24 сентября 2015 г. |
Дело N А26-10901/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,
при участии от Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Маляренко М.А. (доверенность от 14.01.2015 N 4-д), от общества с ограниченной ответственностью "Приоритет" Тельтевской Ю.А. (доверенность от 25.11.2013),
рассмотрев 21.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.03.2015 (судья Ильющенко О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015 (судьи Толкунов В.М., Есипова О.И., Протас Н.И.) по делу N А26-10901/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Приоритет" (место нахождения: 105037, Москва, Заводской проезд, 15, пом. 1, ком. 2, ОГРН 1137746551678, ИНН 7719849163; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) об оспаривании отказа Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (место нахождения: 185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090; далее - министерство) в выделении обществу дополнительного объема древесины на 2014 год за счет недоиспользованного объема древесины в 2011 - 2013 годах, выраженного в письмах от 19.12.2014 N 2.2-21/10522 и от 24.12.2014 N 2.2-21/10659, а также отказа в приеме лесных деклараций от 09.12.2014 на дополнительный объем древесины, выраженного в письмах от 16.12.2014 N 2438 и 2438/2.
Решением суда от 26.03.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.06.2015, заявление общества удовлетворено; оспариваемые отказы министерства признаны незаконными, не соответствующими требованиям Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Правилам заготовки древесины, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 (далее - Правила заготовки древесины, Правила), Порядку заполнения и подачи лесной декларации, утвержденному приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 17.01.2012 N 18 (далее - Порядок). В порядке статьи 201 АПК РФ суд обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества - принять решение о выделении заявителю дополнительного объема древесины на 2014 год за счет недоиспользованного объема древесины в 2011 - 2013 годах и принять лесные декларации от 09.12.2014.
В кассационной жалобе ее податель просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов судебных инстанций. По мнению министерства, у заявителя отсутствуют основания для получения дополнительного объема древесины за счет неполного освоения за предыдущие годы; министерство обязано действовать в соответствии с разъяснениями Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза).
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы жалобы, а представитель общества отклонил их по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Приоритет" (арендатор) 07.12.2007 заключен договор аренды лесного участка общей площадью 11 235 кв. м, расположенного на территории Орзегского лесничества, для заготовки древесины; срок действия договора установлен с 05.12.2006 по 06.12.2031; договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия 16.01.2008 за N 10-10-01/066/2007-315.
В связи с реорганизацией сторон договора 25.10.2013 заключено дополнительное соглашение, которым установлен номер договора от 07.12.2007 - N 129-з, а также определено, что арендодателем является министерство, арендатором - общество: соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия 15.11.2013 за N 10-10-01/109/2013-408.
Общество обратилось в министерство с заявлением (зарегистрировано 09.12.2014) о выделении дополнительного объема древесины, заготавливаемой на основании упомянутого договора, за счет недоосвоения лесосеки за предыдущие годы со ссылкой на пункт 10 Правил заготовки древесины; общество также представило в министерство две лесные декларации от 09.12.2014, в которых заявило о дополнительном объеме древесины - 816 куб. м и 255 куб. м (письма от 09.12.2014 N 191, 192).
В письме от 11.12.2014 N 2.2-21/10286 министерство подтвердило полное использование обществом установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору от 07.12.2007 N 129-з и сообщило, что по данному договору объем недоиспользованной древесины за период 2011 - 2013 годы составил 4,9 тыс. куб. м, в том числе 2,3 тыс. куб. м по хвойному хозяйству, согласовав предоставление недоиспользованной древесины в указанном объеме.
В свою очередь письмом от 19.12.2014 N 2.2-21/10522 министерство отозвало письмо от 11.12.2014 N 2.2-21/10286 и отказало в предоставлении недоиспользованного за 2011 - 2013 годы объема древесины, поскольку по договору от 07.12.2007 N 129-з у общества имеется задолженность по арендной плате за 2012 год в сумме 134 068 руб.
Письмами от 16.12.2014 N 2438, 2438/2 обществу было отказано в приеме двух лесных деклараций от 09.12.2014 об использовании лесов для заготовки древесины в объемах 816 куб. м и 255 куб. м по причине превышения ежегодного допустимого объема изъятия древесины.
На повторное обращение общества министерство письмом от 24.12.2014 N 2.2-21/10659 отказало в согласовании предоставления недоиспользованного объема древесины в связи с имеющейся задолженностью по арендной плате за 2012 год.
Не согласившись с законностью отказов министерства в выделении дополнительного объема древесины и приеме лесных деклараций, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие у министерства в данном случае правовых и фактических оснований для соответствующих отказов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
Суды правомерно сочли, что отказы министерства выделить испрашиваемый обществом дополнительный объем древесины и принять лесные декларации не соответствуют значимым нормативным положениям и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности. При этом суды исходили из следующего.
В соответствии с частями 1, 8, 9 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила заготовки древесины устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил заготовка древесины осуществляется в соответствии с Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1 статьи 26 ЛК РФ).
Как указано в пункте 12 Правил, рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации.
Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок (часть 4 статьи 29 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 10 Правил заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам. На лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, разрешается заготовка древесины в объеме, не совпадающем с допустимым объемом изъятия древесины по лесному участку, при условии, если суммарный объем древесины, заготовленной за последние 3 года, не превышает установленной расчетной лесосеки по лесничеству.
В связи с таким нормативным регулированием суды сочли, что условием выделения дополнительного объема древесины является полное использование установленного на текущий год объема древесины проектом освоения лесов и непревышение суммарного объема древесины, заготовленной за последние 3 года, установленной расчетной лесосеки.
В письме от 11.12.2014 N 2.2-21/10286 министерство подтвердило, что общество полностью использовало установленный на 2014 год объем изъятия древесины по договору от 07.12.2007 N 129-з; за период с 2011 по 2013 годы общество недоиспользовало 4,9 тыс. куб. м древесины.
В материалах дела нет доказательств превышения суммарного объема древесины, заготовленной обществом за последние 3 года, установленной расчетной лесосеки.
В связи с этим суды правомерно не усмотрели обосновывающих оспариваемые отказы ограничений применительно к части 4 статьи 29 ЛК РФ и пункту 10 Правил и сочли, что в рассматриваемом случае фактически единственным основанием для отказа в выделении дополнительного объема древесины и принятии лесных деклараций на дополнительный объем древесины послужило наличие у общества задолженности по арендной плате за 2012 год.
В обоснование такому основанию министерство ссылается на письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 06.10.2014 N НК-10-27/12001, согласно которому условием выделения дополнительного объема древесины является внесение в предыдущие годы арендной платы в полном объеме.
Суды (с учетом статьи 2 ЛК РФ и статьи 13 АПК РФ) правильно оценили это письмо как не являющееся нормативным правовым актом, прошедшим в установленном порядке регистрацию и опубликование, а следовательно, не подлежащее применению в данном споре.
Суды обоснованно констатировали следующее.
В спорном периоде требование о полной уплате арендных платежей за предыдущие периоды в качестве условия предоставления дополнительного объема древесины нормативными правовыми актами, регулирующими лесные отношения, не установлено (пункт 11 Порядка). Министерство не подтвердило основания для отказа в приеме лесной декларации применительно к пункту 11 Порядка. Общество не требует выделения дополнительного объема древесины на безвозмездной основе. Ссылка министерства в мотивах отказа в приеме деклараций на превышение ежегодного допустимого объема изъятия древесины не соответствует имеющимся в деле доказательствам.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.03.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015 по делу N А26-10901/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.