под финансовым органом муниципального образования понимается орган (должностное лицо) местной администрации муниципального образования, осуществляющие составление и организацию исполнения местного бюджета.
Ведение учета и осуществление хранения исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, осуществляют органы, исполняющие судебные акты - Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований (пункт 7 статьи 242.2 БК РФ).
В силу пункта 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
В данном случае судом апелляционной инстанции установлено, что решением городского Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" от 30.05.2012 N 148 утверждена структура Администрации, согласно которой Отдел по бюджету, финансам, бухгалтерскому учету является финансовым органом муниципального образования.
Апелляционным судом так же установлено, что Общество направило в Отдел по бюджету, финансам, бухгалтерскому учету Администрации исполнительный лист, а также копии решения от 31.12.2013 и определения от 27.01.2014 по делу N А21-6299/2013, что подтверждается соответствующим заявлением взыскателя, содержащим реквизиты банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию; указанные документы поступили в финансовый орган муниципального образования 23.04.2014 и 08.05.2014; судебный акт по делу N А21-6299/2013 в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение не исполнен.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о несоответствии бездействия Администрации упомянутым нормам бюджетного законодательства, а также о нарушении прав и законных интересов взыскателя, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для удовлетворения заявления.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу N А21-7564/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.