30 сентября 2015 г. |
Дело N А56-85358/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Асмыковича А.В., Кудина А.Г.,
при участии от Государственной административно-технической инспекции Валдаевой Ю.В. (доверенность от 30.12.2014 N 01-04-4853/14-0-0), от закрытого акционерного общества "Брит" Соломатовой Ю.В. (доверенность от 15.01.2015),
рассмотрев 25.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной административно-технической инспекции на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2015 (судья Соколова Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Семенова А.Б.) по делу N А56-85358/2014,
установил:
Закрытое акционерное общество "Брит", место нахождения: 191036, Санкт-Петербург, Полтавская ул., д. 7, ОГРН 1077847488290, ИНН 7842362477 (далее - ЗАО "БРИТ", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., 36, лит. А, ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323 (далее - ГАТИ, Инспекция), от 09.10.2014 N 71817.
Решением от 05.03.2015 суд удовлетворил заявленные требования.
Постановлением от 17.06.2015 апелляционный суд оставил решение от 05.03.2015 без изменения.
В кассационной жалобе ГАТИ, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение. Податель жалобы считает, что Обществом был нарушен порядок установки объекта благоустройства - постоянного ограждения. По мнению ГАТИ, спорный склад является элементом внешнего благоустройства.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 25.09.2015.
В судебном заседании представитель ГАТИ поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, с 04.09.2014 по 11.09.2014 сотрудниками Инспекции на основании приказа начальника Инспекции от 27.08.2014 N 1474-кк проведена внеплановая проверка исполнения Обществом предписания от 20.02.2014 N 36018, о чем составлен акт от 11.09.2014.
В ходе проверки установлено, что ранее выданное предписание не исполнено в срок до 20.02.2014, объект благоустройства (постоянное ограждение с пристроенным ограждением из профлиста и устройством въездных ворот), расположенный по адресу: Полтавская ул., д. 7, лит. "Ж", демонтирован не в полном объеме, проект, утвержденный Комитетом по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга (далее - КГА), на размещенный объект благоустройства, в ГАТИ не представлен.
Инспекция 09.10.2014 выдала Обществу предписание N 71817 об устранении выявленного нарушения в срок до 10.02.2015 путем предоставления в ГАТИ утвержденного КГА проекта на размещение указанного объекта благоустройства, либо его демонтажа с восстановлением нарушенного благоустройства с представлением согласований организаций, установленных в пункте 12.3 Правил производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением ГАТИ от 22.01.2008 N 4.
ЗАО "БРИТ" оспорило предписание от 09.10.2014 N 71817 в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, отметив, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2004 N 223 утверждено Положение о государственной административно-технической инспекции (далее - Положение N 223).
В соответствии с пунктом 3.12 Положения N 223 Инспекция уполномочена выдавать обязательные для исполнения предписания в пределах ее компетенции.
Разделом 4 приказа Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 13.08.2010 N 129 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений Комитета по градостроительству и архитектуре, Государственного учреждения "Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга" и Государственного учреждения "Центр информационного обеспечения градостроительной деятельности" при рассмотрении вопросов ремонта, переоборудования, окраски, изменений фасадов, размещения дополнительного оборудования фасадов, объектов потребительского рынка, внешнего благоустройства, утверждения паспортов фасадов зданий и сооружений" (далее - Приказ N 129) предусмотрено, что для размещения объекта внешнего благоустройства требуется согласование с КГА.
Согласно пункту 1.3 Приказа N 129 под внешним благоустройством понимается деятельность физических или юридических лиц, направленная на преобразование внешнего облика городской среды и повышение ее потребительских качеств; отдельный элемент внешнего благоустройства - временный некапитальный объект благоустройства, размещаемый на территории Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 1.2 Регламента внешнего благоустройства, утвержденного распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 23.09.2002 N 1784-ра "О мерах по усилению контроля состоянием внешнего благоустройства Санкт-Петербурга" (далее - Регламент), под внешним благоустройством в настоящем Регламенте понимается деятельность физических и юридических лиц, направленная на преобразование внешнего облика городской среды и повышение ее потребительских качеств.
Элементами внешнего благоустройства являются любые самостоятельно выделяемые для проектирования части внешнего благоустройства:
- вертикальная планировка;
- покрытия территорий (улиц, площадей, набережных, внутриквартальных, в том числе внутридворовых пространств);
- подпорные стенки, спуски, лестницы;
- парапеты, ограды, технические ограждения;
- отдельно стоящие объекты уличного оборудования, в том числе павильоны, ларьки, прилавки, лотки, остановки общественного транспорта, посты Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел (далее - УГИБДД) и других контрольных служб, уличная мебель, мусоросборники;
- объекты для размещения информации и рекламы (тумбы, стенды и др.);
- беседки и навесы;
- оборудование для детских, спортивных и иных игровых площадок;
- светильники, пункты связи, иное оборудование;
- произведения монументально-декоративного искусства (скульптуры, обелиски, стелы);
- памятные доски;
- декоративные устройства, в том числе фонтаны, бассейны, цветники, растения в кадках;
- части фасадов зданий, в том числе крыльца, навесы, козырьки, лестницы, балконы, эркеры, лоджии, карнизы, столярные изделия, элементы декора, окраска, светильники, ограждения, защитные решетки, ставни, водосточные трубы, антенны, флагштоки, настенные кондиционеры и другое оборудование, пристроенное к стенам или вмонтированное в них.
В силу пункта 3.1 Регламента создание и установка элементов внешнего благоустройства должны вестись в соответствии с согласованной проектной документацией. Проектирование внешнего благоустройства в Санкт-Петербурге осуществляется в соответствии с требованиями Регламента с соблюдением градостроительного и историко-культурного законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, действующих строительных, инженерных, санитарных и иных ведомственных норм и правил.
В соответствии с пунктом 7.1 Регламента комплексные проекты внешнего благоустройства для зоны А и особо ценных в историко-культурном отношении выделенных территорий утверждаются распоряжением Администрации Санкт-Петербурга по представлению КГА и заказчика и по согласованию с отраслевыми и территориальными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга. Комплексные проекты и проекты отдельных видов внешнего благоустройства иных территорий утверждаются КГА по согласованию с отраслевыми и территориальными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
В статье 2 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) к объектам благоустройства помимо перечисленных в данной статье относятся также иные объекты, в отношении которых действия субъектов права регулируются установленными законодательством правилами и нормами благоустройства.
Учитывая расхождения, возникшие между сведениями, содержащимися в предписании о том, что Общество самовольно разместило объект благоустройства: постоянное ограждение с пристроенным ограждением из профлиста и устройством въездных ворот по адресу: Санкт-Петербург, ул. Полтавская, д. 7, лит. Ж, и ссылкой Общества на то, что на указанном земельном участке построено временное сооружение - склад для хранения, суд первой инстанции поручил Инспекции провести повторный осмотр принадлежащего Обществу земельного участка.
Согласно акту осмотра от 17.02.2015 на проверяемой территории установлено складское помещение - металлоконструкция, обшитая серым алюминиевым профилем; пол - асфальтобетон; двери металлические; размеры складского помещения - 18400 х 3170. В пункте 5 акта указано, что задняя стенка складского помещения не примыкает к соседнему зданию, расстояние между стеной склада и фасадом 430 мм.
Данное обстоятельство подтверждается выданным 06.05.2014 Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" техническим паспортом на временное нежилое сооружение: склад для хранения по адресу: ул. Полтавская, д. 7, лит. "Г".
Учитывая указанные обстоятельства, а также исходя из пункта 1.3 Приказа N 129, пункта 1.2 Регламента, статьи 2 Закона N 273-70, суды установили, что размещенный на указанной территории склад не является элементом внешнего благоустройства, в связи с чем в рассматриваемом случае у Общества отсутствует обязанность по представлению Инспекции утвержденного КГА проекта на размещение постоянного ограждения.
В связи с этим суды пришли к правильному выводу о том, что изложенные в оспариваемом предписании требования по устранению нарушений возлагают на заявителя незаконные обязанности, что нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом указанных обстоятельств суды правомерно признали недействительным предписание ГАТИ от 09.10.2014 N 71817.
Доводы жалобы фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, вследствие чего не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу N А56-85358/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной административно-технической инспекции - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.