21 сентября 2015 г. |
Дело N А05-13589/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 14.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 по делу N А05-13589/2014 (судьи Зайцева А.Я., Зорина Ю.В., Чередина Н.В.),
установил:
Сельскохозяйственное муниципальное унитарное предприятие "Дружба", место нахождения: 164223, Архангельская обл., Няндомский р-н, д. Андреевская, ул. Новая, д. 4, ОГРН 1022901414590, ИНН 2918006200 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском (с учетом уточнения требований) к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее - Министерство), о возврате 1 251 069 руб. 95 коп. излишне внесенных по договору от 21.03.2007 N 170 аренды лесного участка платежей по срокам уплаты за период с 11.11.2011 по 17.04.2013, взыскании 232 322 руб. 97 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением от 27.01.2015 суд принял отказ Предприятия от исковых требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, производство по делу в указанной части прекратил.
Решением от 10.03.2015 суд отказал в иске.
Постановлением от 11.06.2015 апелляционный суд отменил решение от 10.03.2015 и взыскал с Министерства в пользу Предприятия 1 251 069 руб. 95 коп. неосновательного обогащения и 3867 руб. 70 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска.
Дополнительным постановлением от 21.07.2015 апелляционный суд взыскал с Министерства в пользу Предприятия 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить постановление от 11.06.2015. Податель жалобы считает, что Лесной кодекс Российской Федерации не запрещает устанавливать более высокий размер арендной платы по соглашению сторон.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между Департаментом лесного комплекса Архангельской области (правопредшественником Министерства; арендодателем) и Предприятием (арендатором) 21.12.2007 заключен договор N 170 аренды лесного участка, по условиям пунктов 1.1 и 1.2 которого арендодатель на основании заявления Предприятия от 07.12.2007 о приведении заключенного ранее договора безвозмездного пользования участком лесного фонда от 21.02.2003 (постановление администрации Архангельской области от 01.11.1999 N 336, распоряжение администрации Архангельской области от 13.02.2003 N 108р) в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предоставляет, а арендатор принимает в аренду лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, площадью 12 689,9 га, расположенный в Архангельской области, Няндомский сельский лесхоз - филиал ОГУ "Архангельсксельлес", леса Предприятия, кварталы 1-8, 10-17, 19-23.31-51, 63-67, схема расположения лесного участка, его границы и характеристика приводятся в приложениях 1, 2, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора (границы лесного участка определены по материалам лесоустройства 2000 года), по 21.02.2052.
В соответствии с пунктом 2.1 договора годовой размер арендной платы составляет 2 014 872 руб., в том числе в части минимального размера платы - 1 185 184 руб. и в части превышающей минимальный размер - 829 688 руб.
В силу пункта 2.2 договора годовой размер арендной платы за пользование лесным участком с изъятием лесных ресурсов устанавливается не ниже минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
В соответствии с пунктом 2.3 договора конкретный годовой размер арендной платы устанавливается с учетом коэффициента превышений по договоренности сторон 1,7.
Согласно пункту 2.5 договора годовая арендная плата на новый календарный год рассчитывается арендодателем до 31 декабря текущего года в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации ставок платы, пунктами 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 указанного договора и фиксируется в протоколе согласования размера арендной платы, подписываемом обеими сторонами.
Сроки внесения арендной платы установлены указанным пунктом договора в течение года частями в процентном отношении от годового размера.
Пунктом 2.6 договора предусмотрено, что при изменении ставок платы за единицы объема древесины лесных насаждений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение календарного года, годовой размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений. Новый размер арендной платы в одностороннем порядке рассчитывается арендодателем и доводится до сведения арендатора не позднее даты внесения очередного платежа после введения ставок.
В силу пункта 3.4.2 договора арендатор обязан вносить арендную плату в размере и сроки, которые установлены ежегодно подписанным двумя сторонами протоколом согласования арендной платы.
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно подписанным сторонами протоколам согласования размера арендной платы и порядка ее внесения арендная плата по договору в части, превышающей размер арендной платы по минимальным ставкам, на 2011-2013 годы составила по 874 783 руб. за каждый год, в том числе по 131 217 руб. 45 коп. по срокам уплаты до 15.11.2011, 15.12.2011; по 87 478 руб. 30 коп. по срокам уплаты с 15.02.2012 по 15.04.2013.
В соответствии с названными пунктами договора аренды и протоколом согласования размера арендной платы и порядка ее внесения Предприятие внесло в бюджет Архангельской области арендную плату в части превышений над минимальными ставками в общей сумме 1 251 069 руб. 95 коп.
Полагая, что расчет размера арендной платы по договору аренды неправомерно произведен Министерством в части, превышающей минимальные ставки (с применением повышающего коэффициента 1,7), Предприятие обратилось в суд с требованием о взыскании с Министерства указанной суммы.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, отметив, что внесение Предприятием арендной платы в 2011 - 2013 годах в размере, согласованном сторонами в протоколах согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2011, 2012, 2013 годы, является доказательством надлежащего исполнения истцом добровольно принятых на себя обязательств, что исключает возникновение на стороне Министерства неосновательного обогащения в силу положений статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, указав, что заявленное Предприятием требование является правомерным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 168 ГК РФ (в редакции, относящейся к спорному периоду) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (статья 180 ГК РФ).
На основании пунктов 1 и 2 статьи 167 названного Кодекса недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно положениям статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ (части 1 - 3).
Как указано в части 1 статьи 73 ЛК РФ, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно федеральным законам от 13.12.2010 N 357-ФЗ, от 30.11.2011 N 371-ФЗ, от 03.12.2012 N 216-ФЗ, от 02.12.2013 N 349-ФЗ ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, а также ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, применяются в 2011-2013 годах с коэффициентом 1,30.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73), в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13, при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 73 ЛК РФ), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункта 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
Пункт 18 Постановления N 73 также определяет, что судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
Суд апелляционной инстанции в ходе судебного разбирательства установил, что заключение договора аренды N 170 осуществлялось в порядке приведения ранее заключенного договора безвозмездного пользования участками лесного фонда от 21.02.2003 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации и на основании приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации" (далее - Приказ N 258). При этом указанные договоры не были заключены в связи с проведением торгов.
Пунктом 11 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного Приказом N 258, предусмотрено, что при переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением N 310.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь упомянутыми нормами, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что определение в договоре аренды лесного участка, заключенного не по результатам проведения торгов, размера арендной платы с превышением регулируемых ставок противоречит требованиям законодательства, ввиду чего арендная плата в части, превышающей нормативно установленный минимальный размер, внесена арендатором излишне и подлежит возврату в силу подпункта 1 статьи 1103 ГК РФ.
Так как Предприятием в бюджет Архангельской области излишне уплачена арендная плата в размере 1 251 069 руб. 95 коп., апелляционный суд правомерно и обоснованно взыскал ее в пользу истца за счет казны Архангельской области.
Довод подателя жалобы о том, что Лесной кодекс Российской Федерации не запрещает устанавливать более высокий размер арендной платы по соглашению сторон, нашел надлежащую правовую судебную оценку.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом апелляционной инстанции правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 по делу N А05-13589/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.