24 сентября 2015 г. |
Дело N А66-19715/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Мунтян Л.Б. и Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Филипс" Рубальского К.А. (доверенность от 04.12.2014),
рассмотрев 21.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тверской таможни на решение Арбитражного суда Тверской области от 06.03.2015 (судья Пугачев А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 (судьи Виноградова Т.В., Докшина А.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А66-19715/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Филипс" (место нахождения: 123022, Москва, улица Сергея Макеева, дом 13, ОГРН 1027700044074, ИНН 7704216778; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Тверской таможни (место нахождения: 170043, город Тверь, Октябрьский проспект, дом 56, ОГРН 1026900519821, ИНН 6905010662; далее - Таможня), содержащегося в письме от 28.11.2014 N 12-11/13824, об обязании Таможни внести изменения в декларации на товары N 10115020/200114/0000093, 15020/030314/0000523, 10115020/190314/0000761, 10115020/240314/0000825, 15020/010414/0000936, 10115020/020414/0000957, 10115020/040414/0000990, 15020/040414/0000991, 10115020/290414/0001310, 10115020/050514/0001342, 15020/050514/0001344, 10115020/060514/0001383, 10115020/070514/0001414, 15020/200514/0001573, 10115020/270514/0001630, 10115020/290514/0001660, 15020/040614/0001754, 10115020/060614/0001792, 10115020/110614/0001857, 15020/160614/0001872, 10115020/170614/0001883, 10115020/180614/0001902, 15020/250614/0001997, 10115020/200814/0002746 в соответствии с обращением заявителя от 22.10.2014 N В-25/14 и устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 28 246 686 руб. 61 коп.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 06.03.2015, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статей 149 и 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, ввезенные декларантом товары являются "медицинскими изделиями" и при их декларировании правомерно начислен НДС по ставке 18% в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Таможня о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Общество ввезло на таможенную территорию таможенного союза по декларациям на товары N 10115020/200114/0000093, 15020/030314/0000523, 10115020/190314/0000761, 10115020/240314/0000825, 15020/010414/0000936, 10115020/020414/0000957, 10115020/040414/0000990, 15020/040414/0000991, 10115020/290414/0001310, 10115020/050514/0001342, 15020/050514/0001344, 10115020/060514/0001383, 10115020/070514/0001414, 15020/200514/0001573, 10115020/270514/0001630, 10115020/290514/0001660, 15020/040614/0001754, 10115020/060614/0001792, 10115020/110614/0001857, 15020/160614/0001872, 10115020/170614/0001883, 10115020/180614/0001902, 15020/250614/0001997, 10115020/200814/0002746 товары медицинского назначения - молокоотсосы, системы для маммографии, рентгеновские системы, рентгеновские диагностические аппараты, компьютерные томографы, диагностические ультразвуковые системы, мониторы-дефиблилляторы.
При таможенном декларировании спорных товаров заявителем представлены регистрационные удостоверения на медицинские изделия, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
22.10.2014 Общество направило в адрес Таможни заявление N В-25/14 о внесении изменений в указанные декларации на товары, полагая ошибочно уплаченным НДС в сумме 28 246 696 руб. 61 коп.
В письме от 28.11.2014 N 12-11/13824 Таможня отказала во внесении изменений в декларации, указав, что спорные товары зарегистрированы как "медицинские изделия", а термин "медицинские изделия" введен статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), нормы Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие наименования категорий медицинских товаров (в том числе "важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника"), приведены в соответствие со статьей 38 Закона N 323-ФЗ с 01.01.2014. При этом положения постановления Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19, утвердившего Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, не приведены в соответствие со статьей 38 Закона N 323-ФЗ, поскольку спорные товары не зарегистрированы как "важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника". Таким образом, декларанту не могут быть предоставлены льготы по уплате НДС в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 150 НК РФ.
Общество оспорило решение Таможни в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что ввезенный Обществом товар не подлежит обложению НДС, суд первой инстанции признал оспариваемое решение недействительным и обязал Таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченной суммы налога.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 211 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, относится к таможенным платежам (подпункт 3 пункта 1 статьи 70 ТК ТС).
При этом не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 150 НК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.
Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 (далее - Перечень). В примечании N 1 к названному Перечню указано, что к медицинской технике, подлежащей освобождению от уплаты НДС, относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
В соответствии со статьей 38 Закона N 323-ФЗ вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
Из пункта 1 статьи 38 Закона N 323-ФЗ следует, что медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 статьи 38 Закона N 323-ФЗ).
В соответствии с названной статьей Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий, которыми предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
Исходя из системного анализа приведенных нормативных положений суды двух инстанций сделали правомерный вывод о том, что в период спорных правоотношений существовало несоответствие терминологии, приведенной в Налоговом кодексе Российской Федерации, терминологии, содержащейся в Законе N 323-ФЗ и используемой при выдаче регистрационного удостоверения (термин "медицинские изделия"). Названные несоответствия устранены в связи с внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации изменениями Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации". При этом какое-либо несоответствие терминологии, применяемой в нормативных правовых актах, не должно лишать юридическое лицо права на освобождение от налогообложения товаров, которые исходя из норм действующего законодательства не подлежат налогообложению.
Таким образом, при ввозе в Российскую Федерацию, как до 1 января 2014 года, так и после указанной даты, важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, на которые выданы в установленном порядке регистрационные удостоверения на изделия медицинской техники или медицинские изделия с указанием кодов общероссийского классификатора продукции (ОКП), предусмотренных Перечнем, применяется освобождение от налога на добавленную стоимость.
Судами двух инстанций установлено, что принадлежность спорных товаров к изделиям медицинской техники подтверждается представленными декларантом регистрационными удостоверениями, из которых усматривается, что спорные товары отнесены к кодам ОКП ОК 005-93, содержащимся в Перечне.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций сделали законные и обоснованные выводы о том, что ввезенные Обществом по декларациям на товары N 10115020/200114/0000093, 15020/030314/0000523, 10115020/190314/0000761, 10115020/240314/0000825, 15020/010414/0000936, 10115020/020414/0000957, 10115020/040414/0000990, 15020/040414/0000991, 10115020/290414/0001310, 10115020/050514/0001342, 15020/050514/0001344, 10115020/060514/0001383, 10115020/070514/0001414, 15020/200514/0001573, 10115020/270514/0001630, 10115020/290514/0001660, 15020/040614/0001754, 10115020/060614/0001792, 10115020/110614/0001857, 15020/160614/0001872, 10115020/170614/0001883, 10115020/180614/0001902, 15020/250614/0001997, 10115020/200814/0002746 товары освобождаются от налогообложения, в связи с чем оспариваемое решение Таможни правомерно признано незаконным как несоответствующее вышеприведенным нормативным положениям.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 06.03.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 по делу N А66-19715/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Тверской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.