22 сентября 2015 г. |
Дело N А13-1902/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Любченко И.С., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 22.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества Племзавод "Заря" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 09.04.2015 (судья Логинова О.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Докшина А.Ю.) по делу N А13-1902/2015,
установил:
Закрытое акционерное общество Племзавод "Заря" (место нахождения: Вологодская обл., Грязовецкий р-н, д. Слобода; ОГРН 1023501453128; ИНН 3509002623; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области (далее - Управление) от 26.01.2015 N 04-02/2015-03 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 09.04.2015 оспариваемое постановление изменено, размер назначенного Обществу наказания в виде штрафа уменьшен до 150 000 руб.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.06.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной отменить. По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения; Управлением пропущен срок давности привлечения заявителя к административной ответственности.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.06.2006 Обществу на срок до 19.06.2016 выдана лицензия на пользование недрами ВОЛ 01311 ВЭ с целью добычи питьевых подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов; участок недр в виде горного отвода расположен вблизи д. Пирогово Грязовецкого р-на (скважины N N 467, 3620); неотъемлемой частью лицензии является лицензионное соглашение об условиях пользования недрами (приложение N 1 к лицензии).
На основании приказа от 14.11.2014 N 1477 Управление в период с 25.11.2014 по 15.12.2014 провело плановую выездную проверку в отношении Общества по вопросам соблюдения им требований природоохранного законодательства.
В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте от 15.12.2014 N 316-04, что пользование недрами осуществляется с нарушением условий, предусмотренных пунктами 4.2.1, 4.2.3, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.5, 4.3.1 лицензионного соглашения.
Управлением установлено, что проект зон санитарной охраны водозаборных скважин в составе трех поясов в срок до I квартала 2007 года не согласован с Территориальным управлением Роспотребнадзора по Вологодской области и не утвержден в органах исполнительной власти; в срок до I квартала 2010 года не выполнен ликвидационный тампонаж неэксплуатируемой скважины N 2905 и в лицензирующий орган не представлены акты тампонажа; в срок до II квартала 2010 года на государственную экспертизу не представлены материалы оценки запасов подземных вод питьевого назначения водозаборного участка; в течение месяца после утверждения запасов подземных вод и получения протокола ТКЗ в Региональный и Вологодский территориальные геологические фонды отчет по оценке запасов подземных вод и сопутствующие информационные материалы не представлены; в срок до III квартала 2010 года не разработан и в установленном порядке не согласован проект пользования недрами (технологическая схема эксплуатации месторождения); в срок до 01.01.2008 не оформлено в соответствии с действующим законодательством право пользования земельными участками в границах зоны строгого режима водозаборов.
По данному факту пользования Обществом недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией, Управление составило в отношении него протокол от 12.01.2015 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, а постановлением от 26.01.2015 N 04-02/2015-03 признало заявителя виновным в совершении этого административного правонарушения, назначив наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения ввиду нарушения им условий, предусмотренных пунктами 4.2.1, 4.2.3 лицензионного соглашения, в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления отказал, однако уменьшил размер штрафа до 150 000 руб.
При этом суд установил, что Обществу нарушение пунктов 4.1.3, 4.1.4, 4.1.5, 4.3.1 лицензионного соглашения вменено неправомерно.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Статьей 22 Закона предусмотрена обязанность пользователя недр обеспечить выполнение условий, установленных лицензией (пункт 10 части 2).
Согласно пунктам 4.2.1, 4.2.3 лицензионного соглашения, определяющего основные условия пользования недрами и являющегося неотъемлемой составной частью лицензии, Общество приняло на себя обязательства представить в лицензирующий орган положительное заключение Территориального управления Роспотребнадзора по Вологодской области о согласовании в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 проекта зон санитарной охраны водозаборных скважин в составе трех поясов, утвержденного в органах исполнительной власти (срок исполнения - I квартал 2007 года), а также акты ликвидационного тампонажа неэксплуатируемой скважины N 2905 (д. Пирогово), выполненного в соответствии с разработанным проектом (срок исполнения - I квартал 2010 года).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что лицензиат условия пунктов 4.2.1, 4.2.3 лицензионного соглашения не выполнил.
Административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приняв во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения Обществом условий, предусмотренных лицензией, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суды пришли к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения.
Довод заявителя о неосуществлении им действий по использованию скважин N N 3620, 2905 рассмотрен судами и отклонен, как не влияющий на наличие в его действиях состава административного правонарушения.
Исходя из того, что Общество допустило длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, предусмотренных лицензионным соглашением, суд апелляционной инстанции, придя к выводу о длящемся характере совершенного им административного правонарушения, отклонил довод заявителя об истечении срока давности привлечения его к административной ответственности. При этом апелляционный суд руководствовался правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26.02.2008 N 9199/07.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 09.04.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу N А13-1902/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества Племзавод "Заря" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.