21 сентября 2015 г. |
Дело N А44-7199/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 14.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 12.02.2015 (судья Самарин А.Д.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 (судьи Чередина Н.В., Зорина Ю.В., Романова А.В.) по делу N А44-7199/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное пассажирское автотранспортное предприятие - 1", место нахождения: 173015, г. Великий Новгород, Нехинская ул., д. 1, ОГРН 1125321000837, ИНН 5321152660 (далее - ООО "МПАТП-1", Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском (с учетом уточнения требований) о взыскании 7 038 680 руб. 97 коп. убытков, возникших в I и II кварталах 2014 года в связи с перевозкой пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области, в том числе 3 692 528 руб. 85 коп. убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, место нахождения: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360 (далее - Министерство финансов РФ), за счет казны Российской Федерации и 3 346 152 руб. 12 коп. убытков с Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области, место нахождения: 173005, г. Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, ОГРН 1025300788094, ИНН 5321028776 (далее - Департамент финансов) за счет казны Новгородской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент транспорта Новгородской области (место нахождения:173000, Великий Новгород, Славная ул., д. 55 ОГРН 1095321000180, ИНН5321131364), Департамент транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области (место нахождения: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, ОГРН 1025300795915, ИНН 5321073088).
Решением от 12.02.2015 суд удовлетворил требования в полном объеме, с ответчиков в пользу Общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины.
Постановлением от 21.04.2015 апелляционный суд оставил решение от 12.02.2015 без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов РФ, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты в части взыскания убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество является коммерческой организацией, осуществляющей перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в границах Новгородского и Маловишерского муниципальных районов Новгородской области.
В I и II кварталах 2014 года Общество на основании заключенных с Комитетом транспорта Новгородской области, администрациями Маловишерского и Новгородского муниципальных районов договоров осуществляло регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования на городских и пригородных маршрутах, в том числе перевозку граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте на основании единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ).
Между Департаментом транспорта и связи Новгородской области и Обществом 17.03.2014 подписано соглашение, предусматривающее предоставление ООО "МПАТП-1" субсидии на возмещение недополученных доходов от перевозки пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области.
На основании представленных Обществом отчетов о транспортной работе за I и II кварталы 2014 года Департаментом транспорта Новгородской области произведен расчет субсидии, причитающейся к выплате ООО "МПАТП-1" за указанный период (т. 1, л. 100-102, 144-146).
Общий размер субсидии, подлежащий выплате за указанные периоды, составляет 7 038 680 руб. 97 коп., в том числе 3 692 528 руб. 85 коп. в связи с перевозкой граждан, включенных в федеральный регистр и 3 346 152 руб. 12 коп. в связи с перевозкой граждан, включенных в региональный регистр льготных категорий.
Полагая, что субсидия за указанные периоды 2014 года выплачена Обществу не в полном объеме, ООО "МПАТП-1" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций проверив и дав правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения иска к двум ответчикам - Новгородской области и Российской Федерации.
При этом суды исходили из положений статей 426, 789, 790 (пункт 5) Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также из того, что Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) государство возложило на субъект Российской Федерации обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан (независимо от места проживания), а не по финансированию названных услуг. Поэтому, как сочли суды, недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Судами также проанализированы следующие значимые положения региональных и федеральных нормативных правовых актов.
В силу статьи 1 Областного закона Новгородской области от 02.06.2009 N 540-ОЗ "О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок" граждане, получающие ежемесячные или ежегодные денежные выплаты на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, имеют право приобретать ЕСПБ на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых в городском и пригородном сообщениях (часть 1). Форма ЕСПБ, их стоимость, порядок продажи и пользования, срок их действия, порядок распределения между перевозчиками выручки от продажи ЕСПБ устанавливается Правительством Новгородской области (часть 2).
Постановлением Администрации Новгородской области от 29.12.2005 N 519 "О порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами" (далее - постановление N 519) с 01.01.2006 на территории Новгородской области введена продажа ЕСПБ, утверждено Положение о порядке продажи и пользования ЕСПБ. Данным постановлением установлена стоимость ЕСПБ, определены также категории граждан, имеющих право на приобретение ЕСПБ: право на приобретение проездных билетов имеют граждане, являющиеся получателями ежемесячных или ежегодных денежных выплат в соответствии с федеральным и областным законодательством, местом жительства которых является территория области.
Постановлением Администрации Новгородской области от 16.03.2009 N 65 утвержден Порядок предоставления субсидий организациям автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования и индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов от перевозки пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области (далее - Порядок, Порядок N 65).
Данный порядок определяет цели, условия и правила предоставления субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования в городском и (или) пригородном сообщении, а в случае отсутствия маршрута в пригородном сообщении - на маршруте в межмуниципальном сообщении отдельных категорий граждан, обладающих правом проезда по ЕСПБ в соответствии с постановлением N 519, на возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением указанным категориям граждан права проезда по ЕСПБ (субсидии), за счет средств областного бюджета (пункт 1 Порядка).
В силу пункта 3 Порядка Департамент транспорта и связи Новгородской области как главный распорядитель средств областного бюджета осуществляет предоставление субсидий в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных в областном бюджете на текущий финансовый год
В соответствии с пунктом 4 Порядка субсидия предоставляется перевозчику при наличии заключенного договора (контракта) на осуществление транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, и заключении соглашения между перевозчиком и департаментом транспорта и связи Новгородской области о предоставлении субсидии.
Расчет объема субсидии осуществляется в соответствии с пунктами 6 и 7 Порядка на основании отчетных данных о транспортной работе, предоставляемых перевозчиком.
В соответствии с Законом N 122-ФЗ с 01.10.2005 предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату. Вместе с тем этот Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, спор по расчету заявленных к возмещению убытков отсутствует.
Суд кассационной инстанции с учетом приведенных нормативных положений считает, что при рассмотрении спора по существу судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для реализации нового предусмотренного Законом N 122-ФЗ порядка предоставления льгот в Закон N 184-ФЗ включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
В силу пункта 1 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
По настоящему делу суды, взыскивая заявленную сумму иска с Российской Федерации, не приняли во внимание положения статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации об основаниях возникновения обязательств у Российской Федерации и у ее субъектов.
Между тем, согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" судам разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Вышеуказанными нормативными правовыми актами Новгородской области, требованиями Порядка N 65 предусмотрена компенсация транспортным организациям из областного бюджета недополученных доходов в связи с предоставлением права льготного проезда гражданам как федерального, так и регионального регистров.
Кроме того, принимая во внимание положения статей 15, 16, 1069 ГК РФ также надлежит признать, что материалами дела не подтверждается незаконность актов и (или) виновный характер действий, бездействия федеральных государственных органов в сфере межбюджетных правоотношений, значимых с учетом спорного периода.
Таким образом, судами неправомерно удовлетворены требования, заявленные истцом к Российской Федерации.
Выводы судов обусловлены полным и объективным установлением фактической стороны дела при неправильном применении норм материального права.
Безусловных процессуальных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не имеется (часть 4 статьи 288 АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.08.2015 по настоящему делу приостановлено исполнение решения Арбитражного суда Новгородской области от 12.02.2015 и постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу N А44-7199/2014 в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное пассажирское автотранспортное предприятие - 1" 3 692 528 руб. 85 коп. убытков, а также в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 30 528 руб. 25 коп. до принятия арбитражным судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы.
С учетом принятия арбитражным судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы названное приостановление подлежит отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 12.02.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу N А44-7199/2014 отменить в части удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное пассажирское автотранспортное предприятие - 1", место нахождения: 173015, г. Великий Новгород, Нехинская ул., д. 1, ОГРН 1125321000837, ИНН 5321152660, о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, место нахождения: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное пассажирское автотранспортное предприятие - 1" 3 692 528 руб. 85 коп. убытков и 30 528 руб. 25 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
В иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказать.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Новгородской области от 12.02.2015 и постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу N А44-7199/2014 в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное пассажирское автотранспортное предприятие - 1" 3 692 528 руб. 85 коп. убытков, а также в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 30 528 руб. 25 коп.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.