23 сентября 2015 г. |
Дело N А66-954/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Любченко И.С., Подвального И.О.,
при участии от муниципального унитарного предприятия "Тверь - Общежития" Якубович Ю.Я. (доверенность от 15.09.2015), от Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики Администрации города Твери Снурницына А.Е. (доверенность от 10.09.2015 N 12), от общества с ограниченной ответственностью "Высота ТСК" Пухова С.Н. (доверенность от 19.12.2015 N 27),
рассмотрев 22.09.2015 кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Тверь - Общежития" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 по делу N А66-954/2014 (судьи Шадрина А.Н., Зорина Ю.В., Романова А.В.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Тверь - Общежития", место нахождения: 170000, город Тверь, улица Благоева, дом 4, ОГРН 1076952020991, ИНН 6952013413 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики Администрации города Твери, место нахождения: 170100, город Тверь, улица Московская, дом 24, корпус 1, ОГРН 1036900014469, ИНН 6901001988 (далее - Департамент), о взыскании задолженности по соглашениям от 20.11.2013 N 214, от 25.11.2013 N 228 о предоставлении субсидий в размере 1 305 608 руб. 89 коп.
К участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Высота ТСК" (далее - Общество), некоммерческое партнерство "Служба заказчика по благоустройству территорий города Твери и капитальному ремонту жилищного фонда" (далее - Служба заказчика), Администрация Заволжского района города Твери (далее - Администрация), Департамент финансов администрации города Твери (далее - Департамент финансов).
Решением суда первой инстанции от 27.02.2015 (судья Нофал Л.В.) требования Предприятия удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционного суда от 01.07.2015 указанное решение отменено. В удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела, просит постановление отменить.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Департамента просил в удовлетворении жалобы отказать, ссылаясь на законность и обоснованность постановления апелляционного суда. Представитель Общества также просил обжалуемое Предприятием постановление суда отменить.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, между Департаментом и Предприятием 20.11.2013 и 25.11.2013 (получатель субсидий) заключены соглашения о предоставлении субсидии N 214 и N 228 на сумму 871 721 руб. 86 коп. (в том числе 818 942 руб. 40 коп. составляет размер предоставляемой субсидии за счет средств бюджета города Твери; 52 779 руб. 46 коп. составляет размер финансирования расходов в части доли помещений, находящихся в муниципальной собственности) на возмещение затрат в связи с выполнением работ капитального характера по ликвидации аварийной ситуации на многоквартирном жилом доме по адресу город Тверь, улица Горького, дом 128, корпус 1; а также на сумму на сумму 433 887 руб. 03 коп. (в том числе 411 137 руб. 10 коп. составляет размер предоставляемой субсидии за счет средств бюджета города Твери; 22 749 руб. 93 коп. составляет размер финансирования расходов в части доли помещений, находящихся в муниципальной собственности) на возмещение затрат в связи с выполнением работ капитального характера по ликвидации аварийной ситуации на многоквартирном жилом доме по адресу город Тверь, улица Горького, дом 128, корпус 1. соответственно.
Сроки проведения работ в доме были установлены до 15.12.2013 и до 10.12.2013 (пункт 1.2 Соглашений).
Согласно пункту 2.4 названных Соглашений перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется в течение 30 календарных дней после представления в Департамент следующих документов:
- договоры с подрядной организацией на выполнение работ капитального характера в многоквартирном (жилом) доме;
- договоры со специализированной организацией на осуществление строительного контроля за выполнением работ капитального характера в многоквартирном (жилом) доме;
- акт выполненных работ, подписанного заказчиком, подрядной организацией, администрацией района в городе Твери, наймодателем в муниципальном жилищном фонде, организацией, осуществлявшей строительный контроль, а также лицами, которые уполномочены действовать от имени собственников помещений в многоквартирном (жилом) доме;
- справки о стоимости выполненных работ и затрат, подписанных заказчиком и подрядной организацией;
- акт о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченных капитальным ремонтом элементов жилого здания, подписанного заказчиком, подрядной организацией, Департаментом, администрацией района в городе Твери, наймодателем в муниципальном жилищном фонде, организацией, осуществлявшей строительный контроль, а также лицами, которые уполномочены действовать от имени собственников помещений в многоквартирном (жилом) доме;
- акты оказания услуг на осуществление строительного контроля, подписанных заказчиком и подрядной организацией.
Указанные документы готовятся в трех экземплярах по одному для заказчика, подрядной организации и Департамента.
Предприятие заключило с Обществом договоры подряда: от 20.11.2013 на проведение работ капитального характера по аварийному ремонту мягкой кровли на доме (стоимость работ определена в размере 778 149 руб.); от 20.11.2013 на проведение работ капитального характера по аварийному ремонту отмостки дома (стоимость работ определена в размере 112 723 руб.); от 28.11.2013 на проведение работ капитального характера по аварийному ремонту наружной стены дома (стоимость работ определена в размере 447 248 руб.).
Осуществление строительного контроля возложено на некоммерческое партнерство "Служба заказчика по благоустройству территорий города Твери и капитальному ремонту жилищного фонда" на основании договоров N 67-ск, N 68-ск. Стоимость услуг по строительному контролю составила 19 064 руб. и 9571 руб. соответственно.
Приемка выполненных работ по дому N 128 корпус 1 на улице Горького в рамках соглашения о предоставлении субсидии от 20.11.2013 N 214 была назначена на 17.12.2013, что подтверждается письмом Предприятия от 12.12.2013 N 2946.
Однако в назначенную дату приемка работ на объекте не произведена, акты выполненных работ сторонами не подписывались, в связи с выявленными Департаментом недостатками в работах.
В связи с нарушением сроков производства работ Департаментом 18.12.2013 в адрес истца были направлены соглашения о расторжении Соглашений.
В ответ на предложение о расторжении Соглашений Предприятие 19.12.2013 направило в адрес Департамента акты выполненных работ и акты о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией элементов здания, датированные 15.12.2013 и 10.12.2013.
На данное письмо Департамент разъяснил, что оснований для выплаты субсидии не имеется, поскольку на 17.12.2013 работы по капитальному ремонту кровли дома завершены не были, работы по устранению аварийной ситуации на торцевой стороне дома N 128 корпуса 1 на улице Горького выполнены в объеме около 40%, поэтому приемка работ по состоянию на 17.12.2013 не состоялась. Приглашений на повторную комиссию по приемке работ в адрес Департамента не направлялось.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Предприятия с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Предприятие исполнило обязательство по Соглашениям надлежащим образом, в связи с чем взыскал с Департамента в пользу Предприятия 1 305 608 руб. 89 коп. долга, а также 26 056 руб. 08 коп. расходы по уплате государственной пошлины.
Апелляционная инстанция не согласилась с данным выводом и отменила решение суда первой инстанции.
Кассационная инстанция изучив материалы дела, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в виду следующего.
В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Постановлением администрации города Твери от 14.10.2010 N 2251 утвержден "Порядок предоставления управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам субсидий из бюджета города Твери на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с проведением работ капитального характера по ликвидации аварий и (или) устранению аварийных ситуаций на многоквартирных (жилых) домах города Твери, часть помещений в которых находится в муниципальной собственности, согласно приложению к настоящему Постановлению" (далее - Порядок N 2251).
В пункте 1.1 Порядка N 2251 указано, что названный Порядок разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации и определяет механизм и условия предоставления за счет средств бюджета города Твери субсидий управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с выполнением работ капитального характера по ликвидации аварий и (или) устранению аварийных ситуаций на многоквартирных (жилых) домах.
Целью предоставления субсидий является финансовое обеспечение (возмещение) затрат управляющих организаций, товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов на выполнение работ капитального характера по ликвидации аварий и (или) устранению аварийных ситуаций на многоквартирных (жилых) домах (пункт 2.1 Порядка N 2251).
Согласно пункту 2.2 Порядка N 2251 Получателями субсидий являются управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными (жилыми) домами и отвечающие следующим критериям: период осуществления деятельности в сфере управления многоквартирными (жилыми) домами не менее 1 года; наличие акта обнаружения аварийного повреждения в многоквартирном (жилом) доме, находящемся в управлении.
На основании постановления администрации города Твери Департамент заключает с Получателем субсидии соглашение о предоставлении субсидии по форме согласно приложению к настоящему Порядку (пункт 2.8 Порядка).
Пунктом 2.10 Порядка N 2251 предусмотрено, что перечисление субсидий Получателям субсидий осуществляется на основании заключенных соглашений в течение 30 календарных дней после выполнения работ и представления в Департамент документов, перечень которых предусмотрен в пунктах с 2.10.1 по 2.10.12 Порядка.
Суд апелляционной инстанции установил и из материалов дела следует, что акты о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченных аварийным ремонтом элементов жилого здания от 10.12.2013 и от 15.12.2013 подписаны с нарушением требований пункта 2.4. Соглашений, а также Порядка N 2251 (в актах отсутствует подпись полномочного представителя Департамента).
Вместе с тем, Департамент был приглашен на приемку выполненных работ в рамках только лишь соглашения от 20.11.2013 N 214.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ пришел к выводу о том, что Предприятие нарушило порядок сдачи работ, предусмотренный соглашениями.
Вместе с тем, в силу пункта 3.1 Порядка и пункта 5.2. Соглашений субсидия подлежит возврату в бюджет города в случае ликвидации, банкротства, реорганизации.
Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на решение Арбитражного суда Тверской области от 15.11.2013 по делу N А66-1310/2013, сделал правильный вывод о том, что перечисление субсидии после признания Предприятия банкротом противоречит Порядку N 2251 и условиям заключенных сторонами соглашений.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку фактическим обстоятельств, что в силу статей 286 и 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку обжалуемое постановление апелляционного суда принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, то основания, установленные статьей 288 АПК РФ, для их отмены отсутствуют.
Определением суда кассационной инстанции 27.08.2015 Предприятию была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения его кассационной жалобы по существу. Ввиду отказа в ее удовлетворении с Предприятия в доход федерального бюджета следует взыскать 3000 руб. по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 102, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 по делу N А66-954/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Тверь - Общежития" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Тверь - Общежития", место нахождения: 170026, Тверская область, город Тверь, улица Благоева, дом 4, ОГРН 1076952020991, ИНН 6952013413, в федеральный бюджет государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 3000 руб.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.