29 сентября 2015 г. |
Дело N А13-16097/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Гафиатуллиной Т.С., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев 24.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.04.2015 (судья Зрелякова Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 (судьи Шадрина А.Н., Зорина Ю.В., Чередина Н.В.) по делу N А13-16097/2014,
установил:
Индивидуальный предприниматель Талыбова Назакат Асадовна, ОГРНИП 313352507900012, ИНН 352527534668, обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию "Город Вологда" в лице администрации города Вологды, место нахождения: г. Вологда, ул. Каменный мост, д. 4, ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930 (далее - Администрация), о взыскании 654 264 руб. неосновательного обогащения в виде излишне перечисленной арендной платы за периоды с I по IV кварталы 2014 года по договору от 26.03.2009 N 01-364.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Вологодской области, место нахождения: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Герцена, д. 2, ОГРН 1023500884395, ИНН 3525115247.
Решением суда от 17.04.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.06.2015, исковые требования предпринимателя удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт - об отказе в иске. По мнению подателя жалобы, в связи с тем, что спорный земельный участок относится к неразграниченной государственной собственности, Правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила, Постановление N 582), на него не распространяются. Администрация, производя расчет арендных платежей, действовала в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 02.12.2013 N 1239 (далее - Постановление N 1239), которое не признано недействующим. Истец расчет на 2014 год получил, его не оспорил и осуществлял платежи. Податель жалобы считает, что суды поставили стороны в неравное положение: истцом фактически заявлены требования как о признании нормативного правового акта недействующим, так и об оспаривании действий органа местного самоуправления в виде начисления арендных платежей, а у Администрации, как и у Правительства Вологодской области, отсутствует возможность защиты своего права, поскольку в указанном деле не осуществлялась проверка оспариваемого акта или его отдельных положений на предмет соответствия закону или иному нормативному правовому акту и не устанавливалось, нарушает ли этот акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Администрация также не согласна с позицией судов, основанной на постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 17.04.2012 N 15837/11, поскольку имеется иная позиция Верховного Суда Российской Федерации (определение от 28.05.2014 N 16-АПГ14-5).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статьи 288 АПК РФ.
Правительство Вологодской области в отзыве просит кассационную жалобу удовлетворить.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Вологодской области от 23.03.2009 N 522 Департамент земельных отношений Вологодской области (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Торгстрой" (арендатор) 26.03.2009 заключили договор N 01-364 аренды земельного участка площадью 20 000 кв. м, кадастровый номер 35:24:0103002:1594, местоположение : Вологодская обл., г. Вологда, ул. Клубова, северо-западная часть кадастрового квартала, для строительства зданий складского назначения с выставочным залом.
Договор заключен сроком до 23.03.2014 (пункт 2.1).
По договору переуступки от 17.10.2012 права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка перешли к Талыбовой Н.А.
По окончании определенного в договоре срока арендатор продолжил пользоваться земельным участком при отсутствии возражений со стороны арендодателя, в связи с чем договор считается продленным на основании пункта 8.14 договора до 23.03.2019.
Размер и порядок внесения арендной платы предусмотрены в разделе 5 договора.
В силу пункта 5.1 размер арендной платы определяется в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, Вологодской области.
В пункте 5.3 договора стороны установили, что размер арендной платы, сроки ее внесения, расчетный счет и соответствующие реквизиты уточняются арендодателем в случаях изменения ставок арендной платы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, изменения нормативно-правовых актов Российской Федерации, Вологодской области, определяющих порядок исчисления арендной платы и условия ее внесения.
В связи с признанием Закона Вологодской области от 20.11.2006 N 1518-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, на территории муниципального образования "Город Вологда" утратившим силу решением Вологодской городской Думы от 06.05.2010 N 342 (в редакции от 02.07.2012 N 1225), устанавливающим полномочия органов местного самоуправления города Вологды в реализации отдельных государственных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Город Вологда", с 03.09.2012 Администрация выступает администратором доходов по арендной плате по указанным земельным участкам.
Расчет арендной платы за 2014 год произведен Администрацией в соответствии с пунктом 2.10 Положения об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, утвержденного Постановлением N 1239, в котором предусмотрено, что в случае если объекты недвижимости не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка для строительства (за исключением жилищного и индивидуального жилищного) арендная плата за такой земельный участок устанавливается не менее четырехкратного размера земельного налога.
Согласно расчету Администрации арендная плата за 2014 год составила 981 396 руб., по 245 349 руб. в квартал. При этом расчет произведен с применением ставки, равной 6% от кадастровой стоимости земельного участка (1,5% кадастровой стоимости (земельный налог) х 4).
Платежными поручениями от 12.03.2014 N 4, от 29.04.2014 N 7, от 17.09.2014 N 24, от 05.11.2014 N 27, от 20.11.2014 N 31 предприниматель перечислил арендную плату за I, II, III и IV кварталы 2014 года.
Талыбова Н.А., полагая, что размер арендной платы за земельный участок, предоставленный в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, подлежал установлению в размере 2% от кадастровой стоимости в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил, в связи с чем имеется переплата по арендной плате, обратилась в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций руководствовались статьями 424, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением N 582, правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11, согласно которой размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Кроме того, суды сослались на правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2014 N 9-АПГ14-9.
Между тем, суды обеих инстанций не учли, что Правила подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Действие Правил не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4, от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558, от 27.08.2015 N 303-ЭС15-7877.
Как следует из пункта 16 постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Согласно пункту 19 того же Пленума арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Поскольку в данном случае спор возник в отношении земельного участка, относящегося к землям, собственность на которые не разграничена, утвержденные Постановлением N 582 Правила, не могли быть применены при разрешении настоящего дела.
Нормативные акты субъекта Российской Федерации, муниципального образования не были оспорены заинтересованными лицами в установленном законом порядке и не были признаны противоречащими федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, полностью или в части.
В силу изложенного правовых оснований для применения в расчете арендной платы Правил, как следствие, для вывода о наличии переплаты по арендной плате, у судов не имелось.
Поскольку при разрешении настоящего спора судами установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, однако допущены нарушения указанных выше норм материального права, регулирующих порядок определения платы за использование спорного земельного участка, вопросы неосновательного обогащения, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта - об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.04.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 по делу N А13-16097/2014 отменить.
В иске отказать.
Председательствующий |
М. В. Захарова |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.