02 октября 2015 г. |
Дело N А56-71250/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Гафиатуллиной Т.С., Кадулина А.В.,
при участии от Ордена Трудового Красного Знамени Федерального государственного унитарного предприятия "Российские сети вещания и оповещения" Голубевой Д.А. (доверенность от 27.07.2015 N Ф-49/15), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Стародубцевой В.В. (доверенность от 19.05.2015 N 14893-42),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2015 (судья Васильева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Несмиян С.И.) по делу N А56-71250/2014,
установил:
Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения", место нахождения: 105094, Москва, ул. Семеновский вал, д. 4, ОГРН 1027739426802, ИНН 7712005121 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - КУГИ), о признании права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения Предприятия на нежилое помещение площадью 27,7 кв. м с кадастровым номером 78:3141:0:2:1, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Большая Зеленина, д. 4, лит. А, пом. 1Н.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 7801267400; Федеральное агентство связи, место нахождения: 109289, Москва, Николоямский пер., д. 3А, корп. 2, ОГРН 1047796500311, ИНН 7710549038 (далее - Россвязь).
Решением от 06.04.2015 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 данное решение оставлено без изменения.
С кассационной жалобой на указанные судебные акты обратился Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
Комитет в кассационной жалобе просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов судов нормам материального и процессуального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, к федеральной собственности может относиться только такое имущество, используемое предприятием радиовещания, которое на момент законодательного разграничения государственной собственности было закреплено за данным предприятием на праве хозяйственного ведения; сам факт использования спорного помещения предприятием радиовещания безотносительно исследования оснований такого использования не может свидетельствовать о том, что помещение входит в имущественный комплекс предприятия; истец не представил изданный до законодательного разграничения государственной собственности акт уполномоченного государственного органа о закреплении спорного помещения за государственным предприятием; в материалах дела отсутствует передаточный акт в подтверждение перехода права на имущество к истцу от его правопредшественника; спорное помещение, где размещена трансформаторная подстанция, относящаяся к объектам электроэнергетики, предназначено для передачи электрической энергии и может находиться в публичной собственности любого уровня.
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что отсутствие акта компетентного органа о закреплении за истцом спорного помещения, использовавшегося до момента законодательного разграничения государственной собственности в уставной деятельности Предприятия, не влияет на решение вопроса о надлежащем собственнике; представленными в дело доказательствами подтверждается факт непрерывного использования спорного помещения для целей радиовещания, в том числе на момент законодательного разграничения государственной собственности; довод подателя жалобы об отнесении трансформаторной подстанции к объектам электроэнергетики несостоятелен, так как в соответствии с приказом Министерства связи Российской Федерации от 23.03.97 N 44 "О введении в действие правил технической эксплуатации сетей проводного вещания" трансформаторная подстанция используется для понижения напряжения сигналов звукового вещания; истец является универсальным правопреемником юридического лица, реорганизованного путем присоединения.
В судебном заседании до начала рассмотрения кассационной жалобы по существу представитель Комитета заявил ходатайство о замене в связи с переименованием и реорганизацией КУГИ на Комитет. Представитель Предприятия не возражал против проведения правопреемства.
Учитывая, что переименование КУГИ и реорганизация в форме присоединения к нему другого юридического лица подтверждаются ранее представленными в суд документами, суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заменил КУГИ на Комитет (место нахождения, ОГРН и ИНН те же).
По существу жалобы представитель Комитета поддержал приведенные в ней доводы. Представитель Предприятия возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства связи РСФСР от 10.02.83 N 214 на базе ликвидированных Октябрьско-Фрунзенского и Петроградско-Василеостровского радиотрансляционных узлов образован Петроградский радиотрансляционный узел (далее - Петроградский РТУ) на самостоятельном балансе в составе Ленинградской городской радиотрансляционной сети (далее - ЛГРТС).
В дальнейшем в соответствии с приказом Министерства связи РСФСР от 15.02.87 N 7 на базе ликвидированных Калининско-Выборгского радиотрансляционного узла и радиотрансляционных сетей Петроградского и Невско-Смольнинского радиотрансляционных узлов образован Северный радиотрансляционный узел (далее - Северный РТУ) на самостоятельном балансе в составе ЛГРТС.
В соответствии с приказом Министерства связи РСФСР от 26.08.88 N 181 объединение ЛГРТС переведено на полный хозяйственный расчет и самофинансирование с распространением на него Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)"; определено, что в состав производственного объединения ЛГРТС входит Северный и Южный РТУ (том 1, лист дела 48).
Приказом Министерства РСФСР по связи, информатике и космосу от 15.01.91 N 77 производственное объединение ЛГРТС ликвидировано с созданием на его базе государственного предприятия связи "Ленинградская городская радиотрансляционная сеть" (далее - ГП "ЛГРТС"), которому передаются сети ликвидируемого объединения. В последующем приказом Министерства связи Российской Федерации от 18.02.93 N 42 ГП "ЛГРТС" переименовано в государственное предприятие связи "Радиотрансляционная сеть г. Санкт-Петербурга" (далее - ГПС "Радиотрансляционная сеть г. Санкт-Петербурга") (том 1, лист дела 50; 52).
Распоряжением Территориального управления Центрального административного района Санкт-Петербурга от 07.09.99 N 2282-р зарегистрирован Устав ГПС "Радиотрансляционная сеть г. Санкт-Петербурга" в новой редакции с изменением фирменного наименования на федеральное государственное унитарное предприятие связи "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга" (далее - ФГУП связи "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга") (том 1, лист дела 54).
На основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.12.2012 N 2176-р произведена реорганизация Ордена Трудового Красного Знамени Федерального государственного унитарного предприятия "Московская городская радиотрансляционная сеть" (далее - ФГУП МГРТС) в форме присоединения к нему ФГУП "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга" (том 1, лист дела 58).
Приказом Россвязи от 26.03.2013 N 66 утверждены изменения Устава ФГУП МГРТС, в соответствии с которыми ФГУП МГРТС переименовано в Предприятие (л.д. 63).
12.05.2001 в отношении нежилого помещения площадью 27,7 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Большая Зеленина, д. 4, лит. А, пом. 1Н, зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга. Указанное помещение использовалось правопредшественником Предприятия на условиях аренды по договору, заключенному с КУГИ, для размещения трансформаторной подстанции.
Согласно справке Проектно-инвентаризационного бюро Петроградского района от 19.12.2014 N 15638исх нежилое помещение 1Н площадью 27,7 кв. м по ул. Большая Зеленина, д. 4 использовалось по состоянию на 1967 год радиотрансляционным узлом Петроградского района.
Предприятие, ссылаясь на то, что спорное помещение, которое с 1967 года используется истцом и его правопредшественниками в уставной деятельности, в силу закона принадлежит на праве собственности Российской Федерации и из федеральной собственности в государственную собственность Санкт-Петербурга в установленном законом порядке не передавалось, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и пунктом 6 раздела IV приложения N 1 к данному постановлению исключительно к федеральной собственности относятся предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.
Суды, всесторонне и полно исследовав и надлежащим образом оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, установили, что с 1967 года спорное помещение непрерывно используется Предприятием и его правопредшественниками для осуществления уставной деятельности. Помещение было предоставлено организации, осуществляющей радиотрансляцию, для размещения трансформаторной подстанции в соответствии с уставными целями организации; из владения и пользования организации, которая претерпела ряд организационно-правовых изменений, не выбывало; целевое назначение помещения не изменялось.
Установив данные обстоятельства, суды в соответствии со статьей 24 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", статьями 209, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), а также разъяснениями, изложенными в пунктах 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, пришли к правомерному выводу, что спорное помещение, которое на момент законодательного разграничения государственной собственности использовалось правопредшественниками Предприятия и по настоящее время используется Предприятием для целей радиовещания, в силу закона относится к федеральной собственности и является имуществом Предприятия; в установленном порядке в собственность Санкт-Петербурга не передавалось; право собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения истца на нежилое помещение 1Н как возникшие до вступления в силу Закона о государственной регистрации юридически действительны независимо от их государственной регистрации.
В таком случае суды обоснованно признали, что право собственности Санкт-Петербурга на тот же объект зарегистрировано незаконно, и удовлетворили исковые требования.
Довод подателя жалобы о том, что к собственности Российской Федерации может относиться лишь такое имущество предприятия, которое было закреплено за ним на праве хозяйственного ведения, подлежит отклонению, поскольку критерием разграничения государственной собственности является целевое назначение имущества и характер его использования.
Довод подателя жалобы о том, что трансформаторная подстанция относится к объектам электроэнергетики, не может быть принят во внимание, поскольку не опровергает вывод судов об использовании находящегося в спорном помещении оборудования Предприятием и его правопредшественниками для уставных целей.
Доводы ответчика о недоказанности непрерывного использования Предприятием помещения для уставных целей направлены на переоценку выводов судов об установленных ими обстоятельствах.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по делу N А56-71250/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив данные обстоятельства, суды в соответствии со статьей 24 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", статьями 209, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), а также разъяснениями, изложенными в пунктах 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, пришли к правомерному выводу, что спорное помещение, которое на момент законодательного разграничения государственной собственности использовалось правопредшественниками Предприятия и по настоящее время используется Предприятием для целей радиовещания, в силу закона относится к федеральной собственности и является имуществом Предприятия; в установленном порядке в собственность Санкт-Петербурга не передавалось; право собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения истца на нежилое помещение 1Н как возникшие до вступления в силу Закона о государственной регистрации юридически действительны независимо от их государственной регистрации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 октября 2015 г. N Ф07-532/15 по делу N А56-71250/2014