22 сентября 2015 г. |
Дело N А21-10605/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Подвального И.О., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 15.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-строительное управление-5" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.02.2015 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 (судьи Толкунов В.М., Есипова О.И., Зотеева Л.В.) по делу N А21-10605/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-строительное управление-5", место нахождения: 236004, Калининград, Яблочная улица, дом 3, ОГРН 1093925009430, ИНН 3907204450 (далее - Общество, ООО "УК РСУ - 5") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области, место нахождения: 236000, Калининград, Московский пр., д. 95, ОГРН 1083925015030, ИНН 3906195516 (далее - Инспекция) от 20.11.2014 N 4084 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (далее - КоАП КО) в виде штрафа в размере 135 000 руб.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 17.02.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "УК РСУ - 5", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие выводов обстоятельствам дела, просит указанные судебные акты отменить и принять новое решение - об удовлетворении заявления в полном объеме. При этом податель жалобы ссылается на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 N 71-АПГ15-3 которым часть 1 статьи 73 КоАП КО признана недействующей со дня ее принятия.
Инспекция в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит обжалуемые решение и постановление оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в ходе осмотра Инспекцией 22.09.2014 в 15:15 час. территории по адресу: Калининград, Волочаевская улица, дома 40, 51, улица Володарского, дом 1, Новинская улица, напротив дома 49 "д" (пересечение улиц Орлова - Новинская), пересечение улиц Краснопресненская - Львовская, улица Емельянова, дом 49-51 установлено, что ООО "УК РСУ - 5" своевременно не обеспечило надлежащее санитарное состояние контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий (места сбора твердых бытовых отходов (далее - ТБО) - вокруг наличие бытового, крупногабаритного мусора, порубочные остатки), чем нарушило требования пунктов 4.2, 4.2.2, 4.5 Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "город Калининград", утвержденных решением окружного Совета депутатов городского округа "город Калининград" от 24.12.2008 N 346 (далее - Правила N 346), то есть совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 73 КоАП КО.
По данному факту в отношении Общества 26.09.2014 был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 73 КоАП КО.
Постановлением от 20.11.2014 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 73 КоАП КО и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 135 000 руб.
Не согласившись с законностью указанного постановления, ООО "УК РСУ - 5" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, и не установили нарушения административным органом процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 73 КоАП КО (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения и привлечения к административной ответственности) невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по организации уборки и содержанию территорий, порядку сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В данном случае, суды, исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статьей 65 и 71 АПК РФ, а также руководствуясь положениями Правил N 346 и частью 1 статьи 73 КоАП КО, пришли к выводу о доказанности Инспекцией состава и события вменяемого Обществу административного правонарушения.
Между тем, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 N 71-АПГ15-3 признаны недействующими части 1, 2, 3 и 5 статьи 73 Закона Калининградской области от 12.05.2008 N 244 "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" в редакции Закона Калининградской области от 20.02.2014 N 300 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О внесении изменений в Закон Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях".
Основанием для признания части 1 статьи 73 КоАП КО недействительной послужило несоблюдение региональным законодателем требований статьи 1.3 КоАП РФ о разграничении нормотворческой компетенции в области законодательства об административных правонарушениях.
Согласно положениям статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (действующей на момент вынесения Определения ВС РФ от 24.06.2015 N 71-АПГ15-3) установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2).
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание (часть 3).
Исходя из изложенного и применяя положения части 2 статьи 13, части 6 статьи 210 АПК РФ, статей 1.6, 2.1 КоАП РФ, статьи 2 КоАП КО кассационный суд полагает, что оспоренное в настоящем деле постановление подлежит признанию незаконным и отмене, поскольку обратное с учетом настоящих обстоятельств дела будет означать умаление принципов законности, правовой определенности и защищенности.
Ссылка Инспекции на новую редакцию части 1 статьи 73 КоАП КО (в редакции Закона Калининградской области от 02.07.2015 N 438) отклоняется, поскольку указанная редакция вступила в законную силу после привлечения Общества к административной ответственности и в силу прямого указания закона (статья 1.7 КоАП РФ) не подлежит применению.
Поскольку все существенные для дела обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций установлены верно, но к ним неправильно применены нормы права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным отменить решение арбитражного суда первой инстанции от 17.02.2015 и постановление апелляционного суда от 01.06.2015 по настоящему делу и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1), 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.02.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу N А21-10605/2014 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области от 20.11.2014 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 4084 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-строительное управление - 5" в виде штрафа в размере 135 000 рублей.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.